ЛАФАРГЛАФАТЕР

ЛАФАРГ Поль

Найдено 6 определений термина ЛАФАРГ Поль

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское]

ЛАФАРГ Поль

1842-1911) - деятель франц. и международ, рабочего движения, ученик и друг К. Маркса и Ф. Энгельса, талантливый пропагандист марксизма, в части, марксист, атеизма. В своих многочисл. работах по вопросам атеизма и религии («Происхождение и эволюция понятия души», «Вера в бога», «Миф о непорочном зачатии» и др.) рассматривал происхождение и эволюцию религии, раскрывал ее клас. сущность и реакц. роль, подчеркивал, что характерной чертой религии как формы обществ, сознания является то, что она дает искаженную, фантастич. картину мира. Л. - автор талантливых антирелиг. памфлетов («Право на лень», «Пий IX в раю», «Религия капитала» и др.), в к-рых разоблачал роль религии как защитницы капитализма. Он настойчиво проводил идею, что борьба против религии должна быть подчинена общим задачам революц. борьбы пролетариата и что полное преодоление религии связано с уничтожением частной собственности и эксплуатации. Атеистич. произведения Л. были переведены на рус. язык и вошли в т. 3 его сочинений (М.-Л., 1931).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

Лафарг, Поль

1842 - 1911) - зять К. Маркса, выдающийся французский социалист. В молодости был прудонистом. После знакомства с К. Марксом в 1865 г. сделался приверженцем научного социализма. Принял активное участие в деятельности Парижской Коммуны. Лафарг пытался в провинции (в Бордо) вызвать движение в пользу Коммуны, но после неудачи вынужден был бежать в Испанию. В Испании, а затем в Португалии, Лафарг принял активное участие в рабочем движении, организовывая секции Интернационала и ведя борьбу с бакунинским влиянием. Принял деятельное участие в работах Гаагского конгресса I Интернационала в 1872 г. После возвращения в Париж в 1880 г. он стал сотрудником органа Гедовской рабочей партии "Egalite". С этого же времени становится вождем французской социалистической партии и ее признанным теоретиком. Лафарг старался привить рабочему движению выдержанный ортодоксальный марксизм. Мильеранизм и ревизионизм встретили в нем жестокого врага. Перу П. Лафарга принадлежит ряд научных трудов и брошюр. Его книги "Эволюция собственности" и "Исторический детерминизм К. Маркса" переведены на все европейские языки. В глубокой старости, сознавая свою непригодность к активной партийной работе, вместе со своей женой Лаурой покончил жизнь самоубийством. /Т. 12, 20/

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ЛАФАРГ Поль (1842—1911)

фр. социалист, деятель международного рабочего движения, ученик Маркса и Энгельса. Работал в области философии и политической экономии, истории религии и морали, литературы и языка. По словам Ленина, Л. был одним из самых талантливых распространителей идей марксизма. Став в 1866 членом I Интернационала, Л. освободился от прудонистских и позитивистских взглядов. Л. активно участвовал в событиях Парижской коммуны, а позднее вместе с Ж. Гедом возглавил Рабочую партию Франции. Л. боролся с оппортунистической теорией “мирного врастания” капитализма в социализм, с анархизмом, критиковал реформистские и националистические ошибки Ж. Геда. В своем осн. философском труде “Экономический детерминизм Карла Маркса” (1909) Л. подчеркивал объективный характер законов истории, раскрывал взаимосвязь надстроечных явлений с экономикой. Л. выступал против попыток “синтезировать” марксизм с кантианством, “примирить” материализм с идеализмом, против социал-дарвинизма и др. буржуазных теорий. В работе “Проблема познания” (1910) глубоко и остроумно опровергает агностицизм. Антирелигиозные памфлеты Л. “Пий IX в раю”, “Миф об Адаме и Еве”, “Религия капитала” раскрывали роль религии как защитницы капитализма. Большой интерес представляют воспоминания Л. о Марксе, где нарисован образ великого борца и мыслителя.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЛАФАРГ (Lafargue) Поль

1842-1911) - деятель фр. и международного рабочего движения, друг и соратник Маркса я Энгельса, теоретик и популяризатор марксизма. Л. п»сал, что нормы морали не есть нечто вечное, неизменное, а обусловлены конкретным историческим содержанием. К заслугам Л. относится выяснение исторического генезиса моральных понятий добра и справедливости. Л. отметил, что понятия морали «становятся движущими силами только потому, что они вытекают непосредственно из социальной среды». Разрабатывая вопрос о классовом характере морали, Л. показал, что этические теории буржуазии и ее моральная практика в конечном счете обусловлены интересами и положением ее как господствующего класса. сГосподствующий класс всегда считает справедливым то, что полезно для его экономических и политических интересов, и несправедливым то, что для них вредно», Л. критиковал буржуазные теорий морали, в т. ч. этику Спенсера, идеи этического социализма, разоблачал буржуазную мораль, развивающую в людях эгоизм, человеконенавистничество, ханжество я лицемерие: «Справедливость, мораль и другие солее или менее-вечные принципы хороши для буржуа лишь тогда, когда они служат его интересам». Осн. источник всех нравственных нороков Л. видит в частной собственности, к-рая разъединяет людей н противопоставляет их друг другу. С этих позиций он разоблачал лженаучную теорию Ч. Ломброзо, возлагающую всю ответственность за преступления в капиталистическом об-ве исключительно на самого преступника, к-рый якобы являет ся таковым от рождения. Выступая против доктрин нравственного самосовершенствования личности в рамках эксплуататорского об-ва, Л. подчеркивал положение марксистской этики, что коренное изменение нравственного сознания и моральных отношений возможно только при условии революционного преобразования старого строя и построения социалистического об-ва. «Измените среду -и этим самым вы измените нравы, привычки, страсти и чувства». Несмотря на марксистскую в целом позицию Л. в решении вопросов этики, им высказывались ошибочные взгляды и неточные положения. Так, увлекаясь разоблачением морали эксплуататорского об-ва, Л. склонен был вообще отрицать прогресс нравственности в досоциалистических формациях. Он отстаивал ошибочную т. зр., что нек-рые категории морали (в частности. категория справедливости) отомрут в условиях коммунизма, да и вообще надобность в морали отпадет. Этические воззрения Л. изложены гл. обр. в работе «Экономический детерминизм Карла Маркса» (рус. перевод 1909).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по этике

ЛАФАРГ (Laf argue) Поль

1842— 1911) — деятель международного рабочего движения, один из «самых талантливых и глубоких распространителей идей марксизма» (Ленин В. И., т. 20, с. 387), автор работ по философии, истории культуры, языка и лит-ры. В литературно-критическом наследии Л. запечатлен сложный процесс овладения марксистской методологией эстетического анализа. Историко-материалисти-ческому методу Маркса посвящена серия теоретических и исторических этюдов Л. Однако марксистская диалектика была усвоена Л. недостаточно органично. Это побуждало Энгельса отмечать незрелость нек-рых его работ и предостерегать своего ученика и друга от опасности вульгаризации марксизма. Интересы Л. в области эстетики сосредоточивались прежде всего на исследовании формирования худож. сознания под влиянием общественной борьбы, социально-экономически-х условий развития иск-ва. С этих позиций он рассматривал романтизм в лит-ре эпохи фр.. революции XVIII в.,- выявляя в нем как дворянские, так и буржуазные тенденции. Индивидуализм романтиков, их гипертрофированная страстность., увлеченность экзотикой были, по мнению Л., реакцией на превратности политического развития Франции; на неожиданности рев. террора. Отсюда же мистицизм романтиков, их склонность к католицизму в противовес рационализму и материализму, утверждаемому революцией. Однако при осмыслении -романтизма, в частности в односторонней оценке творчества В. Гюго, проявились элементы вульгарного социологизма, присущие эстетической платформе Л. Считая художника «репрезентативным типом класса или эпохи», Л. порой отождествляет худож. творчество с выражением узкоклассовых интересов. Диалектическая непоследовательность в понимании специфики иск-ва помешала ему увидеть и осознать идейно-худож, многообразие романтизма, в частности оказалось упущенным из виду рев. крыло этого течения. В методологическом отношении более зрелыми являются выступления Л. против натурализма и позитивистской эстетики. Следуя в русле марксистских идей., Л. философски и эстетически обосновывает преимущества реалистического худож. метода О. Бальзака (Реализм) перед натуралистическим, «чисто механическим воспроизведением жизни». Указывая на отдельные проявления натурализма у Золя, на несостоятельность физиологического фатализма как принципа истолкования человеческих судеб, Л. отмечает в то же время «могучий талант», подлинное новаторство писателя, его чуткость к новым социальным явлениям, умение убедительно показать разрушительное влияние на личность буржуазных общественных отношений. Лучшие произв. Золя Л. противопоставляет безжизненному романтизму, мелочному «реализму» эпигонов гонкуровской школы, а также декадентскому «искусству для искусства». Литературно-критические работы Л. «Происхождение романтизма» (1885—96), «Легенда о Викторе Гюго» (1885), «Сафо» Доде» (1886), «Дарвинизм на французской сцене» (1890), «Деньги» Эмиля Золя» (1891) —живое свидетельство пути формирования в марксистской эстетике принципа единства объективности и партийной страстности в оценке явлений иск-ва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Эстетика: Словарь

ЛАФАРГ Поль

15.1.1842, Сантьяго, Куба, - 25.11.1911, Париж), деятель франц. и междунар. рабочего движения, теоретик и пропагандист марксизма, друг и ученик К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1866-68 жил в Лондоне, где после знакомства с Марксом женился на его дочери Лауре. Л. - член (с 1866) Ген. совета 1-го Интернационала, руководил борьбой пролетариев Бордо в защиту Парижской Коммуны. В 1873 Энгельс и Л. по поручению Гаагского конгресса выступили с брошюрой против бакунизма («Альянс социалистич. демократии и междунар. товарищество рабочих»). С 70-х гг. Л. был связан с рус. революц. движением, публиковал статьи в рус. прогрессивной прессе. Вместе с Ж. Гедом Л. возглавлял франц. Рабочую партию (с 1882), программу к-рой они разрабатывали при содействии Маркса и Энгельса. В 80-х гг. Л. вел большую политич. и организац. работу; в 1891 первым из революц. марксистов стал депутатом парламента и блестяще использовал свои полномочия для пропаганды марксизма. В 90-х и 1900х гг. активно боролся с оппортунизмом партий 2-го Интернационала.

Л. вел решит. борьбу против всех форм идеалистич. философии, отвергая попытки «примирения» материализм« с идеализмом; решительно осудил намерение Э. Бернштейна «синтезировать» марксизм с кантианством. Признавая материалистич. момент в философии Канта, Л. сосредоточил критику на идеализме и агностицизме кантианства. Он показал антинаучность отрыва «вещи в себе» от ее отражения в сознании человека, принципиального противопоставления сущности и явления. Опровергая кантовский априоризм, Л. подчеркивал зависимость всех форм познания от материального мира. Критикуя агностицизм, Л. указывал на его гносеологич. основу - разрыв чувств. и логических сторон познания, абсолютизацию каждой из этих сторон, взятых вне их реальной связи, в отрыве от практики.

Так же решительно Л. выступал против отождествления марксистской философии с философией Гегеля. Л. отверг утверждение, будто для Маркса «существует тождество мышления и реальности». Идея, говорил Л., так же реальна, как объект, отражением к-рого в мозгу она является. Но Маркс никогда не утверждал тождества отражаемого и отражения, объективной действительности и идеи. Марксизм исходит из единства бытия и мышления, но не их тождества.

В осн. филос. труде «Экономич. детерминизм Карла Маркса» (1909, рус. пер. 1923) Л. попытался с позиции историч. материализма объяснить возникновение и развитие идеологич. явлений, в частности этич., филос. и религ. идей.B области политики Л. боролся против реформистской идеи «мирного врастания» капитализма в социализм, критиковал реформистские и националистич. ошибки Года. Выступая против всяких уступок бурж. мировоззрению, Л. призывал использовать марксистскую теорию для подготовки умов к социалистич. революции.

Рассматривая вопросы эстетики и лит. критики, Л. с марксистских позиций подверг резкой критике отрыв лит-ры и иск-ва от породившей их социальной среды, показал их обратное влияние на эту среду.

В философии в отд. случаях Л. занимал позиции метафизич. материализма. Нек-рым его суждениям в области литературоведения свойственны тенденции к социологич. схематизму. Тем не менее в целом работы Л. были значит. явлением в самых разных областях обществ. наук, содействовали распространению и утверждению марксистского мировоззрения.

В. И. Ленин, лично знавший Л., охарактеризовал его как одного из «...самых талантливых и глубоких распространителей идей марксизма...» (ПСС, т. 20, с. 387).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

Найдено схем по теме ЛАФАРГ Поль — 0

Найдено научныех статей по теме ЛАФАРГ Поль — 0

Найдено книг по теме ЛАФАРГ Поль — 0

Найдено презентаций по теме ЛАФАРГ Поль — 0

Найдено рефератов по теме ЛАФАРГ Поль — 0