КВИЕТИЗМ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КВИЕТИЗМ
от лат. quies - покой) - далекое от жизни поведение; полная отрешенность, спокойное, лишенное аффектов пассивное поведение, безвольная и непротивленческая покорность божественной воле. Франц Залес выражает сущность квиетизма следующими словами: "не стремиться ни к чему, ничего не отклонять" ("ni desirer, ni refuser").

Источник: Философский энциклопедический словарь

КВИЕТИЗМ
от лат. quietus - спокойный, безмятежный) - религ. учение и течение, возникшее в католицизме в 17 в. и доводившее христ. требование безропотного подчинения воле бога до фаталистич. безразличия к собственному спасению. К. был осужден руководством католич. церкви. В переноси, значении — пассивность, созерцательность.

Источник: Атеистический словарь

КВИЕТИЗМ
мистическое учение, получившее наибольшее распространение в XVII в., которое видит верховную христианскую добродетель в Божественной любви и бездеятельном покое души. В квиетизме внутреннее состояние души (религиозный сентиментализм) считается высшей ценностью, а активному нравственному поступку не придается никакого значения.

Источник: Философский словарь

КВИЕТИЗМ
(Quietismus; от лат. quies — «покой») — обозначение далекого от действительности жизненного поведения; позиция полной безмятежности, спокойного, лишенного аффектов, пассивного поведения, безвольной и лишенной сопротивления покорности воле Бога. Франциск Сальский резюмирует сущность квиетизма следующими словами: «не стремиться ни к чему, ничего не отклонять» («ni désirer, ni refuser»).
J. Zahn. Einf. in die Christi. Mystik, 1921; J.-R. Armocathe.. Le Quiétisme. Paris, 1973.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

КВИЕТИЗМ
лат. quietus—спокойный, бездействующий) — богословско-этическое учение, возникшее в конце 17 в. в католицизме, проповедовавшее пассивно-созерцательное отношение к жизни, отказ от активной деятельности, безразличие к добру и злу, примирение со всеми страданиями, безусловное подчинение “божественной воле”. К. есть следствие фатализма, к-рый присущ в той или иной мере всем религиозным течениям. Проповедь бездейственности и безразличия к страданиям содержится в учении Шопенгауэра.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Квиетизм
 (лат. quietus — бездействующий) — пассивно-созерцательное отношение к жизни, отказ от активной деятельности. Этим именем называлось возникшее в 17 в. ваправленпе в католицизме. К. есть следствие фатализма. Он присущ в той или иной степени всем религиозным течениям и реакционен. Марксистская этика, отвергая фатализм, считает, что хотя человек и зависит от обстоятельств, но и обстоятельства зависят от него. Она осуждает равнодушие, безынициативность, непротивленчество злу и требует от человека активной деятельности по претворению в жизнь благородных идеалов коммунизма.

Источник: Философский словарь. 1963

КВИЕТИЗМ

(от лат. quies - покой) - религиозное умонастроение, ставящее своей целью достижение внутреннего мира, в предположении, что в таком состоянии душа больше открыта к воздействию свыше. Опыт немалого числа святых говорит в пользу такого подхода, но не исключает и других путей снискания благодати. Нередко этому термину придается отрицательный смысл принижения человека в мистицизме, соединенном с духовной пассивностью, когда значение мышления, воли и усилий человека сводятся к минимуму, или же - в светской мысли - поведения, сомнительного по своему духовному качеству, с уклонением от реальных жизненных задач.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

КВИЕТИЗМ
(от лат. quies - покой) - склонность к мистич. «созерцанию бога», отказу от к.-л. действий и желаний, абс. покою и приятию лдебой суцьбы как дара божьего. Богослов Мигель де Молинос был основателем К. как особого течепия в католицизме. Свои взгляды он изложил в книге «Духовный путеводитель» (Рим, 1675). УчениеМолиноса было объявлено еретическим, т. к. оно не считало церковь необходимым посредником между человеком и богом. Мистико-этич. принципы, находящие выражение в К., свойственны ряду религий, особенно восточных. В. И. Ленин указывал, напр., на аскетизм и К. как на элементы толстовства, подчеркивая при этом их самый непосредственный и самый глубокий вред (Соч. Изд. 5. Т. 20, с. 104).

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

КВИЕТИЗМ
(лат. quietus – спокойный) – 1. В широком смысле – безвольная жизненная позиция, лишенное эмоциональных проявлений поведение. 2. Мистическое теологическое христианское учение, в котором главной религиозной и нравственной ценностью для человека является душевный покой, подчинение воле Бога; в силу этого – безразличие к добру и злу, отсутствие трепета пред собственным будущим. К. возник в XVII в. в русле католицизма. Основателем его является испанский священник М. Молинос. В К. проповедуется идея отречения души от мирской суеты, от исполнения нравственного долга, от всех «внешних» правил. Отказ от своеволия, от проявлений собственной воли имеет целью непосредственное единение с Богом. К. был осужден в католицизме как ересь, но был крайне популярен в Западной Европе и в России. Он повлиял на формирование мировоззрения А. Шопенгауэра , на учение Л. Толстого .

Источник: Краткий философский словарь.

Квиэтизм
(quies покой). Так называют нравственно-религиозное учение, высказанное на западе в XVII в. Фенелоном и особенно г-жою Гюйон. По смыслу их учения, идеалом человеческой жизни должен быть покой и непричастность житейским тревогам, неразрывным с раздражением, нарушающим внутреннюю гармонию душевных сил. Подобное учение уже существовало, по крайней мере на практике, у так называемых исихиастов, предпочитавших заботливости о многосложных потребностях жизни уединенную, пустынную жизнь и безмолвие. Непрерывный самоуглубленный покой и непрерывный ряд развлечений были бы, каждый порознь, только абнормальными крайностями, как и непрерывный сон или непрерывное бодрствование. Для нормального развития внутренней жизни требуется равновесное отношение между обоими состояниями, что отнимало бы у каждого из них часть избыточной и небезвредной силы, которая свойственна всякой односторонности и крайности.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Квиетизм
Католическая церковь считает квиетизм (quietas (лат.) – спокойный. – Прим. пер.) ересью. Во Франции ее исповедовали мадам Гюийон (129) и Фенелон. Лично мне квиетизм представляется скорее искушением, и опасным искушением: он искушает нас отдохновением и таит опасность бездействия. Придерживаться квиетизма означает верить, что одного спокойствия достаточно всегда и во всем, тогда как на самом деле его достаточно только для самого спокойствия. На самом деле это равнозначно признанию того, что мистицизм, даже самый чистый и возвышенный, способен заменить собой мораль, политику или философию, что является очевидной глупостью. Впрочем, не следует забывать, что справедливо и обратное утверждение: мораль, политика и философия не в состоянии заменить собой спокойствия, мало того, они неспособны даже привести к подлинному спокойствию. Все слова мира, даже самые лучшие, не приведут к молчанию. Все сражения мира, даже самые необходимые, – к миру. Поэтому квиетизм есть истина мистицизма и одновременно его предел.

Источник: Философский словарь.

КВИЕТИЗМ
лат. quies - покой) - моральный принцип, сформулированный в XVII-XVIII вв. как еретическое учение в рамках католицизма; требовал пассивно-созерцательного отношения к добру и злу как проявлениям воли бога, отказа от желаний, безразличия к страданиям, принятия любой судьбы. Элементы К. возникали во мн. древневосточных мистико-религиозных учениях, в ряде светских теорий морали. Как отрицание воли к жизни К. провозглашается высшим благом в этике Шопенгауэра. В совр. капиталистическом об-ве К. становится одной из форм морального нигилизма, выражая настроения бессилия, усталости, апатии, распространенные в мелкобуржуазной среде. В любых моральных предписаниях К. усматривает покушение об-ва на свободу «естественного» человека. Отвергая буржуазную мораль, дух торгашества, карьеризма и потребительства, К. призывает сохранить моральную чистоту путем предельного сокращения социальных связей, пассивного соблюдения моральных обязанностей, отказа от гражданственности и ответственности за состояние дел в об-ве. Если в прошлом К в известных ситуациях мог быть средством самозащиты личности от общей деморализации, то в совр. эпоху революционного преобразования об-ва он лишается всякого гуманистического содержания. В. И. Ленин отмечал, что, препятствуя социальной активности масс, внушая иллюзорное душевное спокойствие, К. «приносит самый непосредственный и самый глубокий вред» (т. 20, с. 104).

Источник: Словарь по этике

КВИЕТИЗМ
франц. quietisme, от лат. quietus - спокойный, безмятежный, quies - покой), религ.-этич. учение, проповедующее мистическисозерцат. отношение к миру, пассивность, спокойствие души, полное подчинение божеств. воле, безразличие к добру и злу, к раю и аду. Возникнув в кон. 17 в. внутри католицизма, К. выражал рост оппозиц. настроений против папства и враждебное отношение к иезуитам. Идеи К. были развиты исп. священником М. Молиносом (1628-96), издавшим в Риме в 1675 книгу «Духовный руководитель» («Guida spirituale»). Согласно учению квиетистов, душа, примирившаяся со всеми страданиями и отрешившаяся от мира, полностью погружается в божеств. любовь.
Католич. церковь и особенно иезуиты резко выступили против К. В 1685 Молинос был заключен в тюрьму, а 68 положений К. были осуждены как ересь. Идеи Молиноса были развиты его последовательницей во Франции Ж. М. Гюйон (1648-1717), в защиту к-рой выступил епископ Ф. Фенелон. Однако особая церк. комиссия, возглавляемая Ж. Боссюэ, осудила К. как безнравств. еретич. учение и добилась заключения Гюйон в Бастилию. Элементы К. обнаруживаются и в лютеранском пиетизме 18 в.
Термин «К.» приобрел и более общий смысл, став синонимом пассивности, непротивления, воздержания от к.-л. деятельности. В этом смысле в К. часто видят характерную особенность мн. вост. религий. В.И.Ленин, находя элементы К. в толстовстве, подверг резкой критике всякие попытки их идеализации (см. ПСС, т. 20, с. 104).

Источник: Советский философский словарь

квиетизм
установка на пассивное, созерцательное, незаинтересованное, следовательно, как правило, пессимистическое отношение к реальной жизни в объективном мире и к ее событиям и поворотам. Был характерен для индийской религиозно-философской традиции, в которой является одним из средств освобождения от негативного влияния чувственного мира, от приносимых жизнью в нем страданий. Не следует относить к квиетизму философию стоиков, хотя и основанную на принципах автаркии и апатии (бесстрастия), но фундированную на более глубоком уровне императивом деятельной любви к судьбе, которую надо, таким образом, не просто «пассивно принять» (ибо, якобы, «а куда деваться?»). Судьба у стоиков трактуется, правда, максимально рационалистически в духе общеантичного принципа «любовь есть стремление к тому, чего тебе еще недостает» в качестве особого рода «интеллектуальной эмоции». Программный тезис стоической этики «желающего идти судьба ведет, а не желающего этого – тащит» (сенека) не позволяет трактовать эту модель как пассивизм и квиетизм. Более того, те пути, которые предложили для развития рационалистической модели этики (следовательно, этики «автаркического типа») спиноза, и особенно кант («должен, значит, можешь»), на которого опирались и экзистенциалисты, прежде всего, сартр («выбирая себя, мы выбираем всех»), отчетливо демонстрируют антиквиетистский пафос европейской модели внутренней свободы, от которой «можно отказаться только свободно», модели «самодовлеющего» ми внутренне активного носителя добродетели. Разумно вспомнить здесь аргументацию сартра («экзистенциализм – это гуманизм») в защиту философии экзистенциализма от упреков в «пропаганде пессимизма».

Источник: Краткий философский глоссарий

КВИЕТИЗМ
от лат. quies – покой) – религ.-этич. учение, проповедующее мистически-созерцат. отношение к миру, пассивность, спокойствие души, полное подчинение "божеств. воле". Возникнув в конце 17 в. внутри католицизма, К. выражал рост оппозиц. настроений против папства и враждебное отношение к иезуитам. Идеи К. были развиты исп. священником М. Молиносом (1628–96), издавшим в Риме в 1675 книгу "Духовный руководитель" ("Guida spirituale"). Согласно учению квиетистов, душа, освободившись от всех забот, примирившаяся со всеми страданиями, отрешившаяся от материального мира, перестает себя проявлять, полностью погружаясь в "божественную любовь", достигая слияния с божеством. В связи с этим К. учил, что душа должна проникнуться полным безразличием к добру и злу, к раю и аду, полным равнодушием к вопросу о собств. "спасении". Католич. церковь и особенно иезуиты резко выступили против К. В 1685 Молинос был заключен в тюрьму, а 68 положений К. было осуждено как ересь. Идеи Молиноса были развиты его последовательницей во Франции – Ж. М. Гюйон (1648–1717), к-рая проповедовала пассивное отношение к добру и злу, как одинаковым проявлениям божеств. воли. Идеи К., внушавшие под прикрытием проповеди о "любви к богу" моральный нигилизм, подверглись резким нападкам богословов. В защиту Гюйон выступил епископ Фенелон. Однако особая церк. комиссия, возглавляемая Боссюэ, осудила К. как безнравств. еретич. учение и добилась заключения Гюйон в Бастилию. Идеи К. проникли и в Россию. В нач. 19 в. оберпрокурор Синода кн. Голицын распространял переведенные на рус. язык соч. квиетистов. В 40-х гг. они были изъяты. Элементы К. обнаруживаются и в лютеранском пиетизме 18 в. Социальное содержание К. было противоречивым. К. выражал недовольство католицизмом с его формально-фетишистским культом, учением о "добрых делах" и привилегированности духовенства. Вместе с тем в К. получил отражение страх перед нар. массами и стремление отвлечь их от классовой борьбы проповедью пассивной созерцательности и бездейственности. Поэтому К. не мог получить широкого распространения и захватил лишь узкий круг последователей. В конце 19 в. идеи, сходные с К., высказывал Шопенгауэр, проповедовавший безразличие к страданию. Лит.: Sсhаrling С. ?., Michael de Molinos. Ein Bild aus der Kirchengeschichte des siebzehnten Jahrhunderts, Gotha, 1855; Heppe H., Geschichte der quietistischen Mystik in der katholischen Kirche, В., 1875. Б. Рамм. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Квиетизм
лат. quietus – спокойный, безмятежный) религиозное учение, доводящее идеал пассивного подчинения воле Бога до требования быть безразличным к собственному «спасению». Возникло в ХVII в. внутри католицизма. Перен. – созерцательность, бездейственность. ............ ? (лат. quietismus от лат. quies — покой; ср. этимологию термина «исихазм»), мистическая доктрина, абсолютизирующая присущее христианству требование предать себя воле Бога и доводящая его до полного отрицания человеческой волевой активности в сфере духовной жизни. К. советует верующему любить Бога «чистой», т. е. абсолютно бескорыстной любовью, понимая это как отказ желать для себя даже духовных благ — сил для морального поведения, спасения души; по логике К., душа должна быть готова с радостью принять даже свое вечное осуждение как еще один акт Божьей воли. Рекомендуется не оглядываться на себя, даже на свои грехи и недостатки (которые К. любит объяснять насилием со стороны бесов); цель - не усовершенствовать, а «уничтожить» свое «я» и через это обрести полный «покой». Как еретическое заострение санкционированных Церковью мистических учений (в случае К. - наследия испанской мистики XVI в.), К. типологически сопоставим с такими ересями, как мессалианство на ранневизантийском Востоке и доктрина «братьев свободного духа» на позднесредневековом Западе; однако его специфика в том, что он связан с религиозным кризисом на пороге Нового времени, с протестом против рассудочной культуры воли, по-своему характерной и для иезуитов и для янсенизма, с тягой к возрождению созерцательности как противовеса раннебуржуазной деловитости. К. сформировался внутри католицизма и был приведен в систему испанским священником М. Молиносом, издавшим в Риме в 1675 г. книгу «Духовный руководитель»(«Guida spirituale»); ряд его тезисов, в их числе рекомендации «уничтожить» естественные потенции человеческой природы, отказаться от рационального самоанализа, от воли к активному действию, ничего не просить у Бога ни для себя, ни для ближнего, были осуждены в 1687 г. папским декретом. Дальнейшее развитие К. связано с Францией, где его социальным фоном была пассивная оппозиция старой аристократии абсолютизму Людовика XIV. Главным защитником умеренного К. выступал Фенелон, развивавший доктрину о «чистой» любви к Богу, главным противником — Боссюэ, теолог абсолютизма. Предметом острых споров была личность и литературная деятельность плодовитой духовной писательницы Ж. М. Гюйон (1648-1717), заключенной в Бастилию в качестве еретички и противницы государства. Дальнейшее влияние традиции К. имеет место на линии внеконфессиональиой мистики: сочинения Гюйон получили самый широкий резонанс и в немецких пиетистских кружках, и среди мистически настроенных масонов, а в России времен Александра — среди образованных приверженцев т. н. хлыстовства (кружок Е. Ф. Тата-риновой). Термин «К.» употребляется в расширительном смысле для обозначения всякого религиозно окрашенного настроения, тяготеющего к угашеиию волн и отказу от действия. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

КВИЕТИЗМ
лат. quietus - спокойный) - неортодоксальное течение в католицизме, центрирующееся вокруг презумпции душевного покоя - quies (культурно-типологический аналог в рамках православия - более ранний исихазм). Оформляется в 17 в.; основоположник - испанский теолог Мигель де Молинос (ок. 1628-1696), выступивший с проповедью мистического учения, согласно которому единение с Богом возможно как апофеоз безмятежности, проявляющейся в отрешенности души, прошедшей через "акт самоотречения" от всех сует, включая и озабоченность собственным спасением (ср. с требованием "незаинтересованности любви" к Богу, акцентированным в суфизме). Добродетель и конфессиональная вера объявляются "внешними", а потому не имеющими отношения к святости, понимаемой в качестве достигнутого состояния покоя, основой которого является безграничное доверие к Мессии и полное делегирование Христу ответственности за свою судьбу. Развивая традиционные для мистики идеи (постижение Абсолюта на путях любви и непосредственное единение с ним в акте откровения), К. отличается предельной логической последовательностью, доводя характерную для классической мистики презумпцию отрешенности души до нормативного полного безразличия - вплоть до индифиффирентного отношения к добру и злу. Согласно концепции К., человек, достигший совершенства "на вершине самоотречения" не подлежит оценке в контексте этических дихотомий (типа дихотомии добродетели и греха), ибо все его поступки и мысли принадлежат и восходят к Богу, в пользу которого он отрекся от своей воли. К. был осужден ортодоксальным католицизмом (особенно иезуитами): Молинос был вынужден отречься от своих взглядов и заточен (1685), а его идеи по 68 пунктам осуждены специальной папской буллой Иннокентия XI "Coelestis Pastor" (1687) как ересь. Однако, книга Молиноса "Духовный путеводитель" (1675) до начала 18 в. была переиздана более 20 раз на различных языках. К. нашел своих пламенных последователей как в Западной Европе (Франсуа де Салиньяк де ла Мот Фенелон (1651-1715), архиепископ Камбрейский, впавший в опалу за квиетистские взгляды; Ж.М. Гюйон (1648-1717), заключенная в Бастилию за проповедь К. и, в частности, за вывод о равенстве добра и зла как различных проявлений Божественной воли, П.М. Пет-руччи, Ф. Лакомб и др., включая представителей официальных церковных кругов: А.Х. Франк, Д. Арнольд), так и России (распространение в начале 19 в. обер-прокурором Синода князем Голицыным русских переводов классических текстов К., имевших хождение вплоть до официального изъятия в сер. 1840-х). В контексте динамизма культуры Запада (17 в. - заря Нового времени). К. выступил аксиологической альтернативой основополагающим ценностям активизма (ср. общекатолическую концепцию "добрых дел"); задав поведенческую и смысложизненную парадигму покоя, что является максимальным выражением общей тенденции западной мистики к созерцательной сосредоточенности (ср. с культивируемой в восточной мистике, развивающейся в контексте традиционно-консервативной стабильной культуры, нормативно экстатической практики как альтернативы типовым поведенческим парадигмам: пляски дервишей в исламе, предельный ритм раннесуфийских танцев и др.). Выражая искомую для европейской традиции ценность покоя (аксиологический горизонт культуры в контексте приоритетов активизма), К., будучи официально осужден католицизмом, вновь заявил о себе в рамках протестантизма, оказав значительное влияние на лютеранский пиетизм 18 в., и в рамках философской традиции, оказав воздействие на аксиологический строй ряда концепций, начиная с Шопенгауэра.
М.А. Можейко, С.Л. Ленин

Источник: Новейший философский словарь