Курс общей лингвистики

Найдено 1 определение
Курс общей лингвистики
«КУРС ОБЩЕЙ ЛИНГВИСТИКИ» («Cours de linguistique generale») — курс лекций швейцарского языковеда Фердинанда де Соссюра, опубликованный после смерти автора Ш. Балли и А. Сеше (1916). Главная задача «Курса» — построение научной теории языка. Наука о языке, согласно Соссюру должна отразить два аспекта языковой деятельности. С одной стороны, в ней необходимо описать язык как социальное явление, сформулировать те общественные условия, при которых язык может существовать в качестве особой знаковой системы. С другой стороны, такая наука должна исследовать собственную структуру языка. Поэтому в «Курсе» говорится о двух сторонах науки о языке, которые названы «внешняя лингвистика» и «внутренняя лингвистика». Преимущественное внимание уделяется именно последней. Разработка внешней лингвистики осталась, по-видимому, незавершенным проектом Соссюра.         В рамках внутренней лингвистики в «Курсе» проводится различие между языком (langue) и речью (parole). Вторую при этом следует рассматривать как актуализацию первого, осуществляемую пребывающим в языковом сообществе индивидом. Все, что индивид актуализирует в речи, уже потенциально присутствует в языке. Речь представляет собой развертываемую во времени (диахроническую) последовательность языковых знаков. Эти знаки включаются в речь в таком порядке, который задан существующей в языке системой отношений. Языковый знак, по Соссюру, представляет собой единство двух составляющих: обозначающего и обозначаемого. Первое есть звуковой образ, воспроизводимый в процессе речи, второе — понятие, выражаемое в речи говорящим. При этом, однако, связь обозначаемого и обозначающего не есть собственное свойство знака и не принадлежит его сущности (постулат произвольности значения; см. Теоретической лингвистики постулаты). Знаки языка не существуют обособленно. Любое свойство знака, в том числе и его способность что-либо обозначать, определено его местом в языке, т.е. совокупностью отношений, связывающих его с другими знаками. В конечном счете, языковый знак есть лишь элемент системы, полностью определяемый отношениями сходства и различия с другими элементами. Поэтому основным исследовательским принципом при изучении всех языковых явлений Соссюр считает системность языка. Наука о языке возможна лишь при условии рассмотрения языка как завершенной системы, определяющей функционирование всех языковых единиц. На этом основании, в частности, Соссюр полагал бессмысленным изучение отдельных слов, напр. с точки зрения их этимологии и истории функционирования в других языках. Слово, как любой языковый знак, понятно лишь благодаря своему месту в синхронически существующей системе данного языка.         Значение работы Соссюра выходит далеко за пределы теоретической лингвистики. В ней сформулирован важный принцип, определяющий, в конечном счете, как задачи, так и методологию научного познания. Согласно этому принципу, знание не возникает путем наблюдения за отдельными объектами с последующим обнаружением (путем абстракции) их общих свойств и взаимосвязей. Основная задача познания состоит в том, чтобы установить общую логическую форму, или структуру, в рамках которой любой объект может быть понят. Важно, что подобный подход имеет не только эпистемологический, но и онтологический аспект, поскольку общая структура определяет не только познаваемость, но и само бытие объекта. Так, в соссюровской лингвистике языковый знак существует лишь в системе языка. Аналогичную исследовательскую программу в математике примерно в то же время начал осуществлять Д. Гильберт. При аксиоматическом построении геометрии (в работе «Основания геометрии», 1899) он рассматривает ключевые математические понятия как абстрактные объекты, определяемые системой установленных между ними отношений (см. Структурализм в математике). Другая сфера приложения названного подхода — разнообразные исследования в гуманитарных науках (лингвистике, филологии, этнографии, культурологии и др.), проводившиеся в рамках структурализма.         Г.Б. Гутнер

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки