КУЗНЕЦ
КУЗНЕЦ
символ огня и созидания. Кузнец, кующий оружие, — римский бог огня Вулкан (греческий Гефест), который был хромым от рождения или оттого, что в приступе гнева был сброшен с Олимпа на землю Юпитером. Он изображался в своей кузнице стоящим у наковальни, с молотом в руке, с костылем или в неловкой позе из-за своего физического порока. Молоток и щипцы, так же как наковальня и мехи, были атрибутами Элигия, искусного мастера из Лиможа (ок. 588–660) — эпископа Нойонского и святого патрона золотых и серебряных дел мастеров и чеканщиков. Житие, эпизоды которого иногда изображаются художниками, повествует о том, как для того, чтобы подковать брыкающуюся лошадь, которой овладел дьявол, он отрезал ей ногу, а затем чудодейственным образом восстановил ее на место. Его можно видеть на изображениях побеждающим Сатану: святой держит его за нос щипцами. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия
КУЗНЕЦ
Кузнечное ремесло играло важную роль в культуре кельтов, не в последнюю очередь в связи с тем, что именно кузнецы делали оружие, значение которого для столь воинственного народа, как кельты, просто невозможно переоценить. Умение сделать из куска руды, по виду неотличимого от простого камня, какое-нибудь оружие, например наконечник копья, пользовалось столь огромным почетом и уважением, что кузнецам часто приписывались сверхъестественные способности. Археологические раскопки показали существование у кельтов своего рода культа кузнечного дела. Так, в северных районах Британии, в Дурхэме и Йоркшире, были найдены керамические черепки, украшенные изображениями инструментов, связанных с кузнечным делом. Кроме того, в Сандерленде было найдено бронзовое изображение кузнеца, а на раскопках в Нортумберленде археологи нашли целую фигурку бога-кузнеца, крепившуюся к керамическому сосуду. Бог-кузнец изображен стоящим перед наковальней, держа в одной руке клещи, а в другой - молот, то есть атрибуты кузнечного ремесла. Керамика, из которой сделано это изваяние, датируется примерно II в. н.э. В мифологии кельтов фигурируют несколько богов-кузнецов. Так, например, в ирландской легенде Гоибниу неустанно кует волшебное оружие для богов и, кроме того, выступает в роли Гобан Саэра, Гоибниу Зодчего. Аналогом Гоибниу в валлийской мифологии был Гофаннон.
Источник: Энциклопедия. Кельтская мифология.
КУЗНЕЦ
в мифопоэтической традиции персонаж, наделенный сверхъестественной созидательной силой, связанной с огнем, и обладающий функциями демиурга — верховного божества или бога-помощника одного из главных богов, культурного героя и (или) предка.
Кузнец создает из разных металлов любые орудия (ср. Тувал-Каин, см. в ст. Каин), а также волшебное оружие и др. предметы (Кусар-и-Хасис, Гоибниу, Гефест, Пиркуши, Амаиумара и др.), закаляя в металле, сообщает героям неуязвимость, чикпт им черепа И т. д. (Курдалагон, Тлепш, Цсбеч). К. нередко обладают свойством невидимости п наделяют им изготовленные предметы (например, Гефест — сеть, опутавшую Афродиту и Ареса), они и сами неуязвимы (Сумаоро). К. часто вообще выступает как «божественный мастер» (например, Зшвакарман, «господин всех ремесел», Кугр-и-Хасис, а также Ильмаринен, Телявель, Кальвис, выковавшие небесные светила).
Характерная функция Кузнеца — строительство дома себе (Гефест) и др. богам (Кусар-и-Хасяс. Хасамиль). К. как культурный герой знакомит людей с кузнечным ремеслом и стихией огня вообще (Гефест; Прометей похищает у него огонь и «умение»), а также с др. ремеслами (Jlesa). Часто К. воплощает небесный огонь и обитает на небе, противостоит воде и связанному с ней змею (ср. легенды о происхождении Днепра в результате победы Кузнеца над змеем, см. в ст. Кий, борьбу Новы с Заххапом). К. может и сам быть богом-громовержцем (Леза) либо его помощником (Кусар-и-Хасис, Кальвис, Телявель), предком (Кигва).
Кузнец может ассоциироваться и с землей, подземным огнем и, следовательно, нижним миром (цверги, Пиркуши, Гефест и его подручные — киклопы, Огун, ср. посвящение ему собаки, хтонического животного, ср. собаку К. Куланна, убитую Кухулином), иногда сам облик К. связывает его с хтоническим миром (например, малый рост цвергов, хромота Гефеста, Вёлупда). В ряде традиций, где существовала каста кузнецов, К. был основным божеством, демиургом (Гу, Леза).
Кузнец создает из разных металлов любые орудия (ср. Тувал-Каин, см. в ст. Каин), а также волшебное оружие и др. предметы (Кусар-и-Хасис, Гоибниу, Гефест, Пиркуши, Амаиумара и др.), закаляя в металле, сообщает героям неуязвимость, чикпт им черепа И т. д. (Курдалагон, Тлепш, Цсбеч). К. нередко обладают свойством невидимости п наделяют им изготовленные предметы (например, Гефест — сеть, опутавшую Афродиту и Ареса), они и сами неуязвимы (Сумаоро). К. часто вообще выступает как «божественный мастер» (например, Зшвакарман, «господин всех ремесел», Кугр-и-Хасис, а также Ильмаринен, Телявель, Кальвис, выковавшие небесные светила).
Характерная функция Кузнеца — строительство дома себе (Гефест) и др. богам (Кусар-и-Хасяс. Хасамиль). К. как культурный герой знакомит людей с кузнечным ремеслом и стихией огня вообще (Гефест; Прометей похищает у него огонь и «умение»), а также с др. ремеслами (Jlesa). Часто К. воплощает небесный огонь и обитает на небе, противостоит воде и связанному с ней змею (ср. легенды о происхождении Днепра в результате победы Кузнеца над змеем, см. в ст. Кий, борьбу Новы с Заххапом). К. может и сам быть богом-громовержцем (Леза) либо его помощником (Кусар-и-Хасис, Кальвис, Телявель), предком (Кигва).
Кузнец может ассоциироваться и с землей, подземным огнем и, следовательно, нижним миром (цверги, Пиркуши, Гефест и его подручные — киклопы, Огун, ср. посвящение ему собаки, хтонического животного, ср. собаку К. Куланна, убитую Кухулином), иногда сам облик К. связывает его с хтоническим миром (например, малый рост цвергов, хромота Гефеста, Вёлупда). В ряде традиций, где существовала каста кузнецов, К. был основным божеством, демиургом (Гу, Леза).
Источник: Мифологический словарь. Москва. Советская Энциклопедия. 1991