ЛАКАТОСЛАКАТОС , Липшиц Имре

ЛАКАТОС Имре

Найдено 4 определения термина ЛАКАТОС Имре

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ЛАКАТОС ИМРЕ

настоящая фамилия – Липшиц, 1922-1974) –  английский математик,  логик,  философ  и  историк  науки,  представитель  постпозитивизма. Родился в Венгрии, с 1958 г. жил и работал в Великобритании. Основные труды:«Доказательства и опровержения», «История науки и ее рациональные реконструкции». Критикуя неопозитивистскую концепцию науки, рассматривал ее как целостную, развивающуюся систему.  Испытав влияние К. Поппера, он поставилв качестве цели своих исследований логико-нормативную реконструкцию процессов изменения знания и построения логики развития научных теорий на основе тщательного  изучения реальной  эмпирической истории науки. В итоге его разработок  была  создана  методология  научно-исследовательских  программ.  В своей  концепции  он  отказывается  от  принципа  фальсификации,  справедливо считая, что при достаточной находчивости можно длительное время защищать любую теорию, даже если эта теория ложна. Поэтому следует отказаться от попперовской модели, в которой за  выдвижением некоторой гипотезы непосредственно следует ее опровержение. Ни один эксперимент, считал  он,  не является решающим и достаточным для опровержения теории. Исходным пунктом развития науки, по Лакатосу, является выдвижение исследовательской программы. Под ней он подразумевает теорию, в которой  имеется «ядро» – основные принципы или  законы,  и  «защитные  пояса»,  состоящие  из  вспомогательных  гипотез.  В«ядре»  присутствуют  фундаментальные  положения,  которые  вспомогательные гипотезы защищают от эмпирических затруднений, а также в случае необходимости модифицируют его содержание или даже заменяют. Согласно Лакатосу, в развитии исследовательской программы можно выделить две основные стадии – прогрессивную  и  регрессивную.  Прогрессивной  является  такая  стадия,  когдатеоретический рост  исследовательской  программы  предвосхищает  появление новых фактов, т.е. эмпирический рост. На прогрессивной стадии «положительная эвристика» активно стимулирует выдвижение  гипотез, расширяющих эмпирическое и теоретическое содержание. Регрессивной является такая стадия исследовательской программы, когда  новые факты появляются неожиданно, а программа дает им запоздалое объяснение. В этом случае развитие исследовательской программы резко замедляется, ее «положительная эвристика» теряет свою былуюмощь. В этом случае теоретический рост отстает от эмпирического роста. Если одна исследовательская программа прогрессивно объясняет больше, чем другая, с ней конкурирующая, то первая вытесняет вторую.  Лакатос признает, что в конкретной ситуации «очень трудно решить ... в какой именно момент определенная исследовательская  программа безнадежно регрессировала или одна из конкурирующих  программ  получила  решающее  преимущество  перед  другой».  Это  взначительной степени лишает его концепцию нормативного характера. Не видя объективного  критерия  для  разграничения,  Лакатос  обращается  к  этической стороне личности ученого и предлагает некий «кодекс научной честности», главную роль в котором играют скромность и сдержанность. При всем достоинстве концепции Лакатоса его методология не может претендовать на универсальность и применима лишь к строго определенным периодам развития науки.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия науки и техники: словарь

ЛАКАТОС (Lakatos) Имре (1922-1974)

британский философ венгерского происхождения. Занимался проблемой адекватного воссоздания и описания эмпирической истории науки и ее закономерностей путем создания нормативной методологии в рамках философии науки. В его творчестве выделяют два этапа. В работах раннего периода Л. предложил свой вариант рациональной реконструкции развития содержательной математики 17-19 вв. В работах позднего периода происходит переход от реконструкции частной науки к универсальной концепции развития научного знания, что нашло свою реализацию в т.наз. методологии научно-исследовательских программ. Главная идея этой концепции состоит в том, что развитие научного знания происходит в результате конкуренции научно-исследовательских программ, составляющих "внутреннюю историю" науки. Научно-исследовательская программа включает в себя: а) конвенционально принятое "жесткое ядро", которое состоит из метафизических "внешних" по отношению к науке предпосылок; б) "позитивную эвристику", которая определяет проблемное поле исследования, выделяет защитный пояс вспомогательных гипотез и предвидит аномалии. По Л., не аномалии, а "позитивная эвристика" диктует выбор проблем для научно-исследовательских программ: ученый видит аномалии, но поскольку его научно-исследовательская программа выдерживает их натиск, то он может свободно их игнорировать. "Позитивная эвристика" выступает в качестве наиболее быстро изменяющейся части этих программ, потому что она сталкивается с действительностью эмпирической истории науки, и должна ее истолковывать, опираясь на жесткое ядро программы. В случае, если теоретический рост научно-исследовательской программы предвосхищает эмпирический, то наблюдается прогресс. И наоборот: программа регрессирует, если ее теоретический рост отстает от эмпирического, т.е. когда даются только запоздалые объяснения открытий и фактов. Если исследовательская программа объясняет больше, чем конкурирующая, то она вытесняет ее и эта последняя может быть устранена. Л. называет такую ситуацию "прогрессивным и регрессивным сдвигом проблем". Однако, для Л. представило трудность установить момент, когда одна научно-исследовательская программа окончательно может вытеснить другую. Такое вытеснение происходит также и потому, что наступает "точка насыщения", когда программа встречает на своем пути все больше трудностей, противопоставляет им ad hoc гипотезы, которые размывают ее "жесткое ядро" и приводят к ее коллапсированию. Важным является различие, проводимое Л. между "внутренней" и "внешней" историей науки. Под "внутренней" историей Л. подразумевает научно-исследовательскую программу и составляющие ее структуру элементы - "жесткое ядро", "позитивную" и "негативную" эвристику, "защитный пояс" гипотез, прогрессивный и регрессивный сдвиг проблем. Внешняя история либо дает нерациональное объяснение исторических событий, интерпретируемых на основе "внутренней" истории, либо - если зафиксированная история значительно отличается от своей рациональной реконструкции - она дает эмпирическое объяснение этого отличия. Каждая рациональная реконструкция создает некоторую характерную для нее модель рационального роста научного знания. Однако все эти нормативные реконструкции должны дополняться эмпирическими теориями "внешней" истории для того, чтобы объяснить оставшиеся нерационализируемые факты: подлинная история науки всегда богаче любых ее реконструкций. По Л., история науки - это история событий, выбранных и интерпретированных некоторым нормативным образом. И если это так, то следующая проблема - это проблема оценки конкурирующих реконструкций или научно-исследовательских программ. Прогресс методологической ипостаси научно-исследовательских программ Л. видит, по сравнению с другими концепциями, в переводе многих проблем из "внешней" истории во "внутреннюю".

Ю.В. Баранчик

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

ЛАКАТОС Имре

(1922—74) — венг.-англ. философ и историк науки, один из осн. теоретиков постпозитивизма. Род. в г.Будапешт (Венгрия), во время Второй мировой войны принимал участие в антифашистском и коммунистич. движении (с чем связана смена фамилий). Окончил филос. ф-т Будапештского ун-та (ученик Д.Лукача) и аспирантуру Моск. ун-та им. М.В.Ломоносова по специальности «философия математики». Вернувшись в Венгрию, работал в Мин-ве нар. образования (1947—50); в 1950 г. был арестован по обвинению в ревизионизме, пробыл в заключении до 1953 г. В 1956 г. бежал в Австрию, с 1958 г. постоянно жил в Великобритании. Проф. Лондонской шк. экон. и полит. наук (с 1969); долгое время был гл. ред. «Британского журнала философии науки». Осн. соч.: «Доказательства и опровержения» (1961), «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ» (1968—1970), «История науки и ее рациональные реконструкции» (1972). Начав с исследования частных проблем методологии математики, Л. пришел к рассмотрению общих механизмов развития науч. знания и смены доминирующих теорий. Опираясь на принцип фальсификации (К.Поппер) и концепцию науч. парадигмы (Т.Кун), сформулировал теорию конкуренции научно-исследовательских программ (НИП), носителями к-рых явл. научные сообщества. НИП строится на основании опред. исходной теории, к к-рой последовательно добавляются разл. гипотезы; те из них, что проходят проверку посредством фальсификации, укореняются в кач-ве признанных теорий, к к-рым, в свою очередь, добавляются новые гипотезы. Общая структура НИП включает: 1) «жесткое ядро» (комплекс фундаментальных филос. и науч. теорий, методол. принципы); 2) «эвристический пояс» (позитивная эвристика, предписывающая, как и что исследовать, с какой целью; и негативная эвристика, т.е. комплекс принципиальных ограничений исследовательского интереса); 3) «предохранительный пояс», возникающий вокруг жесткого ядра под действием негативной эвристики (ее осн. запрет — модифицировать ядро НИП при столкновении с необъяснимыми в ее рамках «аномальными феноменами»). Развитие НИП проходит две стадии — прогрессивную и вырожденную. На первой стадии позитивная эвристика стимулирует рост эмпирич. исследований и их теор. интерпретаций, выдвижение плодотворных гипотез, удовлетворяющих жесткому ядру. При достижении «точки насыщения», когда кол-во выдвигаемых гипотез превышает объяснительный и эвристический потенциал данной НИП, резко возрастает число несовместимых гипотез, противоречий и парадоксов, снижается прогностическая мощь знания. Это симптомы вырождения НИП. Но отказ от нее происходит только в случае появления конкурирующей программы, способной не только «заткнуть прорехи» в системе знаний, но и эффективно прогнозировать стратегические направления новых открытий, а также объяснить успех предшествующей программы. Смена НИП означает выход на соц.-культ. арену нового типа науч. сообщества, ассоциирующего свою привилегированную ситуацию с мощью разделяемой и поддерживаемой им программы. Углубляя критику позитивистского интернализма в понимании движущих сил развития науки, Л. разрабатывает методологию истор. исследования науки, к-рое одновременно есть и критич. анализ НИП. Он осуществляется в три этапа: 1) формирование рациональной реконструкции; 2) сопоставление ее с действительной историей к.-л. науки; 3) критика неисторичности реконструкции и нерациональности истории. Исследователи творчества самого Л. часто указывают на незавершенность его концепции науч. рациональности и порождаемый этим соблазн слишком либеральных интерпретаций самой сущности науки. Соч.: Доказательства и опровержения. Как доказывают теоремы. М., 1967; Бесконечный регресс и основания математики // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. М., 1996; Фальсификация и методология научно-исследовательских программ // Кун Т. Структура научных революций. М., 2001; История науки и ее рациональные реконструкции // Там же. Е.В.Гутов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЛАКАТОС (Lakatos) Имре

1922 -1974) - венг.-брит. философ и историк науки. Род. в Венгрии, во время второй мировой войны участвовал в антифашистском сопротивлении. Свою настоящую фамилию (Липшиц) в период нацизма сменил на Мольнар (Мельник), а во время власти коммунистов на более пролетарскую Лакатош (Столяр). Над диссертацией по философии математики работал в Московском ун-те. В конце 40-х был обвинен в ревизионизме и более трех лет провел в заключении. В 1956 эмигрировал в Австрию, затем в Англию. С 1960 преподавал в Лондонской школе экономики, стал учеником и последователем Поппера и внес своими работами важный и яркий вклад в философию и методологию критического рационализма. В ранних работах Л. предложил оригинальный вариант логики догадок и опровержений, применив ее в качестве рациональной реконструкции роста знания в математике XVII-XIX веков. Частично пересмотрев свои исходные методологические установки, Л. позднее разработал универсальную концепцию развития науки, основанную на идее конкурирующих научно-исследовательских программ. Методология Л. рассматривает рост "зрелой" теоретической науки как смену исследовательских программ, представляющих собой непрерывно связанную последовательность теорий. Каждая теория программы (за исключением исходной) возникает как результат добавления вспомогательных гипотез к предыдущей теории. Непрерывность программы обусловлена особыми нормативными правилами. Некоторые из этих правил предписывают, какими путями следовать в ходе дальнейших исследований ("положительная эвристика"), другие говорят, каких путей здесь следует избегать ("отрицательная эвристика"). Важным структурным элементом исследовательских программ является "жесткое ядро", объединяющее условно не опровергаемые, специфические для данной программы фундаментальные допущения. "Отрицательная эвристика" запрещает в процессе проверки исследовательских программ направлять правило modus tollens классической логики на это "жесткое ядро" при столкновении с аномалиями и контрпримерами. Вместо этого она предлагает изобретать вспомогательные гипотезы, образующие "предохранительный пояс" вокруг "жесткого ядра" исследовательской программы. Этот защитный пояс может модифицироваться или даже полностью заменяться при столкновении с противоречащими программе фактами. Со своей стороны, "положительная эвристика" включает в себя идеи и рецепты, как видоизменять или развивать теорию, которая не выдерживает эмпирической проверки, каким образом модифицировать или уточнять "предохранительный пояс", какие новые модели необходимо разработать для расширения области применения программы.

Согласно Л., в развитии исследовательских программ можно выделить две основные стадии - прогрессивную и вырожденную. На прогрессивной стадии "положительная эвристика" способна стимулировать выдвижение вспомогательных гипотез, расширяющих эмпирическое и теоретическое содержание программы. Однако в дальнейшем, достигнув "пункта насыщения", развитие исследовательской программы резко замедляется. Возрастает число ad hoc-гипотез, несовместимых фактов, в ней появляются внутренние концептуальные противоречия, парадоксы и т.д. Тем не менее наличие такого рода симптомов еще не может служить объективным основанием для отказа от исследовательской программы. Такое основание, по мнению Л., появляется только с момента возникновения соперничающей исследовательской программы, которая способна объяснить эмпирический успех своей предшественницы, а также теоретически предсказывать неизвестные ранее факты, которые получают эмпирическое подтверждение.

Особое значение для создания моделей развития научно-теоретического знания Л. придавал историко-научным исследованиям. Его известный афоризм гласит: "Философия науки без истории науки пуста; история науки без философии науки слепа". Методологический анализ, проводимый в целях выявления научности той или иной исследовательской программы, распадается, по его мнению, на следующие этапы: выдвижение рациональной реконструкции; сравнение этой рациональной реконструкции с историко-научными данными о том или ином периоде развития соответствующей науки; критика рациональной реконструкции за отсутствие историчности и действительной истории - за отсутствие рациональности. Концепция Л. представляет собой одно из лучших достижений современной философии и методологии науки. По своим философским установкам он был последовательным сторонником рационализма, что отразилось в его интенсивной полемике 60-70-х годов с Куном, Фейерабендом и рядом других философов науки.

И. П. Меркулов

Доказательства и опровержения. М, 1967; История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитие науки. М., 1978; Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М, 1995; The Changing Logic of Scientific Discovery. L., 1973.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современная западная философия: словарь

Найдено схем по теме ЛАКАТОС Имре — 0

Найдено научныех статей по теме ЛАКАТОС Имре — 0

Найдено книг по теме ЛАКАТОС Имре — 0

Найдено презентаций по теме ЛАКАТОС Имре — 0

Найдено рефератов по теме ЛАКАТОС Имре — 0