КУРБАН-БАЙРАМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КУРБАН-БАЙРАМ
араб.-турецк.-праздник жертвоприношения) - один из г.л. ежегодных религ. праздников у мусульман. Отмечается 10-го числа месяца зулхиджжа (12-го месяца мусульм. лунного календаря). Ислам предписывает верующим в день К.-б. принести кровавую жертву: заколоть овцу или барана, быка, корову или верблюда. К.-б. был воспринят мусульманами от др. арабов, приносивших кровавые жертвы богам, чтобы они даровали людям благополучие, рост поголовья скота, обильные урожаи и т. д. В СССР мн. мусульмане не верят в достоверность легенд, связанных с жертвоприношением, отказываются выполнять это (и мн. другие) предписание ислама. Стремясь сохранить влияние религии на таких людей, служители культа говорят о возможности замены кровавой жертвы внесением в кассу мечети стоимости шкуры животного.

Источник: Атеистический словарь

КУРБАН-БАЙРАМ
(арабско-тур. - праздник жертвоприношения) - гл., «великий» религ. праздник мусульман, устраиваемый через 70 дней после окончания у разы (поста); обычно продолжается три дня. В день К.-б. ислам предписывает мусульманам приносить кровавую жертву: с соблюдением установл. ритуала заколоть овцу, барана или верблюда. Один из лучших кусков жертв, животного и его шкуру обычно преподносят духовным лицам, а из туши приготовляют праздничное блюдо. Предписывается также раздавать куски мяса беднякам и нищим или кормить их за своим столом, чтобы в праздник не было голодных и проявляющих недовольство. К.-б. перешел в ислам от древних арабов, к-рые, будучи скотоводами-кочевниками, приносили жертвы своим богам и духам пустыни (т. е. кормили, угощали их), чтобы они «не причиняли вреда» скоту и людям. В СССР К.-б. использовался антисов. элементами в период коллективизации для организации массового истребления скота, подрыва социалистич. животноводства и внесения недовольства в ряды колхозников.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Курбан-байрам
(тюрк.), идаль-адха (араб.) праздник Жертвоприношения, один из двух главных исламских праздников (второй Уразабайрам), длящийся 3–4 дня.
Начинается 10-го числа месяца зуль-хиджжа (12-го месяца мусульманского лунного календаря) в день окончания паломничества мусульман в Мекку (хаджж). В этот день паломники в долине Мина совершают обряд жертвоприношения в память о том, как Ибрахим (Авраам) готов был принести в жертву своего сына Исмаила, но Аллах заменил его барашком. Согласно учению ислама, в этот день каждый свободный мусульманин, имеющий скот или средства на приобретение животного, должен принести жертву (одну овцу за одного человека, одного верблюда или одну голову крупного рогатого скота за 1–7 чел. или за 1 — 10 чел. в зависимости от того, к какому мазхабу (толку) принадлежит мусульманин). Все мясо жертвенного животного должно раздаваться неимущим. Сложившаяся практика такова: третья часть мяса расходуется на праздничную трапезу семьи и гостей, остальное незамедлительно раздается нуждающимся. Если мусульманин по к.-л. причине не выполнил предписание, он должен стоимость жертвенного животного раздать в виде милостыни (в России нередко сдают деньги в кассу мечети). В ритуал К.-б. входит особая молитва. В дни праздника принято посещать места захоронений предков, наносить визиты друзьям, делать подарки.

Источник: Религии народов современной России

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
425.22 кб

Отражение восточных поэтических традиций в произведениях «Газазил» и «По случаю курбан-байрама» Ш. Б

Сибагатов Ф. Ш.
В статье рассматривается влияние восточных поэтических традиций на творчество Ш. Бабича.