КУЛЬТУРЫ ИСТОРИЯ

Найдено 1 определение
КУЛЬТУРЫ ИСТОРИЯ
Важным разделом исследований культуры является изучение ее истории, то есть генезиса и исторических этапов развития культуры. В рассмотрении последних особое внимание целесообразно уделить европейской культуре. Вместе с тем важно увидеть многообразие, “полифонизм” мировых культур. Научный (европейский) тип культу ры проявляет свое унифицирующее воздействие лишь на современном этапе исторического развития, вовлекая в научную орбиту традиционные культуры, воздействуя на них, формирует многообразную палитру современных культур (Европы, Латинской Америки, Японии и др.). Главная проблема тут состоит в том, чтобы избежать европоцентризма, монолинейного понимания культурно-исторического развития, в котором европейская культура понимается универсалистски не по своему выходу (вкладу) в культуру современности, а по предполагаемой обязательности (универсальности) путей ее исторического развития. Отсюда возникает необходимость реконструкции многовариантного генезиса культуры, рассмотрения основных типов древних культур (Китай, Индия, Египет, Вавилон). В истории развития мировой культуры давно были замечены большие различия. Зачастую, как, например, в концепции Шпенглера, они абсолютизировались, и тогда речь шла о различных типах культур, которые исторически не изменялись и лишь сосуществовали рядом друг с другом, оставаясь непроницаемыми одна для другой. Шпенглер говорил о 8 равноценных по зрелости культурах, охватывающих основные части планеты: Европу, Азию, Африку, Латинскую Америку. В то же время при осмыслении путей исторического развития Европы перед исследователями возникала проблема его соотнесения и сопоставления с историческим развитием других стран и культур, с которыми Европа соседствовала и взаимодействовала. Нам, выросшим, в европейских традициях, более всего понятно противопоставление, начало которому положили древние греки (Древний Запад), столкнувшись с Древним Востоком — персами и изумившись величественности и стабильности культуры Древнего Египта. Кроме того, в современном мире нет былого противопоставления Востока и Запада по научным, культурным и правовым основаниям: современная Япония, Южная Корея и ряд других стран Тихоокеанского региона относятся к числу современных развитых стран. Другое дело, что их пути были разными и к современному состоянию культуры они пришли по-разному. Только Европа создала современную науку с ее техническими достижениями и мощным индустриальным базисом высокого уровня потребления. Восточные страны “усвоили” научный опыт, произошла “трансплантация” (пересадка) науки в иную культурную среду, и там, где национальная культура показала свою жизнеспособность, наука была адаптирована и вошла в систему образования и производства. Учитывая приведенные обстоятельства, в истории культуры можно использовать следующие принципы: 1) географический (локализация культур в географическом пространстве); 2) хронологический (выделение самостоятельных этапов в историческом развитии, т. е. локализация во времени); 3) национальный (изучение отличительных черт культуры на всем протяжении ее исторического развития). Построить историю мировых культур, не противопоставляя Восток Западу, позволяет теория осевого времени, принадлежащая немецкому философу и культурологу Карлу Ясперсу. Согласно Ясперсу, ось мировой истории следует отнести ко времени 500 лет до н. э., когда на всем протяжении от Запада до Азии происходит резкий поворот в историческом развитии: приходит конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, начинается борьба рационального опыта с мифом (логоса против мифа), вырабатываются основные понятия и категории, которыми мы и пользуемся по настоящий день; закладываются основы мировых религий. Там, где человек не отважился искать в самом себе меру вещей и придерживался мифологических традиций и верований, не произошло реформирования культуры. Эти культуры не смогли перешагнуть осевое время и не смогли влиться в русло духовного обновления, они изучаются как великие культуры древности, не дожившие до наших времен. Это относится, в частности, к культурам Египта и Вавилона, великим династиям восточного типа с неограниченной властью монарха и мощным жреческим слоем, входящим в систему централизованно-бюрократического управления государством. Эти культуры оказали опосредованное воздействие на современность через дошедшие до нас культурные традиции, литературные и археологические памятники. Г. В. Драч

Источник: Культурология: краткий тематический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.73 мб

Историко-культурный туризм

Фомина Е.Д.
В статье рассматривается проблемы развития историко-культурного туризма, как одного из самых популярных и глобальных видов туризма.
Читать PDF
388.94 кб

История и культура Швейцарии

Бакши Наталия Александровна
Данный спецкурс рассчитан на студентов филологов и историков историко-филологического факультета, предметом специализации которых является как швейцарская, так и немецкая литература и культура.
Читать PDF
64.26 кб

Философия. Культура. История

Шиян Анна Александровна, Шиян Тарас Александрович
Читать PDF
507.30 кб

Вуз между историей и культурой

Белозерцев Евгений Петрович
Автор в историко-философском контексте рассматривает проблемы современного вуза России и предлагает один из вариантов его модели.
Читать PDF
175.92 кб

Очерки истории русской культуры

Галинская И. Л.
Читать PDF
221.33 кб

Смыслы войны в истории культуры

Ларкин Л. Г.
В статье рассмтариваются основные подходы к сущности, сымсылам и особенностям войны в развитии культуры и социума
Читать PDF
250.00 кб

ИСТОРИОГРАФИЯ ОРЛОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Гилязов Филат Фаритович, Курбатова Людмила Александровна
В статье рассматривается историография исследований орловской культуры Нижнего Поволжья. Приводятся гипотезы специалистов относительно различных аспектов изучения неолита Нижнего Поволжья.
Читать PDF
355.46 кб

Проблемы истории и культуры немцев

С. Л. Рублевская, Т. Б. Смирнова
Читать PDF
640.40 кб

Культура памяти и публичная история

Ходнев Александр Сергеевич
В последние два десятилетия понятия «историческая память», «культура памяти», «культура истории», «практики памяти и коммеморации» включаются в популярные темы междисциплинарных исследований.
Читать PDF
175.71 кб

История культуры и проблема времени

Луков Владимир Андреевич
Читать PDF
152.25 кб

Великие личности в истории культуры

Ромах Н. И., Зеленина Н. А.
Читать PDF
289.96 кб

Природа и история в русской культуре

Булычев Юрий Юрьевич
Читать PDF
1.14 мб

Теория культуры как философия истории

Флиер Андрей Яковлевич
в статье анализируется познавательная нацеленность теории культуры на анализ закономерностей исторического процесса, на постижение и интерпретацию смысла истории в контексте смысла культуры.
Читать PDF
500.25 кб

Глобальный климат, история и культура

Карлин Лев Николаевич, Самусевич Ирина Николаевна
Анализируется влияние климатических изменений на развитие мировой культуры и ход глобальных исторических и экономических процессов. Рассматривается история климата Земли и причины его изменений.
Читать PDF
147.70 кб

Культуроведущая роль идеала в истории

Шаров Н. Ф.
В данной статье рассматриваются культуронесущие основания, важные для общества, человека, истории. В качестве фундамента, одной из сил, влияющих на развитие общества, его динамику, исследуется фактор идеала.

Похожие термины:

  • Культурология историческая

    Область науки, исследующая динамику происхождения, функционирования, пространственно-временной локализации, воспроизводства и изменчивости социально-культурных комплексов истор. сооб-ва (лока
  • Исторические типы культуры

    сменяющие друг друга эпохи в развитии общества (первобытная, античная, средневековая, культура Возрождения, культура Нового времени, современная западная культура).
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ

    локализованный во времени и пространстве тип об-ва, обладающий уникальными цивилизационными и духовно-культ. качествами. Понятие ввел Н.Я.Данилевский в кн. «Россия и Европа» (1869), предлагая рассмат
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

    - осмысление истории через категории культуры, ценностно-смысловое наполнение процессуальных структур истории. В 20 в. под непосредственным и косвенным влиянием символистских и феноменологич. фил
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД

    метод исследования, использующий культуру как ключ к интерпретации данного объекта (художественного, литературного произведения) и к пониманию художественного процесса. Исследует объект в конте
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

    исследовательское направление, признающее факторы культуры определяющими в ходе исторических изменений общества. Среди предшественников культурно-исторической школы следует упомянуть Дж. Вико
  • ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

    все виды археологических объектов, сооружения и предметы, связанные с историческим прошлым народа, развитием общества и государства, историко-культурные ландшафты, уникальные объекты природы, пр
  • ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

    движимые и недвижимые материальные объекты, имеющие научную, историческую, художественную ценность; отдельные постройки, здания, сооружения и ансамбли, историко-культурные ландшафты и др. достоп
  • ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК

    ансамбли и комплексы памятников, представляющие особую историческую, научную и художественную ценность.
  • ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

    классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе; как метод исследования включает диахронный и синхронный подходы.  
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

    И. к. есть неотъемлемая часть системы культурологических знаний. Формирование культуры протекает в рамках общего исторического процесса, подчинено его фундаментальным законам; однако история ку
  • ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

    - возникновение и генезис саморефлексий культуры. Генезис истории мировой культурологич. мысли восходит к тому условному моменту, когда культура начинает рефлектировать свое движение, отмечая в
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ МОНАДОЛОГИЯ

    - термин для обозначения концепций, исходящих из существования в истории уникальных, автономных культурных образований. Ее ведущие представители: Данилевский, Леонтьев, Шпенглер, Тойнби, Сорокин.
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ ТЕОРИЯ

    представление о культуре как самобытной органической целостности, возникающей и исчезающей. Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер. А.Тойнби, П.Сорокин отрицают идею единой культуры, подчеркивается множеств