КУНЪЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КУНЪЕ
ум. 918) —кор. полит. и религ. деятель конца периода Объедин. Силла. Происходил из правящего рода Ким, был сыном 47-го силлаского вана Хонана (по др. сведениям — 48-го вана Кенмуна). В молодости К. был монахом монастыря Седальса под именем Сонджона, затем примкнул к отряду одного из восставших сепаратистов Янгиля из Пуквона. Впервые упоминается в летописи в 891 в качестве сподвижника последнего. Захватив значит. территорию, стал играть самост. полит. роль. В 899 разбил Янгиля, а в 901 г. провозгласил себя ваном, назвав свое гос. Маджин (с 911 г.— Тхэбон). Выступал под знаменем собств. эклектич. учения о будде грядущего — Майтрее, к-рый, родившись в этом мире человеком, поведет людей по пути истины и превратит мир в обитель радости. К. провозгласил себя Майтреей, а двух своих сыновей — бодхисаттвами. Его лозунг о «спасении мира» привлек к нему симпатии разл. групп населения, в т. ч. и крестьян. В 918 свергнут и убит своим вассалом Ван Гоном (основателем династии Коре). Был автором 20 цзюаней сутр, не сохранившихся до нашего времени. С. В. Волков

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

КУН
Санскр. шунья, шуньята - "пустота", "пустотность", "иллюзорность", "относительность". Основополагающее понятие буд. школы мадхьямиков (см. Саньлунь школа) и махаяны в целом. В канонич. лит-ре употребляется в двух осн. значениях: 1) все феномены "пустотны", т.е. относительны, лишены субстанциональности или "истинной реальности"; 2) абсолют есть К. (шунья), поскольку лишен эмпирич. содержания и не существует предиката, к-рый мог бы быть ему приписан. К.- это термин для обозначения того, "что не имеет причины, того, что находится вне мышления или понятия, того, что не родится, того, что не имеет измерения" ("Даосин цзин", санскр. "Аштасахасрика праджняпарамита сутра", цз. 18). Подразумевается, что феноменальное возникает мгновенно, зарождается и тут же исчезает, не имеет материальной устойчивой природы и независимой сущности, ложно и нереально, потому и называется "пустотой". В "Вэй-мо-цзин" ("Вималакирти [нирдеша] сутра") говорится: "Все дхармы (см. Фа [1], п. 2) в конечном итоге не имеют бытия, в этом смысл пустоты". "Пустота" подразумевает также, что "истинная сущность" всех вещей и явлений изначально "чиста, просветлена и успокоена (пребывает в спокойствии)". Различают две формы "пустоты": 1. "Аналитич. пустота", выявляемая в процессе анализа причин появления дхарм, их существования и исчезновения, а также из анализа самого факта "составленности", агрегатности всего феноменального и прежде всего индивид, "я", к-рое возникает, согласно буд. теории, из соединения "пяти скандх" (групп дхарм - см. У юнь). 2. "Пустотность индивид, "я" дхарм", или "пустотность дхарм" (фа кун), отсутствие "я" у дхарм. В данном случае говорят о "пустотности данного тела", т.е. независимо от разложения на составные элементы все феномены сами по себе являются "пустотой". Мадхьямика обосновывает К. законом причинности, утверждая, что вещи не имеют своего "я", т.к. они порождены причинной зависимостью (юань ци [2]); йогачара - тем, что "все дхармы есть только сознание". В различных направлениях махаяны из концепции "двух пустот" впоследствии возникли теории "трех пустот", "четырех пустот", "шести пустот", а также 10, 18, 20 и т.д. "Чжунго фоцзяо (Кит. буддизм) . Т. 1 - 2. Пекин, 1980; Чжунго фосюэ юаньлю люцзян (Источники по истории буд. учения в Китае). Пекин, 1979. Н.В. Абаев, С.Ю. Лепехов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь