Лактанций

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Лактанций

Отец Церкви, провозгласивший гелиоцентрическую систему
еретическим учениям, а доктрину о странах противоположного
полушария - "заблуждением, изобретенным Дьяволом".

Источник: Теософский словарь

Лактанций

ок. 250- ум. после 325) - христ. апологет. В своем гл. соч. «Божественные установления» Л. доказывает, что в язычестве не может быть ни истинной мудрости, ни истинной религии, т. к. в нем они отделены друг от друга. Их объединение происходит в подлинной религии - христианстве. Вся книга пронизана хилиа-стич. настроениями; Л. считал, что через 200 лет (со времени автора) последует конец света и наступит тысячелетнее царство Христа. В соч. «О творении божьем» и «О гневе божьем» Л. пытался опровергнуть античную философию, выявляя противоречия между ее школами.

Источник: Атеистический словарь

ЛАКТАНЦИЙ
Lactantius), Луции Целий Фирмиан (ок 250 – ум. после 325) – церк. писатель, преподаватель красноречия в Никомедии. До принятия христианства склонялся к стоицизму. В своем гл. соч. "Божественные установления" ("Institutiones divinae") Л., в отличие от своих предшественников, стремился, по его собств. словам (см. указ. соч., V, 4, 3), не только "ответить обвинителям", но и "установить" (institutu) систематич. основы христианского учения (отсюда – заглавие). В полемич. частях "Божественных установлений" и в соч. "О творении божием" ("De opificio Dei") и "О гневе божием" ("De ira Dei") Л. пытался истолковать античные мифы в духе эвгемеризма (см. Эвгемер), опровергнуть "языческую" философию, выявляя противоречия между школами. В его обширной полемике с эпикурейцами ("О творении божием") сказалось влияние стоицизма. Оно заметно также в учении о душе: несмотря на дуалистич. противопоставления тела и души, Л. мыслил последнюю как некое тончайшее вещество. В полемич. работах Л. бог выступал антропоморфным. Соч. Л. содержат ряд свидетельств, текстов и фрагментов, важных в качестве источников по истории древней философии. В отношении стиля Л. следовал лучшим образцам и получил прозвище "христианского Цицерона" Естеств.-науч. представления Л. характерны для того упадка, к-рый переживала наука в последние века Рим. империи и в раннем средневековье. Соч.: Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum, v. 19, 27, W., 1890–1897, Schriften, в кн.: Bibliothek der Kirchenv?ter, Bd 36 1919; в рус. пер. – Творения Л., писателя в начале четвертого века, прозванного христианским Цицероном, пер. ?. Корнеева, ч. 1–2, СПБ, 1848. Лит.: Садов А. И., Древне-христиан. церк. писатель Л., СПБ, 1895, Marbach F., Die Psychologie des Firmianus Lactantius. Ein Beitrag zur Geschichte der Psychologie, Halle an der Saale, 1889, Pichon ?., Lactance, ?tude sur le mouvement philosophique et religieux sous le r?gime de Constantin, ?., 1901, Siegert J., Die Theologie des Apologeten Lactantius in ihrem Verh?ltnis zur Stoa, Bonn, 1921 (Diss.) Roller К., Kaisergeschichte in Lactanz "de mortibus persecutorum", Giessen, 1927 (Diss.) В. Зубов. Москва

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Лактанций

латинский христианский апологет. О его жизни известно в основном из сочинений Иеронима. Лактанций получил хорошее образование, был учеником Арнобия. Ок. 300 занял кафедру риторики в Никомедии, где Диоклетиан в то время расположил столицу империи; в это же время обратился в христианство. Однако ок. 305, из-за гонений на христиан, он покинул свой пост и отправился на Запад. Примерно с 308 по 317 состоял воспитателем у старшего сына Константина, Криспа. Помимо римских классиков (прежде всего Цицерона, а также Лукреция, Варрона, высоко ценимого им Сенеки) к источникам Лактанция следует отнести его латиноязычных христианских предшественников (Минуция Феликса, Тертуллиана, Киприана), а также греческого апологета Теофила Антиохийского и др.; Лактанций обращается и к орфическим поэмам, герметическим книгам, книгам оракулов и философскому гносису в целом.
До нас дошли не все его сочинения. К не сохранившимся, упоминаемым Иеронимом, относятся, в частности, несколько сборников посланий: четыре книги — к Пробу, две — к Северу, четыре — к своему ученику Деметрию. Среди уцелевших наиболее известны: 1. «De opificio Dei» («О созидании Божяем») — 303—304. Опираясь на биологические и психологические теории своего времени, Лактанций пытается доказать существование Бога и божественного провидения с помощью детального рассмотрения строения человеческого тела как вместилища души и указать читателю на наличие высших целей человеческого существования. 2. «De divinis Institutionibus libri VII» («Семь книг божественных Установлений») — 304— 313. Одна из самых обширных христианских апологий. В первой, собственно апологетической части сочинения, Лактанций критикует как языческую философию, так и религию. Их полная разобщенность приводит к тому, что человек не может претендовать на обладание мудростью, т. е. последним знанием вещей божественных и человеческих: философы лишь стремятся к ней, что подтверждается многообразием их учений (Лакганций рассматривает взгляды Пифагора, Сократа, Цицерона и др.), а языческая религия переполнена суевериями и предрассудками. Только вера в божественное Откровение предоставляет человеку, созданному по образу Бога, возможность познать мудрость. К обоснованию главного тезиса — «в мудрости заключена вера, а в вере — мудрость» — сводится стремление Лактанция соединить оправдание авторитета разумом и ограничение человеческого разума божественным авторитетом. Во второй, доктринальной части сочинения ощутим характерный для апологетов 3 в. субординационизм; здесь также излагается популярное в то время хилиастическое учение. 3. «De ira Dei» («O гневе Божьем») — 314—317. Направленное в основном против стоиков и эпикурейцев, не допускавших в Боге такой страсти, как «гнев», оно опровергает безразличие Бога по отношению к людям и утверждает силу его правосудия при наказании злых. 4. «De moitibus persecutorum» («О смертях преследователей») — историческое сочинение, описывающее пережитые автором события: отречение Диоклетиана, гражданскую войну и торжество христианства, установленного Константином Великим. Лакганций оказал немалое влияние на Августина, Иеронима, представителей схоластической мысли. Особенно он был популярен среди некоторых гуманистов Возрождения (Петрарки, Леонардо Аретино, Пико делла Мираядаяы) как один из основоположников нового типа христианской литературы. Соч.: MPL, t. 6,7; О смертях преследователей. СПб., 1998.
Лит.: Садов. Древнехристианский церковный писатель Лактанций. СПб., 1895; Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979; WlosokA. Laktanz und die philosophische Gnosis. Halb., 1960.
О. В. Голова

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

Этические аспекты творчества Лактанция

Солнцева Виктория Николаевна
Статья посвящена проблеме трансформации этических принципов на примере сочинений западного христианского апологета Лактанция.
Читать PDF
124.51 кб

Борьба за или против самого себя? Самовоспитание глазами Лактанция

Безрогов Виталий Григорьевич
Рассмотрены представления христианского апологета III-IV вв. о вопросах самовоспитания человека, его антропологическом статусе и границах возможной заботы о себе.