ЛАФАТЕР ИОГАНН КАСПАР

Найдено 2 определения термина ЛАФАТЕР ИОГАНН КАСПАР

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ЛАФАТЕР (Lavater) Иоганн Каспар

род. 15 нояб. 1741, Цюрих - ум. 2 янв. 1801, там же) - швейц. теолог и писатель. В противовес рационализму эпохи Просвещения защищал религиозность, основанную на мистике, фанатизме и вере в чудеса. Однако его роль в истории философии связана с тем оживлением, которое он внес в физиономику. Осн. произв.: "Physiognomische Fragmente zur Befцrderung der Menschenkennthis und Menschenliebe", 4 Bde., 1775-1778 (рус. пер. "Физиономика", 1817).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЛАФАТЕР ИОГАНН КАСПАР

(15 нояб. 1741 – 2 янв. 1801) – швейц. религ.-филос. писатель, участник антифеод. движения нем. бюргерства "Буря и натиск". С 1768 до смерти – пастор в своем родном гор. Цюрихе. Широкий отклик у современников нашло стремление Л. рассматривать человека вне зависимости от сословной принадлежности, как самодовлеющую ценность. Известен как автор "Физиогномики" ("Physiognomische Fragmente zur Bef?rderung der Menschenkenntniss und Menschenliebe", Bd 1–4, 1775–78, нов. изд. 1948; неполн. рус. пер. 1817). Учение Л. о физиогномике исходит из ложного представления о тройственной природе человека – животной, интеллектуальной и моральной. Для выражения каждой из них якобы предназначены определенные мышцы, особенно мышцы лица. Изучая черты лица, можно дать, по Л., разностороннюю характеристику человека. На почве физиогномич. интересов Л. в течение ряда лет (особенно в 1775–76) был связан с Гете, к-рый считал, что в отдельных своих высказываниях Л. поднимался до "гениальной эмпирии". Однако в 1788 Гете окончательно порвал с Л., от к-рого его отталкивали "расслабляющий мистицизм" и "жалкая апостольская капуцинская декламация". Действительно, несмотря на отдельные меткие эмпирич. наблюдения, физиогномика Л. лишена науч. значения: она строится на религ.-идеалистич. принципах и полна совершенно произвольных толкований. К физиогномике Л. иронически относился Дарвин (см. вего кн.: "Выражение эмоций у человека и животных", Соч., т. 5, М., 1953, с. 692–93). Соч.: Ausgew?hlte Werke, [Bd ] 1–2, ?., [1943 ]; Funck H., Briefwechsel zwischen Hamann und Lavater, K?nigsberg, 1894; Goethe und Lavater, hrsg. v. H. Funck, Weimar, 1901. Лит.: Переписка Карамзина с Л. Сообщена доктором Ф. Вальдманом, в кн.: Сборник отд. рус. языка и словесности АН, т. 54, No 5,СПБ, 1893; Карамзин ?. ?., Письма рус. путешественника, 4 изд., М., 1900, с. 150–53, 157, 158–59, 161; Hellen E. von der, Goethe´s Anteil an Lavater´s Physiognomischen Fragmenten, Fr./M., 1888; Steinbrucker Ch., Lavaters physiognomische Fragmente im Verh?ltnis zur bildenden Kunst, В., 1915; Hasler Th., J. с. Lavater, ?., 1942; ?uppert О., Humanismus und Christentum. Goethe und L., die Tragik einer Freundschaft, Stuttg., [1949 ]. С. Геллерштейн. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ЛАФАТЕР ИОГАНН КАСПАР — 0

Найдено научныех статей по теме ЛАФАТЕР ИОГАНН КАСПАР — 0

Найдено книг по теме ЛАФАТЕР ИОГАНН КАСПАР — 0

Найдено презентаций по теме ЛАФАТЕР ИОГАНН КАСПАР — 0

Найдено рефератов по теме ЛАФАТЕР ИОГАНН КАСПАР — 0