КУШАЛА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КУШАЛА
Санскр.) Заслуга, одна из двух главных частей Кармы.

Источник: Теософский словарь

КУШАЛА
саяскр.), кусала (пали) — полезный, благотворный (соответственно акусала, акушала — бесполезный, вредный). Термины используются для характеристики деяний, кармические следствия к-рых помогают или мешают моральному прогрессу сознания, являются причиной испытываемого человеком блаженства или страдания. Н. A. Kaнаева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

КУШАЛА
сс. Хороший. Правильный. Благой. В буддизме термин применяется для определения физических действий, слов, речи или мыслей, благоприятных с точки зрения кармических последствий и способствующих освобождению. К благим действиям относятся великодушие, сострадание, сорадование, передача своих заслуг другому, следование учению и т.д.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

КУШАЛА
(санскр. kusala, пал. kusala — искусное, добродетельное) — буддийский термин, означающий благое, добродетельное действие (поведение), обеспечивающее «заслугу» (см. Пунья).
В некоторых контекстах К. - ближайший инд. эквивалент блага как такового. Философские изыскания в связи с К. во втором смысле восходят к дискуссиям ближайших предшественников и старших современников Будды в связи с возможностью характеристики того или иного феномена как благого или неблагого-окушала.
В «Брахмаджала-сутте» среди философов времени Будды названы и «скользкие угри», уклоняющиеся от того, чтобы охарактеризовать нечто в качестве благого или неблагого, с целью избежания любых оценочных суждений, к-рые ведут к страстности, привязанности, субъективности (ср. Скептицизм), либо из боязни потерпеть поражение в полемике с оппонентами (Дигха-никая 1.24-27). К. в значении «благо», «благое» употребляется в пал. суттах и дидактических текстах в таких контекстах, как «тот позволяет сиять миру, кто «покрывает» дурное дело благим» (Маджджхима-никая 11.104, ср. Тхерагатха 1.872, Дхаммапада, ст. 173), а все благие качества (дхаммы), к-рые составляют правильное и добродетельное поведение, описываются выражением кусала-дхаммы («Сутта-нипата» 1039,1078).
В значении благого дела К. представлена в формуле десять благих дел (dasakusalakamma), к к-рым относятся: 1) щедрость (см. Дана); 2) соблюдение нравственных норм (см. Шила); 3) медитация; 4) уважение к высшим; 5) внимание к их нуждам; 6) передача другому своей «заслуги»; 7) радость из-за «заслуги» других; 8) слышание учения Будды; 9) проповедь учения Будды; 10) устойчивость в правильных взглядах. Приоритет щедрости среди прочих добрых дел не случаен и соответствует буддийскому представлению о том, что поддержка монашеской общины еще более добродетельное дело, чем соблюдение правил нравственности, хотя по другим контекстам видно, что указанные десять дел соотносятся с системой десяти «пунктов нравственности» (dasasi1а). Три «корня К.» являются отрицанием трех «корней неправедности»: алчности, ненависти и «ослепления».
В буддизме махаяны бодхисаттва не только передает другим существам часть собственной добродетели и «заслуги», но стремится разделить с ними всю свою добродетель и «заслугу» и даже ее «корни» (kusalamula). При этом у него исчезает всякое желание лучшего рождения и остается лишь великое сострадание ко всем одушевленным существам. Л и т.: Tedcsco P. Sanskrit kusala—«Skilful. Welfare» // Journal of American Oriental Society. 1954. Vol. 74. P. 131-142. В.К.Шохин

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001