Ламенне, Фелисите Робер де

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Ламенне, Фелисите Робер де

род. 19 июня 1782, Сен-Мало - ум. 27 февр. 1854, Париж) - франц. писатель и философ. Первоначально - священник и самый ревностный антигалликанец, защитник папства и католицизма, однако позднее выступил за полное разделение церкви и государства, вследствие чего в 1834 испытал на себе папскую немилость. Вместе с тем он всегда оставался защитником естественного христианства для человечества; в отношении теософии на него оказал влияние Местр. Осн. произв.: "La religion consideree dans ses rapports avec l&ordre politique et civil", 2 vol., 1825-1826; "Paroles d&un croyanf", 1833 (рус. пер. "Слова верующего", СПБ, 1906); "Oeuvres completes", 11 vol., 1844 - 1847; "Oeuvres posthumes", 5 vol., 1855-1858.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЛАМЕННЕ Фелисите Робер де
1782-1854) - аббат, франц. католич. деятель и публицист, один из основоположников христ. социализма. Противник материалистич. философии и атеизма. Защиту и обоснование релит, вероучения вел с позиций христ. неоплатонизма. Л. боролся с религ. индифферентизмом, проповедовал «живую» фанатич. веру, был сторонником ограничения папской власти. За свои идеи и публицистич. деятельность был осужден руководством церкви и вскоре после этого порвал с нею. Соц.-политич. концепция Л. непоследовательна: в начале деятельности его идеалом была христ. монархия. Во время июльской революции 1830 перешел на позиции бурж. республиканизма, выступал за отделение церкви от гос-ва, всеобщее избират. право и др. бурж.-либер. реформы.

Источник: Атеистический словарь

ЛАМЕННЕ Фелисите Робер де
19.6. 1782, СенМало - 27.2.1854, Париж), франц. публицист и философ, аббат, один из родоначальников христианского социализма. Преодолев первоначальное увлечение идеями Руссо, Л. стал убежденным монархистом и правоверным католиком. В ранних трудах (1810-20е гг.) выступил с критикой идей Великой франц. революции и материалистич. философии 18 в. Политич. идеалом Л. была в это время христ. монархия. Однако к кон. 20-х гг. Л. переходит на позиции либерализма. В 1834 Л. напечатал соч. «Слова верующего» (рус. пер. 1906), в к-ром бичевал капитализм с позиций феод. социализма. Эти выступления Л. были осуждены в папских энцикликах. Утопич. идеи Л. о возможности предотвращения социальных революций и улучшения обществ. строя путем христ. любви и нравств. самоусовершенствования оказали большое влияние на социальное учение католич. модернизма. К концу жизни Л. выступил с собств. филос. системой («Эскиз философии»- «Esquisse dune philosophies, v. l-4, 1840-46), вк-рой, отходя по ряду вопросов от ортодоксальнокатолич. учения, пытался совместить религию и философию, опираясь на идеи неоплатонизма и Лейбница.

Источник: Советский философский словарь

Ламенне, Фелисите Робер де

де): французский писатель и мыслитель (Сен-Мало, 1782 — Париж, 1854). Сын судовладельца из Сен-Мало. Ламенне воспитывал его дядя, обладавший обширнейшими познаниями. На него также оказала значительное влияние религиозность его старшего брата Жана-Мари. Долгие годы уединенной жизни во владениях Ля Шесней окончательно определили его призвание и закалили твердость его убеждений. Его первое произведение — «Размышления о положении Церкви во Франции в XVIII в. и о современном положении вещей» (1808), выявило его геологические убеждения, симпатизирующие Риму, — то, что обычно называют «ультрамонтанизмом». Спасаясь от преследований имперской полиции в период Ста дней, он эмигрирует в Гернесей. Но внезапно знаменитым его сделало «Эссе о безразличии в сфере религии» (1817-1823). Затем он написал эссе «О религии, рассматриваемой в ее отношениях с политическим и общественным порядком», в котором он требует предоставить католицизму полную свободу действий и впервые требует отделения церкви от государства. В 1832 и 1834 гг. его идеи были осуждены папой. Тогда он написал «Речи верующего» (1834) и «Книгу народа» (1838), где нашла отражение католическая сентиментальность, которая должна была тронуть либеральные круги. Его гражданские похороны показали всю значительность того уважения, которое он вызывал к себе со стороны народа.

Источник: Философский словарь

Ламенне, Фелисите Робер де

19 июня 1782, Сен-Мало — 27 февраля 1854, Париж) —французский публицист и философ, аббат, один из основоположников христианского социализма. В творчестве Ламенне можно выделить два периода. В ранних произведениях он критиковал просветительскую философию 18 в., выступал как убежденный католик и монархист («Опыт о равнодушии в вопросах религии» — Essai sur lindifference en matiere de religion, v. 1—4, 1817—23). Во время революции 1830 совместно с аббатом Лакордером основал журнал «LAvenir» («Будущее») с программой свободы совести, отделения Церкви от государства, свободы образования, свободы прессы, объединений и собраний, а также всеобщего избирательного права. Взгляды Ламенне были осуждены папской энцикликой «Mirari vos» от 15 августа 1832, издание журнала прекращено. В 1834 Ламенне пишет работу «Слова верующего» (Parole dun croyant; рус. пер. 1906), имевшую большое влияние, где критикует существующий экономический и политический строй как противоречащий христианским принципам (работа осуждена парской энцикликой от 15 июля 1834). В работе «Книга народа» (Le livre du peuple,1838) выступил с идеей возвращения орудий труда всем. Автор 4-томного «Эскиза философии» (Esquisse dune philosophie, 1840—46).
Соч.: Oeuvres completes, vol. 1843—44; в рус. пер.: Современное рабство. Нижний Новгород, 1905.
Лит.: Le Guillou. Levolution de la pensee religieuse de Felicite de Lamennais. P., 1966; Duine F. M. Essai de bibliographie de F. R. Lamennais. P 1923.
Ю. H. Попов

Источник: Новая философская энциклопедия

ЛАМЕННЕ Фелисите Робер де
(1782, Сен-Мало – 1854, Париж) – философ и публицист, один из основоположников христианского социализма. В ранний период творчества («Опыт о равнодушии в делах религии», т. 1–4, 1817–1823) придерживался сугубо консервативных, антипросветительских взглядов. Противопоставляя свою концепцию мировоззрению Вольтера и энциклопедистов, Л. утверждал, что индивидуалистическая философия есть своего рода ересь, заблуждение рода человеческого, она – вне здравого смысла, который является единственным критерием истины. Человечество в своем восхождении к Богу должно опираться исключительно на традицию, укорененную в древних библейских текстах. Философская и моральная рефлексия призвана способствовать упрочению христианства. Вместе со своим братом Жаном и П. Жербе Л. основал конгрегацию Св. Петра (1828), нацеленную на восстановление в полном объеме папской власти в галликанской Франции, а также на углубленное изучение теологии, философии, истории, лингвистики. В данный период Л. активно сотрудничал с консервативными изданиями («Le Conservateur», «Le Défenseur» и др.); в их публикациях, а также в книгах «О религии в ее отношении к политическому и гражданскому порядку» (1826), «О прогрессе в революции и войне против Церкви» (1829) он проявил себя как блестящий публицист, призывавший вернуться к подлинному христианству, более милосердному и свободному. В 1830-е Л. выступает с требованием отделения церкви от государства, свободы совести, образования, прессы, общественных союзов, расширения электоральной системы. В своем знаменитом «Акте объединения» (15 ноября 1831) он призывает либерально настроенных католиков Франции, Бельгии, Ирландии и Польши создать единую федерацию. После путешествия в Рим, где мыслитель столкнулся с жесткой оппозицией церковных иерархов в отношении своих идей (взгляды Л. были осуждены папской энцикликой «Mirari vos» от 15 августа 1832), он переживает тяжелый кризис. В последних работах («Книга народа», 1838; «Религия», 1841; «Эскиз философии», т. 1–4, 1840–1846) он критикует существующий строй как противоречащий христианским принципам, выступает против тирании, догматизма, насилия, ненависти, проповедует идеи духовного христианства – милосердие, открытость другому, взаимопонимание. Эти идеи нашли живой отклик в обществе, получили широкое распространение под названием «христианского социализма» и оказали существенное влияние на развитие французской политической мысли.
Соч.: Современное рабство. Нижний Новгород, 1905; Oeuvres complètes. V. 1–10. P., 1843–1844; Oeuvres. Genève, 1946. Лит.: Сперанский, В.Н. Ламенне как политический мыслитель. Пг., 1922; Duine, F. Lamennais, sa vie, ses idées, ses ouvrages. P., 1922; Derré, R. Lamennais, ses amis et le mouvement des idées à l’époque romantique. P., 1962; Bréhat, R. Lamennais ou le prophète Féli. P., 1966; Le Guillou, L. L’évolution de la pensée religieuse de Lamennais. P., 1966; Lebrun, J. Lamennais ou l’inquiétude de la liberté. P., 1981. M.M. Федорова

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

Ламенне, Фелисите Робер де

(19 июня 1782 – 27 февр. 1854) – франц. публицист и философ, аббат, один из родоначальников христианского социализма. Быстро преодолев увлечение идеями Руссо, Л. уже в молодости стал убежденным монархистом и правоверным католиком. В своих ранних трудах – "Размышления о состоянии церкви во Франции..." ("R?fl?xions sur l´?tat de l´Eglise en France...", 1808), "Традиция французской церкви в учреждении епархий" ("Tradition de l´Eglise sur l´institution des ?v?ques", v. 1–3, 1814), "Опыт о равнодушии к вопросам веры" ("Essai sur l´indiff?rence en mati?re de religion", v. 1–4, 1817–23) и др. – Л. яростно нападал на идеи франц. бурж. революции и на материалистич. философию 18 в., боролся с атеизмом и религ. индифферентизмом. Он доказывал, что только религия, вера приводят человека к истине и делают его счастливым. Философия же, напротив, внушает ему сомнения, разрушает нравственность и делает несчастным. Политич. идеалом Л. была в это время христианская монархия. Во время революции 1830 Л. в сотрудничестве с аббатом Лакордером и графом Монталамбером основал журнал "L´avenir" ("Будущность") с программой отделения церкви от гос-ва, всеобщего избират. права и нек-рых др. либеральных реформ, переходя тем самым от монархизма к бурж. республиканизму. Эта программа, сыгравшая определенную роль в деле критики религ.-феод. идеологии и получившая известный обществ. резонанс, вызвала недовольство и даже осуждение офиц. католич. церкви. Испугавшись широкого движения нар. масс и распространения социалистич. идей, Л. стремился противопоставить социализму христ. идеи всеобщей любви и братства, использовав антикапиталистич. лозунги и революц. движение нар. масс в интересах реакции. В 1834 Л. напечатал "Слова верующего" ("Paroles d´un croyant", рус. пер. 1906) – произведение, осуждавшее капитализм с позиций феодального социализма, к-рый так остро бичевали Маркс и Энгельс в "Коммунистическом манифесте" (см. Соч., 2 изд., т. 4, с. 448–49). Утопич. иллюзии Л. отразились в "Книге народа" ("Le livre du peuple", 1838), где рисуется патриарх. строй, основанный на "возвращении орудий труда всем". Реакц. идеи Л. о возможности предотвращения социальных революций и улучшения обществ. строя путем христ. любви и нравств. самоусовершенствования оказали большое влияние на развитие христ. социализма. К концу жизни Л. выступил с собств. филос. системой, изложенной в 4-томном "Эскизе философии", ("Esquisse d´une philosophie", 1840–46). В ней, отходя по ряду вопросов от ортодоксально-католич. учения, но неизменно оставаясь врагом материализма и идеалистом, он пытался совместить религию и философию, опираясь на идеи неоплатонизма (учение о творении мира богом, об истечении – эманации – вещей из бога и др.) и лейбницианскую теодицею. Соч.: Oeuvres compl?tes, v. 1–12, P., 1836–37; Oeuvres compl?tes, v. 1–10, P., 1843–44; Oeuvres posthumes, v. 1–3, P., 1856–59; Oeuvres in?dites, v. 1–2, P., 1866; в рус. пер.: Совр. рабство, [пер. с франц. ], Н. Новгород, 1905. Лит.: Щеглов В., История социальных систем, т. 2, СПБ, 1889; Котляревский С. ?., Л. и новейший католицизм, М., 1904; Инсаров X., Л. и его время, "Мир божий", 1905, No 1, 2; История философии, т. 3, [М. ], 1943, с. 388–92; Janet P., La philosophie de L., P., 1890; Spuller E., Lamennais, P., 1892; Boutard C., Lamennais, sa vie et ses doctrines, v. 1–3, P., 1905–13; Vallery-Radot R., Lamennais, ou le pr?tre malgr? lui, P., [1931 ]; Carcopino Cl., Les doctrines sociales de L., P., 1942; Marechal Сh., La Mennais, Descartes et Saint Thomas, "Rev. Philos. de la France et de l´?tranger", 1947, p. 447–51; Remond R., L. et la d?mocratie, P., 1948; Mourre M., L. ou l´h?r?sie des temps modernes, P., 1955; M?dine H., Esquisse d´un traditionalisme catholique, [P., 1956 ]; Roussel J., F. de Lamennais, P., 1957; Querard J. M., Notice bibliographique des ouvrages de M. La Mennais, P., 1849; Duine F. M., Essai de bibliographie de F. R. de L., P., 1923. M. Мчедлов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.