КУНОВ Генрих

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

КУНОВ Генрих
1862-1936) - нем. историк религии, этнограф, социолог, представитель правого крыла герм. социал-демократии. Популяризатор отд. положений марксист, атеизма. Работы К. по истории религии в 20-е гг. занимали видное место в религиоведении и были переведены И. И. Сквориовым-Степановым («Теологическая или этнологическая история религии?», 1910, в переработке Скворцова-Степанова под названием «Происхождение нашего бога». М., 1919; последнее изд. - М., 1958; «Возникновение религии и веры в бога». 4-е изд. М.-Л., 1925). Опираясь на этнография, материал, К. проследил эволюцию религии на ранних ступенях развития человечества.

Источник: Атеистический словарь

Кунов Генрих
(Cunow, 1862 - 1936) - нем. правый с.-д.-ревизионист, автор ряда работ по этнологии, социологии, истории и истории религии; после революции 1918—1919 в Германии был профессором социологии и этнологии в Берлинском ун-те. Религиоведч. труды К., несмотря на содержащиеся в них ошибочные методологич. положения, имеют известное познават. значение. Его кн. «Возникновение религии и веры в бога» (1911) и «Происхождение нашего бога» (1910) были переведены И. И. Скворцовым-Степановым и издавались в нашей стране. КУПАЛА, Купало - религ.-магич. праздник в честь Солнца и огня в связи с летним солнцеворотом (с 23 на 24 июня), сложившийся в глубокой древности у мн. европ. народов, в том числе у славян. По поверьям, имевшим широкое распространение, в ночь на 24 июня собираются на шабаш ведьмы, расцветает папоротник, указывая зарытые клады, травы приобретают лекарств, силу и т. п. В этот праздник разводились костры и молодежь прыгала через них, водились хороводы. Христ. церковь отнесла ни 24 июня праздник, посвящ. Иоанну Крестителю, чтобы подавить «языч. игрища». Усилия церковников оказались не вполне успешными: «языч.» характер праздника Ивана-К. сохранялся, я. ф. Зыбковец

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

КУНОВ Генрих

(11 апр. 1862 – 20 авг. 1936) – нем. историк, этнограф, социолог, правый социал-демократ. В годы 1-й мировой войны стал открытым защитником герм. империализма, в 1917–23 – редактор (после К. Каутского) теоретич. органа с.-д. партии "Die Neue Zeit", в 1919 – проф. Берлинского ун-та, в 1919–24 – директор музея народоведения при ун-те. К. претендовал на роль "защитника" марксизма, но усматривал "противоречие" между социалистич. и революц. взглядами Маркса. "Марксистская" социология в работах К. сближается с позитивистской эволюц. теорией, соединенной с экономич. материализмом. Определяя коммунизм как строй, где "все принадлежит всем", К. в работах о первобытном обществе отрицал существование первобытного коммунизма как стадии развития человечества, ссылаясь на факты существования личной собственности производителя в нек-рых обществах на изготовленные им орудия труда, и находил на самых ранних этапах "ярко выраженную идею собственности". В работе "Марксова теория исторического процесса, общества и государства" ("Die Marxsche Geschichts-, Gesellschaftsund Staatstheorie", Bd 1–2, 1920–21, рус. пер., т. 2, 1930, с предисл. И. Альтера) К. извратил положения марксизма об обществе и гос-ве, о пролет. революции и диктатуре пролетариата. Идеи Маркса и Энгельса о гос-ве он считал продуктом не науч. объективности, а "чисто политической враждебности" к бурж. гос-ву; учение о диктатуре пролетариата противоречит, по К., "общей концепции" Маркса. К. отрывал развитие гос-ва от развития общества и расценивал нек-рое расширение хозяйств. функций бурж. гос-ва в конце 19 – нач. 20 вв. как начало превращения классового гос-ва в надклассовое. Тем самым, по К., отпадает необходимость в "политич. революции", к-рую он противопоставлял "революции социальной". Положение марксизма о возможности при определ. условиях мирного перехода к социализму К. трактовал в реформистском смысле, считая, что "социальная революция" возможна без "политич. революции". История, по К., – это процесс постепенных социальных изменений, в к-рых "политич. революции" не играют существ. роли. Производств. отношения пассивно отражают рост производит. сил; новые отношения постепенно вырастают из старых. Социальная революция, оторванная от преобразований в политич. надстройке, революционность к-рой К. игнорировал, в его изображении ничем не отличается от мирной эволюции. К. противопоставлял партию классу, выступал против включения в партийную программу положения о классовой борьбе, доказывал "нежизненность" малых гос-в, неизбежность поглощения их империалистич. державами, отвергая принцип нац. самоопределения. Книги К. по этнографии и особенно о возникновении религ. верований и истории религии, а также по истории нар. х-ва и этнографии содержат ценный фактич. материал. И. И. Скворцов-Степанов переделал книгу К. "Теологич. и этнологич. история религии?" ("Theologische oder ethnologische Religionsgeschichte?", 1910) и издал ее под назв. "Происхождение нашего бога" (1919, нов. изд. 1958). Соч.: Социология и этнология, СПБ, 1905; Борьба классов и партий в Великой франц. революции 1789–1794 гг., 3 изд., М.–П., 1923; О происхождении брака и семьи, М., 1923; Очерки по истории первобытной культуры, ч. 1, Минск, 1923; Первобытная техника, 3 изд., М.–П., 1924 (соавтор); Возникновение религии и веры в бога, 4 изд., М.–Л., 1925; Первобытный коммунизм, X., 1926; Wirtschaftsgeschichte, Bd l–3, В., 1926–1929; в рус. пер.: Всеобщая история хозяйства, т. 1, Хоз-во первобытных и полукультурных народов, М.–Л., 1929. Лит.: Ленин В. И., О лозунгах и о постановке думской и внедумской с.-д. работы, Соч., 4 изд., т. 17, с. 298; его же, Социалистич. революция и право наций на самоопределение, там же, т. 22, с. 140; его же, Империализм как высшая стадия капитализма, там же, с. 257; Каутский К., Марксова теория государства в освещении К., пер. с нем. (предисл. Л. Рудаша), М., 1924. А. Завадье. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.