КУНИЦЫН Александр Петрович

Найдено 3 определения термина КУНИЦЫН Александр Петрович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КУНИЦЫН Александр Петрович

1783, с. Кой Кашинского у. Тверского наместничества —1(13) июля 1840, Петербург] — русский правовед, социальный мыслитель. Происходил из семьи священнослужителя. Получил начальное духовное образование. Окончил Петербургский педагогический институт (1803—07), Гейдельбергский и Геттингенский университеты

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

КУНИЦЫН Александр Петрович

(1783 – 1 июля 1840) – рус. правовед и социолог. Учился в Петерб. пед. ин-те (1803–07), Гейдельбергском и Геттингенском ун-тах (1808–11). С 1811 – адъюнкт-профессор в Царскосельском лицее, с 1817 – проф. петерб. Гл. пед. ин-та, преобразованного в ун-т. Отставлен от должности (1821) реакционером Руничем. В 1840 – директор департамента иностр. исповеданий. Филос.-историч. концепция К., направленная против офиц. феод. идеологии и объективно обосновывавшая необходимость бурж. развития России, изложена им в кн. "Изображение взаимной связи гос. сведений" (1817), "Право естественное" (ч. 1–2, 1818–20) и в курсах лекций "Энциклопедия прав" и "Изображение системы политич. наук" [опубл. по записям слушателей в "Красном Архиве", 1937, No 1 (80) ]. Опираясь на теорию естественного права, К. игнорировал, а иногда и отвергал религ. объяснение историч. процесса. Происхождение и цель человеч. общества, к-рому, по К., предшествовало внеобществ. "естественное состояние", раскрываются им из рассмотрения "природы человека", к-рую К. делил на чувственную и духовную (или разумную). Первая побуждает человека стремиться к личному благополучию, вторая – к общественному. Созданное путем договора общество обязано охранять свободу человека: "Человек имеет право на все деяния и состояния, при которых свобода других людей по общему закону разума сохранена быть может" ("Право естественное", с. 34). К. призывал к установлению мирных взаимоотношений между народами, считая, что "мир всегда будет одним из первейших благ". К. считал правомерным как демократич., так аристократич. и монархич. устройства общества, но осуждал деспотизм. Вместе с тем он требовал различения "естественного равенства" и "политического", а потому различения "первоначальных" и "производных" прав "бедных и богатых, умных и несмысленных, сильных и слабых". В политич. жизни К. считал необходимым отдавать предпочтение имущим перед неимущими. Он резко осуждал "ужасы революции" во Франции (ст. "О конституции" в журн. "Сын отечества", 1818, No 18), его симпатии склонялись к конституционной монархии. К. оказал значит. влияние на формирование воззрений А. С. Пушкина и нек-рых декабристов (Н. Бестужева, Е. Оболенского и др.), слушавших его лекции. Соч.: О вкусе, в сб.: Соч. студентов СПБ пед. ин-та по части эстетики, СПБ, 1806; О состоянии иностранных крестьян, "Сын отечества", 1818, ч. 45, No 17. Лит.: Зайцев А. Ф., Мировоззрение А. П. К. [автореф. кандид. дисс. ], М., 1951; Очерки по истории филос. и общественно-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 299–301; Смирнов ?. ?., Мировоззрение А. П. К., "Вестн. МГУ", серия 8, 1963, No 5. З. Каменский. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

КУНИЦЫН Александр Петрович

1783, с. Кой Кашинского у. Тверского наместничества -   1(13). 07. 1840, Петербург) - социальный мыслитель, правовед. Получил образование в Петербургском педагогическом ин-те, Гейдельбергском и Геттингенском ун-тах. С 1811 г. -  адъюнкт-проф. в Царскосельском лицее, где его лекции слушал Пушкин, а также будущие декабристы. В 1817-1821 гг. - проф. петербургского Главного педагогического ин-та, преобразованного впоследствии в ун-т. В 1840 г. - директор Департамента духовных дел. Социологические и правовые взгляды изложены в работах "Изображение взаимной связи государственных сведений" (1817), "Право естественное" (ч. 1-2, 1818-1820), в курсах лекций в ун-те и лицее. Развитие человека, считал К., имеет своим началом его "естественное состояние", к-рое затем сменяется общественно-государственным. Причем основой появления государства является духовная (разумная) сторона "природы человека", именно благодаря ей заключается общественный договор, целью к-рого становится охрана свободы человека. Разум призван руководить чувственной природой человека с помощью "нравственной философии", формулирующей законы по охране его свободы. Нравственная философия порождает нравоучение, в к-ром излагаются "законы внутренней свободы", и нравоучение, в к-ром "предлагаются законы внешней свободы или законы права". Вся эта конструкция создается К для обоснования необходимости и правомерности свободы и неправомерности угнетения че- ловека человеком: "Сохранение свободы есть общая цель всех людей, которую могут они достигнуть только соблюдением взаимных прав и точным исполнением обязанностей". По К., все, что препятствует человеку быть свободным, подлежит "механическому принуждению", т. е. насильственному устранению, как нарушающее "закон разума". По той же причине осуждаются и международное насилие, войны, колониализм. Различая равенство "естественное" и "политическое", К. различал и право "первоначальное" и "производное"; первое определяется природой человека, второе - общественными законами. Признавая частную собственность священной и неприкосновенной, К. не распространял этот принцип на право владения др. людьми: "никто не может приобресть права собственности на другого человека ни противу воли, ни с его на то согласия; ибо право личности состоит в свободе располагать самим собою". К. осуждал "ужасы революции", склоняясь в своих политических симпатиях в сторону конституционной монархии. Кн. К. "Право естественное" была изъята как противоречащая "истинам христианства". Характерен отзыв о ней гонителя прогрессивных университетских профессоров Д. П. Рунича: "вся книга есть не что иное, как пространный кодекс прав, присвояемых какому-то естественному человеку, и определений, совершенно противоположных учению Св. Откровения. Везде чистые начала какого-то непогрешающего разума признаются единственно законною поверкой побуждений и деяний человеческих".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Русская философия: словарь

Найдено схем по теме КУНИЦЫН Александр Петрович — 0

Найдено научныех статей по теме КУНИЦЫН Александр Петрович — 0

Найдено книг по теме КУНИЦЫН Александр Петрович — 0

Найдено презентаций по теме КУНИЦЫН Александр Петрович — 0

Найдено рефератов по теме КУНИЦЫН Александр Петрович — 0