ЛАКРУА Жан

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛАКРУА Жан
р. 1900) - франц. католич. философ-персоналист, один из идеологов левокатолич. интеллигенции. Сторонник сотрудничества по различным соц.-политич. вопросам с неверующими, в т. ч. и с коммунистами.

Источник: Атеистический словарь

ЛАКРУА (Lacroix) Жан
род. 23 дек. 1900, Лион) - франц. философ, представитель персонализма. По Лакруа, разум человека должен быть поглощен духом, которому предстоит впитать в себя все открытия современной цивилизации. Познание, являющееся жизненным порывом, будучи осознанным, становится религиозной верой. Человеческая личность есть первичная творческая реальность и высшая духовная ценность, а мир - проявление творческой активности Бога. Задача ориентации человека в мире лежит на религиозной философии, которая должна найти смысл существующего, в соотнесенности с высшим началом, Богом. Осн. произв.: "Marxisme, existentialisnie, personnalisme", 1966; "Le personnalisme comme antiideologie", 1972.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЛАКРУА (Lacroix) Жан
1900-1986) - франц. философ, один из ведущих представителей персонализма. Преподавал философию в лицеях Дижона, Лиона и др., с 1968 - почетный проф. философии, руководитель серии "Presses Universitaires de France", член директората "Semaines sociales". Л. рассматривает персонализм не как отдельное течение в философии, а в качестве фундаментальной интенции подлинного философского анализа. Следуя этой логике, Л. стремится соединить религиозно-идеалистическое учение о человеке, разрабатываемое франц. персонализмом, с рационалистической традицией в истории философии. Так, истоки "личностной" позиции в философии он находит в античности у Сократа, позднее - у Августина, считая его наследником сократовской мудрости. По мысли Л., современными концепциями, наиболее одухотворенными личностными идеями, являются, наряду с персонализмом, экзистенциализм и марксизм. Экзистенциализм озабочен внутренней жизнью человека, марксизм - его имманентными характеристиками, в соединении отмеченных позиций и их переработке в персоналистском плане Л. видит путь к построению подлинной философии современности.
Personne et amour. P., 1961; Marxisme, existentialisme, personnalisme. P., 1966; Les sentiments et La vie morale. P., 1968; Le personnalisme comme antiideologie. P., 1972; Le desir et les desirs. P., 1975; Le personnalisme. Sources, Fondements, Actualute. Lyon, 1981.

Источник: Современная западная философия: словарь

ЛАКРУА Жан
23 декабря 1900, Лион — 27 июня 1986) — французский философ, один из ведущих представителей французского персонализма. Преподавал философию в лицеях Дижона и Лиона, с 1968 — почетный профессор философии, руководитель серии «Presses Universitaires de France», член директората «Semaines sociales». Рассматривал персонализм не как отдельное течение в философии, а в качестве фундаментального проекта подлинно философского анализа. Истоки личностной позиции в философии находил в античности — у Сократа, а позднее у Августина, считая его наследником сократовской мудрости. По Лакруа, современными концепциями, наиболее одухотворенными личностными идеями, наряду с персонализмом являются экзистенциализм и марксизм. В центре внимания экзистенциализма — внутренний мир человека; марксизм интересует «внешний мир» человека, его обусловленность социально-экономическими, политическими и т. п. условиями; в соединении этих позиций и их переработке в персоналистском плане Лакруа видел путь к построению подлинно современного учения о человеке. Последнее не должно ориентироваться на науку, идеологию и даже на философию, коль скоро все они тяготеют к систематизации и схематизму; персонализм — это некое вдохновение, интенция, его предмет — человечество в целом, «универсальное в человеке и человечестве». Лакруа — автор работ по истории философии (о Канте, Конте, Блонделе).
Соч.: Marxisme, existentialisme, personnalisme. P., 1955; Le personnalisme comme anti-ideologie. P., 1972; Le desir et les desirs. P., 1975. Лит.; Вдовича И. С. Французский персонализм. М., 1977.
И. С. Вдовина

Источник: Новая философская энциклопедия

ЛАКРУА Жан
(1900, Лион – 1986, там же) – философ и историк философии, выпускник Лионского католического университета, один из ведущих представителей французского персонализма; вместе с Э. Мунье стоял у истоков этого философского течения. Преподавал философию в лицеях Дижона и Лиона, выступал с лекциями в Бельгии, Швейцарии, Канаде, Латинской Америке; с 1945 руководил философской серией всемирно известного издательства Presses Universitaires de France и философской рубрикой ежедневной парижской газеты «Le Monde». В 1932–1957 – активный корреспондент персоналистского журнала «Esprit», где публиковал работы по философии права, проблемам личности, социализма, молодежи, семьи, атеизма, об ответственности христиан в современном мире. После смерти Мунье взял на себя задачу дальнейшего обоснования и развития «личностной» философии. Л. считал персонализм не отдельным течением в философии, а фундаментальным проектом человеческой цивилизации и подлинной философией ХХ века. Истоки личностной позиции в философии находил в Античности, у Сократа, Платона, а также у Августина (считал его наследником сократовской мудрости), Ф. Рабле, М. Монтеня, Ф. Ницше, Г. Башляра. Современными концепциями, наиболее одухотворенными личностными идеями, наряду с персонализмом, являются, по Л., экзистенциализм и марксизм. В центре внимания экзистенциализма – внутренний мир человека; сторонников марксизма интересует «внешний мир» человека, его обусловленность социально-экономическими, политическими и т.п. обстоятельствами; в соединении этих позиций и их переработке в персоналистском плане Л. видел путь к построению подлинно современного учения о человеке. Основу личности, согласно Л., составляют самопреодоление, самовозвышение, стремление «идти все дальше», т.е. трансцендирование, совершаемое от имени абсолюта, наиболее ясно выраженного христианским понятием Бога. В целом философ определяет личность как отношение к миру, к другим, к Богу; к миру и другим – через Бога. Подлинное учение о человеке не должно ориентироваться ни на науку, ни на идеологию, ни даже на философию, коль скоро все они тяготеют к систематизации и схематизму; персонализм, по Л., есть вдохновение, интенция, предмет которых – человечество в целом, «универсальное в человеке и человечестве». Персоналистское устремление так или иначе выражается во всех сферах человеческой жизни – от искусства и религии до политики и экономики. Первейшее место в цивилизации Л. отводит культуре, понимая ее как синтез всех завоеваний человеческого духа, «главное в человеке». Труд (деятельность) и отношение к другому (диалог и любовь) являются существеннейшими чертами человека культуры; в нравственной жизни Л. выделяет такие аспекты, как милосердие и великодушие. Разделяя мысль Мунье о необходимости революционного изменения жизни людей, Л. сосредоточивал внимание на их духовном преобразовании, в конечном итоге – на религиозном обращении, требующем переориентации внутреннего мира человека на трансцендентные цели – истину, красоту, благо. Л. – автор ряда работ по истории философии: о И. Канте, О. Конте, М. Блонделе.
Соч.: Избранное: Персонализм. М., 2004; Itinéraire Spirituel. P., 1937; La sociologie d’Auguste Comte. P., 1956; Le sens de l’athéisme moderne. P., 1958; Personne et amour. P., 1961; Kant et kantisme. P., 1966; Panorama de la philosophie française contemporaine. P., 1968; Spinoza et le problème du salut. P., 1970; Le désir et les désirs. P., 1975; Philosophie de la culpabilité. P., 1977. Лит.: Вдовина, И. С. Французский персонализм (1932–1982). М., 1990; Ее же. Философ-персоналист Жан Лакруа // Лакруа, Ж. Избранное: Персонализм. М., 2004; Humanisme et philosophie citoyenne: Jean Lacroix, Joseph Vialatoux. P., 2010. И.С. Вдовина

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.