КУПЕР Томас

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

КУПЕР Томас
1759-1839) - англо-америк. философ-материалист, врач, химик, экономист и нолитич. деятель. Во время Франц. революции был связан с якобинцами, за что власти обвинили его в измене. Переселился в США, где примыкал к демократич. партии Джефферсона. В своих трудах защищал материализм, отрицал религ. догматы, выступал против примирения науки и религии, разоблачал библейские мифы. Выступал за отделение школы от церкви.

Источник: Атеистический словарь

КУПЕР Томас
(Cooper, 1759 - 1839) - америк. просветитель-деист; род. в Англии. Преследуемый за симпатии к франц. бурж. революции, он в 1794 эмигрировал в США, где примкнул к сторонникам демократич. партии Джефферсона. Филос. взгляды К. сложились под влиянием англ. материалистов XVIII в., особенно его друга, ученого Дж. Пристли, также эмигрировавшего из Англии в США. По собств. заявлению К., он был материалистом. Признавая вечность материального мира, он вместе с тем говорил о боге как о первопричине мира. В ряде памфлетов К. отрицал религ. догмы о бессмертии души, троице, выступал против попыток примирения науки и религии, отвергал божеств, откровение, выступал против духовенства. Я. М. Гольдберг

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

КУПЕР Томас

(22 окт. 1759 – 11 мая 1839) – англо-амер. философ-материалист, врач, химик, экономист и политич. деятель. Родился в Вестминстере, учился в Оксфорде, во время франц. революции посетил Францию (1792), где установил связь с якобинцами, за что был обвинен англ. реакционером Берком в нац. измене. В 1793 с семьей своего учителя и тестя Пристли К. переселился в США, где примыкал к демократич. партии Джефферсона, с к-рым находился в дружеств. отношениях. Был судьей, затем проф. химии и экономики, с 1821 – президент Колумбийского колледжа (Южная Каролина). Энциклопедически образованный ученый, активный борец против религ. мракобесия, К. постоянно подвергался нападкам и преследованиям со стороны клерикалов и реакционеров. В борьбе Севера и Юга по вопросу о рабовладении К. выступал, однако, в защиту рабовладения, изменив антирабовладельч. взглядам, к-рые он защищал до приезда в Америку. В своих филос. произведениях и анонимных антирелиг. памфлетах К. боролся за науч. материалистич. и атеистич. мировоззрение, разоблачал нелепость библейских мифов и отрицал божеств. происхождение "священного писания". В полемике с метафизикой Декарта, с идеализмом Мальбранша, Лейбница, кембриджских неоплатоников, шотландской школы он открыто защищал материализм, отрицал существование духовной субстанции, бессмертие души, свободу воли, врожденные идеи. Особенно большое место в работах К. занимала материалистич. разработка психофизич. проблемы, доказательство того, что материя мыслит. В этой области он продолжал линию франц. материалистов Ламетри и Кабаниса. Соч.: Tracts, ethical, theological and political, v. 1, L., 1789; A view of the methaphysical and physiological arguments in favor of materialism, Phil., 1823; The scripture doctrine of materialism, Phil., 1823; Lectures on the elements of political economy, Columbia, 1826. Лит.: История философии, т. 2, [M. ], 1941 (см. Указатель); История философии, т. 1, М., 1957 (см. Указатель); Malone D., The public life of Th. С, New Haven – L., 1926; Anderson P. R. and Fisch M. H., Philosophy in America. From the Puritans to James, N. Y., 1939. Б. Быховский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.