ЛАЛАНД Андре

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛАЛАНД (Lalande) Андре
род. 19 июля 1867, Дижон - ум. 1963, Париж) франц. философ; с 1904 - профессор в Париже; независимо от Бергсона защищал критический витализм, создал антирационалистическую систему философии, обоснованную с точки зрения биологии и психологии и родственную учению о целостности, развиваемому нем. философами; по заказу "Societe Fran9aise de Philosophie" в сотрудничестве с рядом философов издал "Технический и критический философский словарь". Осн. произв. - "L&idee de la dissolution opposee a celle de 1&evolution", 1898.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЛАЛАНД Андре

французский философ (Дижон, 1867 -Асньеры, 1963), главный редактор большого философского словаря — «Технический и критический философский ело варь» (1902-1923). Считал основным признаком прогресса — будь то интеллектуальный, моральный или общественный прогресс — рост общности между людьми. Автор различения, довольно долго считавшегося классическим, между «конституированным разумом» (повсеместно принятые принципы мысли и действия, различающиеся в зависимости от эпохи) и «конституирующим разумом» (неизменное ценностное суждение, определяющее моральное качество, позитивный результат эволюции эпохи). Им написаны: «Психология ценностных суждений» (1928), «Теории индукции и эксперимента» (1929), «Эволюционистские иллюзии» (1930), «Разум и нормы» (1948).

Источник: Философский словарь

ЛАЛАНД Андре
французский философ; p. 19. 7. 1867 (Дижон) — ум. 15. 11. 1963 (Асньер); с 1904 — профессор в Сорбонне; независимо от Бергсона защищал критический витализм, создал антирационалистическую систему философии, обоснованную с точки зрения биологии и психологии и родственную учению о целостности, развиваемому немецкими философами; по заказу «Société Française de Philosophie» в сотрудничестве с рядом философов издал «Vocabulaire technique et critique de la Philosophie» (2 T., 1926, 1962 в 1 т.). Осн. соч.: Lecture sur la philosophie des sciences, 1893; L’idée directrice de la dissolution opposée à celle de l’évolution, 1898, 2-е изд. под названием: Les illusions évolutionistes, 1930; Vocabulaire technique et critique de la Philosophie, 1976; La raison et les normes, 1948, 1963.
L. Lavelle. La philos. Française entre les deux guerres. Paris, 1947; I. Bertoni. Il neoilluminismo etico di A. L. Milano, 1965; W. Lalande (éd.), A. L. par lui-même, Paris, 1967 (Bibl.).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЛАЛАНД Андре
(1867, Дижон – 1963, Аньер) – философ-эволюционист. Окончил Высшую нормальную школу (1888). В 1899 защитил докторскую диссертацию. Профессор философии в Сорбонне (с 1904), член Академии моральных и политических наук (1922). Один из инициаторов (наряду с К. Леоном, Л. Брюншвиком и др.) создания Французского философского общества (1901), его первый генеральный секретарь (1901–1937), а с 1937 – почетный президент. Под редакцией Л. был подготовлен и опубликован «Специальный критический словарь по философии» (1902– 1923), который впоследствии многократно переиздавался. Главную сферу интересов Л. составляли проблемы эволюции. Опираясь на идеи Э. Мейерсона и Э. Бутру, он разработал концепцию критического витализма, обоснованием которой послужили данные биологии и психологии. Вопреки Г. Спенсеру, подчеркивавшему роль, которую играют в эволюции процессы дифференциации, Л. выдвинул на первый план другой аспект эволюции, утверждая, что духовная деятельность – наука, мораль и искусство – характеризуются прежде всего возрастающей диссолюцией (позднее она получила название инволюции, или ассимиляции), противостоящей хаотическим изменениям жизни. Рациональность, присущая процессам развития, выражается, по мнению Л., в тенденции к унификации, постепенному сглаживанию различий. Сфера рационального охватывает две формы разума: разум конституирующий, который определяет неизменные принципы познания и действия (главные из них – единство и ассимиляция), и разум конституируемый, т.е. комплекс научных принципов, устанавливаемых в ту или иную эпоху и изменяющихся сообразно исторической ситуации. В процессах инволюции реализуется одно из основных требований разума – единообразие. Ассимиляция, по Л., составляет суть социального развития, свидетельством чего являются сближение форм морали и правовых институтов в разных странах, стирание классовых различий, все большее уравнивание в правах мужчин и женщин, развитие международных отношений. Подобное заметно и в искусстве, где различие творческих индивидуальностей не препятствует созданию духовной общности, постепенно охватывающей все человечество. Л. считал такие процессы вполне совместимыми с реализацией человеческой свободы, поскольку ассимиляция не является чем-то фатальным и непреложным, а представляет собой, по сути, принцип свободной активности, способствующей развитию наиболее существенных духовных качеств индивида.
Соч.: Этюды по философии науки. СПб., 1895 (1897); L’idée directrice de la dissolution opposée à celle de l’évolution, dans la méthode des sciences physiques et morales. P., 1898 (2-me éd.: Les illusions évolutionnistes. P., 1930); Psychologie des jugements de valeur. P., 1928; Théories de l’induction et de l’expé- rimentation. P., 1929; La raison et les norms. P., 1948. Лит.: Benrubi, I. Les sources et les courants de la philosophie contemporaine en France. P., 1933; Davy, G. La philosophie de A. Lalande // Revue des Deux Mondes. 1957. № 20.

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.