КУЛЬТУРОНИКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КУЛЬТУРОНИКА
(culturonics). Гуманитарная технология, изобретательская и конструкторская деятельность в области культуры; активное преобразование культуры как следствие или предпосылка ее теоретических исследований. В названии этой дисциплины используется тот же греческий по происхождению суффикс – оник-, что и в названиях таких практических дисциплин, как «электроника», «бионика», «авионика». Культуроника – это практическая надстройка над науками о культуре, попытка воплотить трансформативный потенциал гуманитарного мышления, не утрачивая его специфики, не технологизируя и не политизируя феномена культуры.
Культуроника как практическая дисциплина соответствует культурологии как теоретической дисциплине в системе гуманитарных наук. Культуроника возникает в связи с культурологией и на ее основе, поскольку именно исследование культуры выявляет ее нереализованные возможности. Культуроника проектирует, моделирует и продуцирует возможные культурные объекты и формы деятельности, включая:
– новые художественные и интеллектуальные движения;
– новые дисциплины, методы, научные программы, виды созидательной деятельности, области знания и коммуникации;
– новые стили поведения, общественные ритуалы, знаковые коды, творческие сообщества…
Культуроника мыслит проектами, то есть знаковыми системами, которые еще не стали практиками и институциями какой-либо культуры и образуют план возможных трансформаций культурного поля.
Религиозно-философские союзы древности, такие как пифагорейский орден и Академия Платона, – образцы практического воздействия гуманитарных идей на культуру, нравы и мировоззрение общества. К культуронике относится деятельность таких культурных сообществ, которые на основе определенных теорий порождают определенные культурные практики – например, итальянские гуманисты, немецкие романтики, американские трансценденталисты и битники, итальянские и русские футуристы, французские сюрреалисты и группа Tel Quel, русские символисты и позднесоветские концептуалисты. Культуроника – это религиозно-философские собрания (Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Розанов) и «Башня» Вяч. Иванова в Серебряный век русской культуры. Это деятельность Д. С. Лихачева по экологической охране культуры; Ю. М. Лотмана по развитию семиотического сознания и системному изучению и преобразованию семиосферы; Г. П. Щедровицкого по внедрению рефлексивной методологии в образование, градостроительство, дизайн, экономику.
Среди культуронических проектов и инициатив конца ХХ века можно назвать движение «Митьков» в Ленинграде – Петербурге; деятельность московской «Номы» – концептуальной среды, в частности Ильи Кабакова и Д. А. Пригова; групп «Коллективные действия» (А. Монастырский и др.) и «Медицинская герменевтика» (П. Пепперштейн и О. Ануфриев); проекты «Выбор народа» и «Монументальная пропаганда» В. Комара и А. Меламида.
К культуронике можно отнести и междисциплинарные проекты и объединения, которые инициировал автор этого Словаря, такие как Клуб эссеистов и *Импровизации коллективные (Москва, 1982–1988), *Лирический музей, или Мемориал вещей (Москва, 1984), клуб «Образ и Мысль» (Москва, 1986–1989), Лаборатория современной культуры (Москва, 1988–1989), *ИнтеЛнет (интеллектуальная электронная сеть, Эморийский университет, США, 1995–) [228], «Веер будущностей» (США, 2000–2003), Центр гуманитарных инноваций в Даремском университете (Великобритания, 2012–2015). Пример культуроники – создание новых праздников, таких как «Ночь музеев», «Библионочь», «День спонтанной доброты», «День словарей», «День альтернативного сознания».
Культуронику нельзя смешивать с художественным творчеством или другими формами действия внутри определенных предметных областей культуры. Культуроника – это метапрактика, метауровень гуманитарного мышления-действия. Так же как в области естественных наук мы различаем явления природы (предмет науки) и технологические практики (применение науки), а в области социальных наук – общественные процессы и их политическую трансформацию, так и в области гуманитарных наук следует различать три уровня:
1) предметный (формы первичной знаковой деятельности: язык, ценности, нормы, обычаи, верования, ритуалы, мифы, науки, искусства):
КУЛЬТУРА
2) теоретический (познание, информация):
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
3) практический (деятельность на основе познания, трансформация):
КУЛЬТУРОНИКА
Следует выделить и четвертый уровень – *Транскультуру, как результат практической деятельности по трансформации культуры, надстройку над существующими культурами.
*Гуманитарное изобретение, Гуманитарные практики и технологии, Концептивизм, Потенциация, Проективность, Семиургия, Творчество, Трансгуманистика, Трансдисциплины, Транскультура, Трансформация

Источник: Проективный словарь гуманитарных наук. Новое литературное обозрение. 2017 г.

КУЛЬТУРОНИКА
culturonics) - гуманитарная технология, изобретательская и конструкторская деятельность в области культуры; активное преобразование культуры как следствие или предпосылка ее теоретических исследований.
В системе человеческих знаний-умений есть одно пропущенное звено. Науки, как известно, делятся на три большие группы: естественные, социальные и гуманитарные. У первых двух есть практические надстройки - методы преобразования того, что данные науки изучают, a а у третьей эта надстройка отсутствует, точнее, еще не приобрела своего места и функции в системе.
Культуроника в отношении гуманитарных наук есть то же самое, что по отношению к естественным наукам есть техника как преобразование природы, а по отношению к социальным наукам есть политика как преобразование общества. Гуманитарные науки остро нуждаются в своем собственной технологии и в своей собственной политике - отсюда и постоянные попытки технологизировать или политизировать гуманитарное мышление, пренебречь его спецификой ради выхода в конструктивное измерение. Культуроника - это практическая надстройка над науками о культуре, попытка воплотить трансформативный потенциал гуманитарного мышления, не утрачивая его специфики, не технологизируя и не политизируя феномена культуры. Культуроника - это конструирование новых форм действия в культуре, новых техник общения и познания, таких моделей творчества, которые были бы специфичны для культуры и вместе с тем работали бы на ее трансформацию.
Часто наука и техника различаются как сферы открытия и изобретения. Гуманитарные науки не меньше нуждаются в технологиях, в изобретениях и изобретателях, чем естественные. Понятие гуманитарных технологий
(techno-humanities) вовсе не предполагает, что гуманитарные науки должны заимствовать "техно" от технологий, основанных на естественных науках. Наоборот, естественные науки в свое время позаимствовали понятие "техно" у сферы искусств (греческое "techne", "собственно, и означает "искусство"). Теперь пришла пора вернуть "техно" в гуманитарную область.
Гуманитарным наукам должны соответствовать гуманитарные искусства - не те искусства, которые изучаются гуманитарными науками, а те рефлексивные практики, которые возникают на их основе. Гуманитарное мышление разворачивается как в форме наук, так и в форме вторичных искусств, включая искусства коммуникации, информации, знаковой кодировки и перекодировки, - искусства преобразования культуры, подобно тому, как первичные искусства преобразуют природу (скульптура преобразует мрамор, театр и танец - человеческое тело).
Мы спрашиваем у естественных наук, каков технический потенциал того или иного открытия. Так и про гуманитарную идею или теорию можно спросить: способна ли она породить новое культурное движение, исследовательский метод, художественный стиль? Можно ли на основе данной идеи создать новое интеллектуальное сообщество, творческую среду? Вот какие вопросы обращает культуроника к гуманитарным наукам, ища в них задатки искусств, творческих практик, интеллектуальных ремесел.
Культуроника возникает в связи с культурологией и на ее основе, поскольку именно исследование культуры выявляет ее нереализованные возможности. В отличие от культурологии, которая изучает известные культуры, культуроника изучает то, чего еще нет, - проектирует, моделирует и продуцирует возможные культурные объекты и формы деятельности, включая:
Новые художественные и мыслительные движения;
Новые дисциплины, методы исследования, философские системы;
Новые стили поведения, общественные ритуалы, знаковые коды, интеллектуальные моды;
Новые типы религий, культур и цивилизаций...
К культуронике относится деятельность таких культурных сообществ, которые порождают на основе определенных теорий определенные культурные практики, например, итальянские гуманисты, немецкие романтики, американдкие трансценденталисты, итальянские и русские футуристы, русские символисты и концептуалисты. Культуроника - это деятельность Д.С. Лихачева по экологической охране культуры, Ю. М. Лотмана по развитию и изучению семиосферы, Г. П. Щедровицкого по внедрению рефлексивной методологии в образовании, градостроительстве, дизайне, экономике. Среди новейших культуронических проектов и инициатив можно назвать движение "митьков" в Ленинграде-Петербурге, деятельность группы "Медицинская герменевтика" О. Ануфриева и П. Пепперштейна, "Выбор народа" и "Монументальную пропаганду" Виталия Комара и Александра Меламида, , художественная партия "Правда" (Нью-Йорк, 1991-1995), "ИнтеЛнет" (см.) Михаила Эпштейна.
Культуронику нельзя смешивать с художественным творчеством или другими формами действия внутри определенных предметных областей культуры. Культуроника - это метапрактика, метауровень гуманитарного сознания и действия. Так же, как в области естественных наук мы различаем явления природы (предмет науки) и технологические процессы (применение науки), а в области социальных наук - общественные процессы и их сознательную политическую трансформацию, так и в области гуманитарных наук следует различать три уровня:
1. предметный (формы первичной знаковой деятельности: язык, ценности, нормы, обычаи, верования, ритуалы, мифы, науки, искусства): КУЛЬТУРА
2. теоретический (познание, информация): КУЛЬТУРОЛОГИЯ
3. практический (деятельность на
основе познания, метапрактика, трансформация): КУЛЬТУРОНИКА
------------------------------------------------------
Михаил Эпштейн. Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре. СПб, Алетейя, 2001.
Михаил Эпштейн

Источник: Проективный философский словарь