КУРИЦЫН Федор Васильевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КУРИЦЫН Федор Васильевич
15 в.) — русский политический деятель, дипломат, один из лидеров реформационного движения в России 2-й пол. 15 в., т. н. ереси «жидовствующих». Был прекрасно образован, служил дьяком по посольским делам, участвовал в нескольких успешных и важных для Московского государства дипломатических миссиях. В 1436 вернулся в Москву из крымского плена. Вокруг него образовался кружок единомышленников, разделявших еретические, с точки зрения официального православия, взгляды. Ереси сочувствовали сын Ивана III Иван Иванович, митрополит Зосима и, в определенной степени, сам Иван III. Признавая авторитет Ветхого и Нового Заветов, Курицын отвергал святоотеческие предания и основанный на них институт монашества. Главным источником истины и мудрости считал пророческое откровение. В «Лаодикийском послании» пишет о самовластии человеческой души, для которой вера, «страх Божий» являются «заградой», т. е. ограничением ее произвола. В «Написании о грамоте» утверждает, что грамота — это дарованный Богом неоскудеваемый источник знания, искореняющий невежество, дающий возможность понимания прошлого и настоящего, возможность предвидеть будущее. В разуме — подлинная сила человека. Разумный человек — это образ Божий и Его подобие. Курицына, очевидно, постигла та же участь, что и всех еретиков: он вынужден был сойти с политической арены и был либо сожжен, либо бежал за границу. После 1500 о его судьбе ничего не известно.
Соч.: «Лаодикийское послание», подг. текста, пер. и комм. Я. С. Лурье. — В кн.: Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина 15 в. М., 1982.
Лит.: Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике кон. 15 -нач. 16 в. М.-Л., I960.
Е. Н. Бутузкина

Источник: Новая философская энциклопедия

КУРИЦЫН Федор Васильевич
рус. политич. деятель 2-й пол. 15 в., идеолог и глава моск. кружка религ. реформаторов. Занимая пост великокняжеского дьяка, фактически руководил деятельностью внешнеполитич. ведомства. В развитии религ.-филос. мировоззрения К. сыграло роль его пребывание (1482–84) в качестве посла в Венгрии, где довольно широкое распространение получили реформац.-гуманистич. идеи. К. принадлежит едва ли не первое рус. соч. по грамматике – т.н. "Литорея в квадратах" и толкование к ней. В религ.-филос. введении к своим грамматич. таблицам (Лаодикийское послание) К. сформулировал осн. идею гуманистич. мировоззрения – утверждение воли и разума человека. Его исходный тезис – идея "самовластия" души. Вместе с тем К. в духе религ.-реформац. идей "оградой" души провозгласил веру, к-рую понимал как постоянное памятование бога. Такое понимание веры приводило К. к противопоставлению формулам авторитарной религии учения ветхозаветных пророков, толкуемого им в качестве религии "духа", некоего религ.-творч. воодушевления. К. верил в способность ветхозаветных пророков творить чудеса, но пояснял, что "дар чудотворения" силен мудростью пророков, а не сам по себе и заявлял: "В мудрости – сила". К. высказал идею о познаваемости духовных явлений благодаря их физич. проявлению и о разуме как функции не одной души, но и тела. К. приписывается также "Написание о грамоте", проникнутое реформац.-гуманистич. духом и утверждавшее широкие познават. способности разума. Лит.: Клибанов А. И., Опыт исследования просветительско-реформац. памятников конца XV – половины XVI в., в сб.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 3, М., 1955; его же, Реформац. движения в России в XIV – первой половине XVI вв., М., 1960; Лурье Я. С., Идеологич. борьба в рус. публицистике конца XV – начала XVI века, М.–Л., 1960. А. Клибанов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.