КУРГАН Геннадий Иванович

Найдено 1 определение
КУРГАН Геннадий Иванович
(р. 1.9.1945) — спец. в области этики и филос. истории; д. филос. н., проф. Р. в Нижнем Тагиле Свердловской обл. Окончил филос. ф-т МГУ (1974), аспирантуру (1977). В 1978-79 работал преп. на кафедре филос. Ярославского политехнического ин-та. С 1979 преподает филос. на кафедре историко-философских и социально-экономических наук Моск. гос. худож.-промышл. ун-та; в наст, вр. (с 2003) зав. этой кафедрой. Канд. дисс. — «Сущность и механизм усвоения индивидом нравственных ценностей» (1978), докт. дисс. — «Историософия культурно-исторического раскола России от его возникновения до наших дней» (2006). Работает в русле методологии евразийства. Исследует рос. общественноист, процесс под углом зрения культурноист, раскола России на носителей зап. духа и приверженцев традиционной (евразийской) парадигмы. Указанный раскол рассматривает как важнейший объяснительный принцип рос. истории, открывающий возможность создания более объективной версии истории страны, начиная с периода Моск. царства и до наших дней. Осмысливая закономерности мирового ист. процесса, проводит идею трех путей (линий) истории: а) западного (Европа, Америка, Австралия); б) дальневосточного (Китай, Япония и ряд других стран Азиатско-Тихоокеанского региона); в) евразийского (срединного, «третьего»), представленного Россией, арабо-иранским мусульманским Востоком, ист. Индией (совр. Индия, Пакистан, Бангладеш). Борьба этих трех моделей жизнеустройства между собой, группируемых автором в два типа развития — «кушитский», с акцентом на «цивилизации» (западный и дальневосточный пути), и «иранский», с акцентом на «культуре» (срединный евразийский путь), — и определяет в конечном счете внутр. логику совр. истории и ее глубинный смысл. В качестве единицы мировой истории, обладающей качеством самодовления, рассматривает культурно-ист. мир — образование, складывающееся в результате интеграционного взаимодействия и взаимовлияния двух локальных цивилизаций как культурно-ист. общностей: романской и германской — Запад; Руси и Степи — Россия; суннитского и шиитского цивилизационных сегментов — исламский мир; индуистского и мусульманского сегментов — ист. Индия; Китая (и ряда родственных Китаю стран Азиатского региона) и Японии — дальневосточный мир.
Соч.: Основы философии Евразии. М., 2001; Русский раскол. Историософия общественного раскола России от его возникновения до наших дней. М., 2003, (2-е изд. — 2004); «Новые русские»: культурологический анализ // Право и экономика: Сб. науч. трудов. Вып. 3. М., 2005; Русский раскол, его истоки и исследование в общественной мысли России XIX-XX вв. // ФО. 2005. № 4; Отечественная история: смена парадигмы // Высшее образование в России. 2006. № 2.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009