КВИНДЕЦЕМВИРКвирин

Квинтэссенция

Найдено 5 определений термина Квинтэссенция

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

Квинтэссенция

самая суть различных вещей и процессов; имманентная основа, древнее название первичной субстанции мира.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

КВИНТЭССЕНЦИЯ

от лат. quinta essentia - "пятая сущность") - пятый элемент у Аристотеля, эфир, но по своей важности - первейший, наиболее существеннейший; в переносном смысле - наиболее существенное, лучшее, суть дела.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

Квинтэссенция

от лат. guinta essentia — «пятая сущность») — к ранее определенным в милетской (ионийской) школе четырем элементам (первоэлементам, стихиям) — воздуху, воде, огню, земле — пятый элемент у Аристотеля, эфир, но по своей важности, фундаментальности — наипервейший; в переносном смысле — наиболее существенное, лучшее, суть дела.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

КВИНТЭССЕНЦИЯ

от лат. quinta essentia - пятая сущность), в антич. философии «пятый элемент» (см. Элементы), или эфир (субстанция небесной тверди или светил), учение о к-ром впервые было разработано в платоновской Академии (см. «Тимей» 55 с, где корпускулы К. обладают формой правильного додекаэдра). Аристотель превратил теорию пятого элемента (он сам наз. его «первым телом», «первым элементом», «первой сущностью», а также «божественным», «вечным», «горним», «круговращающимся» телом и «эфиром») в краеугольный камень своей космологии (трактат «О небе»), синтезировав ее с теорией гомоцентрич. сфер Евдокса-Каллипа. Согласно Аристотелю, К., или эфир - субстанция всего надлунного мира (как светил, так и несущих их «сфер»); в отличие от четырех элементов подлунного мира, подверженных «возникновению и уничтожению» (циклич. взаимопревращению) и наделенных свойством прямолинейного движения, эфиру свойствен только один вид движения - пространств. перемещение по кругу (поскольку это движение естественно для него, отпадает постулат Платона о душах - двигателях небесных тел), его вечность, неизменяемость и абс. неаффицируемость служат обоснованием несотворенности мира и залогом его неуничтожимости; они же сообщают ему свойства вечного и блаженного живого существа - космич. бога.

В дальнейшем К. все более отождествлялась с субстанцией бога и души и толковалась как нематериальная субстанция (уже у Аристотеля К. «не имеет материи, из к-рой она возникла», «О небе» 270 а 25). В эллинистич. эсхатологич. представлениях о небеснобожеств. происхождении «эфирной» души и ее возврате после смерти на астральную прародину аристотелевская К. смешалась с платонич., стоич. и фольклорными элементами (особенно 1-я кн. «Тускуланских бесед» и «Сон Сципиона» Цицерона); уже у Гераклида Понтийского, Критолая (Академия, 2 в. до н. э.) душа отождествляется с К.; Филон Александрийский отождествлял К. с «художеств. огнем» стоиков и определял душу как осколок эфирной К. Представители вост. патристики опровергали учение Оригена, согласно к-рому тела воскресших состоят не из четырех элементов, а из К.

Особое развитие учение о К. получило в неоплатонич. представлении об эфирной «колеснице» (ср. опорные тексты Платона-Тимей 41 d-е, Федр 247 b), или бессмертном астральном теле души, к-рое она получает при своем «нисхождении» в земную жизнь (Плотин, Эннеады IV 3, 15; Порфирий, О пещере нимф II; Макробий, Комм, к «Сну Сципиона» I 12; Ямвлих, О мистериях III 14; Прокл, Начала теологии 205-209). Этот неоплатонич. тезис о существовании эфирного медиума между духом и телом (как на макро, так и на микрокосмич. уровне) выступил на первый план в философии Возрождения. Так, согласно Агриппе Неттесгеймскому, божеств. дух (активное начало) не может непосредственно воздействовать на косную материю; необходим медиум, к-рый обладал бы смешанной духовно-телесной природой («De philosophia occulta» I 14); этот медиум есть «дух мира», К., оживляющая тела (алхимич. аспект: К. обладает протяженностью и может быть извлечена из тел). Согласно Парацельсу, в основе всех веществ лежит К. - «панацея», филос. камень и эликсир жизни. Эфирный «дух мира», К. встречаются у Бруно, Ф. Бэкона и др. Представление об «эфирном», или «астральном теле», как связующем звене между земным, материальным телом и бестелесной бессмертной душой укоренилось в оккультизме.

Полемика против космологич. гипотезы К. велась уже в древности: вероятно, Теофраст и, несомненно, Стратон из Лампсака отказались от гипотезы пятого элемента и говорили об огненной, а не эфирной природе светил. В 1 в. до н. э. перипатетик Ксенарх из Селевкии написал спец. трактат «Против К.» (критику Ксенарха опровергают Александр Афродисийский и Симпликий в комм. к трактату «О небе»). Систематич. критику учения Аристотеля о К. с позиций креационизма дал Иоанн Филопон в трактатах «О вечности мира против Прокла» и «Против Аристотеля о вечности мира».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

КВИНТЭССЕНЦИЯ

от лат. quinta essentia — пятая сущность, перевод греч. ) — в античной философии «пятый элемент» (см. Элементы), или эфир (субстанция небесной тверди или светил), учение о котором впервые было разработано в платоновской Академии (см. «Тимей» 55с, где корпускулы квинтэссенции обладают формой правильного додекаэдра). Аристотель превратил теорию пятого элемента (он сам называл его «первым телом», «первым элементом», «первой сущностью», а также «божественным», «вечным», «горним», «крутовращающимся» телом и «эфиром») в краеугольный камень своей космологии (трактат «О небе»), синтезировав ее с теорией гомоцентрических сфер Евдокса—Каллиппа. Согласно Аристотелю, квинтэссенция, или эфир, — субстанция всего надлунного мира (как светил, так и несущих их «сфер»); в отличие от четырех элементов подлунного мира, подверженных «возникновению и уничтожению» (циклическому взаимопревращению) и наделенных свойством прямолинейного движения, эфиру свойствен только один вид движения — пространственное перемещение по кругу (поскольку это движение естественно для него, отпадает постулат Платона о душах — двигателях небесных тел), его вечность, неизменяемость и абсолютная неаффицируемость служат обоснованием несотворенности мира и залогом его неуничтожимости; они же сообщают ему свойства вечного и блаженного живого существа — космического бога.

В дальнейшем квинтэссенция все более отождествлялась с субстанцией бога и души и толковалась как нематериальная субстанция (уже у Аристотеля квинтэссенция «не имеет материи, из которой она возникла», «О небе» 270а25). В эллинистических эсхатологических представлениях о небесно-божественном происхождении «эфирной» души и ее возврате после смерти на астральную прародину аристотелевская квинтэссенция смешалась с платоническими, стоическими и фольклорными элементами (особенно 1-я кн. «Тускуланских бесед» и «Сон Сципиона» Цицерона); уже у Гераклида Понтийского, Критолая (Академия, 2 в. до н. э.) душа отождествляется с квинтэссенцией; Филон Александрийский отождествлял квинтэссенцию с «художественным огнем» стоиков и определял душу как осколок эфирной квинтэссенции. Представители восточной патристики опровергали учение Оригена, согласно которому тела воскресших состоят не из четырех элементов, а из квинтэссенции.

Особое развитие учение о квинтэссенции получило в неоплатоническом представлении об эфирной «колеснице» (ср. опорные тексты Платона — «Тимей» 41 d-e, «Федр» 247b), или бессмертном астральном теле души, которое она получает при своем «нисхождении» в земную жизнь (Плотин, «Эннеады» IV 3,15; Порфирий, «О пещере нимф» II; Макробий, Комментарий к «Сну Сципиона» 112; Ямвлих, «О мистериях» III 14; Прокл, «Начала теологии» 205—209). Этот неоплатонический тезис о существовании эфирного медиума между духом и телом (как на макро-, так и на микрокосмическом уровне) выступил на первый план в философии Возрождения. Так, согласно Агриппе Неттесгеймскому, божественный дух (активное начало) не может непосредственно воздействовать на косную материю; необходим медиум, который обладал бы смешанной духовно-телесной природой («De philosophia occulta» 114); этот медиум есть «дух мира», квинтэссенция, оживляющая тела (алхимический аспект: квинтэссенция обладает протяженностью и может быть извлечена из тел). Согласно Парацельсу, в основе всех веществ лежит квинтэссенция — «панацея», философский камень и эликсир жизни. Эфирный «дух мира», квинтэссенция встречаются у Бруно, Ф. Бэкона и др. Представление об «эфирном», или «астральном теле», как связующем звене между земным, материальным телом и бестелесной бессмертной душой укоренилось в оккультизме. Полемика против космологической гипотезы квинтэссенции велась уже в древности: вероятно, Теофраст и, несомненно, Стратон из Лампсака отказались от гипотезы пятого элемента и говорили об огненной, а не эфирной природе светил. В 1 в. до н. э. перипатетик Ксенарх из Селевкии написал специальный трактат «Против квинтэссенции» (критику Ксенарха опровергают Александр Афродисийский и Симпликий в комментариях к трактату «О небе»). Систематическую критику учения Аристотеля о квинтэссенции с позиций креационизма дал Иоанн Филопон в трактатах «О вечности мира против Прокла» и «Против Аристотеля о вечности мира». Лит.: MorauxP. Quinta essentia, RE, 47, 1963,col. 1171—1263.

А. В. Лебедев

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме Квинтэссенция — 0

Найдено научныех статей по теме Квинтэссенция — 0

Найдено книг по теме Квинтэссенция — 0

Найдено презентаций по теме Квинтэссенция — 0

Найдено рефератов по теме Квинтэссенция — 0