Купала

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Купала
слав.)  – главный персонаж праздника летнего солнцестояния (в ночь на Ивана Купалу – с 23 на 24 июня по старому стилю). К. называли куклу или чучело, которое во время праздника топили в воде или сжигали (в ночь накануне). Смысл всей разнообразной обрядности состоял в изгнании, символическом уничтожении нечистой силы. На празднике К. разжигали костры и прыгали через них, причем считалось, что от высоты прыжка зависит высота хлебов. В основе связываемого с К. мифа лежит кровосмесительная связь брата с сестрой, символизируемая двухцветным цветком иван-да-марья. Когда брат решил убить сестру-соблазнительницу, она попросила посадить цветы на ее могиле. По народным поверьям, сила целебных трав бывает наибольшей в ночь на К. Широко распространено предание о цветке папоротника, который цветет в ночь наК. ис помощью которого можно найти клад.

Источник: Мифологический словарь

Купала
в восточнославянской традиции праздник (день), посвященный летнему солнцестоянию. Ивана Купалу часто связывают с Иоанном-Крестителем, отмечается праздник в ночь с 6 на 7 июня. Купала в виде чучела топится в воде, после чего разжигаются священные костры, через которые прыгают участники. Обряд носит характер праздника плодородия, его соотносят с обрядом священного огня и воды. Древней основой мифа, по культурной реконструкции, является кровосмесительный брак небесного брата с сестрой. Этот символ выражается двуцветным цветком иван-да-марья. Желтый цвет воплощает солнце, голубой - небо. По преданию в эту ночь травы действуют с наибольшей силой. В содержании древнего ритуала травы и цветы означают трех змей и трех дочерей Купалы. У южных и западных славян сохранился обряд добывания в этот день огня, который получают трением двух кусков дерева друг о друга. Сохранились поверья, что в ночь на Ивана Купалу расцветают волшебные цветы (папоротник), которые указывают на клад. Некоторые исследователи считают, что этот обряд является основным в древней славянской культуре.

Источник: Человек и общество. Культурология

Купала

Его причисляли к знатнейшим богам. Он почитался третьим после Перуна и Велеса, ибо после плодов скотоводства, земные плоды всего более служат человеку и составляют его богатство. Веселый и прекрасный бог, одетый в легкую одежду и держащий в руках цветы и полевые плоды, с венком на голове из цветов купальниц, бог лета, полевых плодов и летних цветов. Праздник его отмечался в день летнего солнцестояния – 24 июня. Славяне уходили на ритуальные холмы, или на поляну у реки, жгли костры, пели, водили хороводы, ручейки. Прыжки через костры были одновременно испытанием ловкости и испытанием судьбы, гаданием: высокий прыжок символизировал удачу в замыслах. От костра к реке (или просто вниз с горы) откатывали колесо – символический знак солнца, выражая таким образом поворот солнца (вниз) на зиму. С шутками и песнями сжигали соломенные куклы Ярилы, Купалы. На рассвете все участвовавшие в празднике купались, чтоб снять с себя злые немощи и болезни. В купальскую ночь, по преданиям, происходили всякие чудеса: цвели редкие загадочные травы: разрыв-трава, папоротник и другие; открывались невиданные клады. Нечисть – ведьмы и колдуны – тоже предавалась всяческому разгулу, скрадывали звезды, месяц и т. д.
Как сами обряды, так и название Купала (от глагола «купать», «кипеть») указывает на соотнесение купальских ритуалов с огнем (земным и небесным – солнцем, в купальских ритуалах представленным колесом) и водой, которые выступают в купальских мифах как брат и сестра. В основе мифа, реконструируемого по многочисленным купальским песням и другим фольклорным текстам, лежит мотив кровосмесительного брака брата с сестрой, воплощаемых двуцветным цветком иван-да-марья – важнейшим символом купальских обрядов; желтый цвет воплощает одного из них, синий – другого. В одном из вариантов мифа брат собирается убить сестру-соблазнительницу, а она просит посадить цветок на ее могиле. Три вида волшебных трав и цветов в купальских песнях по поверьям, целебная сила трав была наибольшей в ночь на Купалу) соотносятся с мотивами трех змей и трех дочерей Купалы.

Источник: Словарь славянской мифологии

Похожие термины:

  • КУПАЛО, КУПАЛА

    олицетворение отмечавшегося с глубокой древности мн. народами Европы (в т. ч. и славянами) праздника, связанного с летним солнцеворотом. Христ-во приспособило праздник к своей культовой практике, с
  • Дзевко-Купало

    С рассветом дня Ивана Купалы крестьяне выбирают самую красивую девушку, обнажают ее и окутывают с ног до головы гирляндами из цветов. Затем отправляются в лес, где Дзевко-Купало (так называют избр
  • Аграфена-купальница

    23 июня, день памяти св. Агриппины и канун Ивана Купалы. В день Агриппины собирают траву купальницу и с вениками из этой травы и различными целебными травами идут в баню; купанье в реке сопровождает