Культурологическое образование

Найдено 1 определение
Культурологическое образование

В России направление высшего образования по специальности "культурология", а также общеобразоват. курс культурологии, включенный в качестве обязательного в цикл гуманитарных и социально-экон. дисциплин учебных планов всех вузов по всем специальностям по действующему Госстандарту высшего проф. образования.В отличие от Номенклатуры специальностей научных работников, принятой Миннауки и ВАК РФ, где к Культурологии помимо теории культуры и истор. культурологии отнесены исследования в области охраны и реставрации культурных объектов, а также прикладные культурологич. разработки, в Классификаторе направлений и специальностей высшего проф. образования и Гос. образоват. стандарте РФ Культурология ограничена только областью фундаментальных знаний по теории и истории культуры, а квалификационные ориентации - подготовкой специалистов для научно-исследоват., преподават. и управленческой работы в культуре. Прикладная же культурология отнесена к специальностям Музееведение, Социально-культурная деятельность и др.
Хотя элементы культурологич. знания включались в программы подготовки по ряду специализаций преимущественно филос. образования в СССР еще с 60-х гг., культурология в целом, будучи плохо совместимой с жесткими догматами марксистского истмата, не могла получить распространения в советской образоват. системе. На культурологию обратили внимание лишь в нач. 90-х гг., когда после вывода из образоват. программ вузов истор. материализма и научного коммунизма в содержании образования обнажилась очевидная лакуна в области обобщающего знания об истор. опыте и актуальных теориях форм социальной организации и регуляции коллективного человеч. общежития, о месте человека в социуме. Было признано, что из существующих в отеч. практике направлений социально-научного знания для заполнения выявившейся лакуны наиболее предпочтительно то, еще весьма аморфное направление исследований об-ва и культуры, к-рое постепенно сложилось в советской науке в течение 60-80-х гг. и получило название "культурология" (Культурологич. науки). Гл. сложность введения культурологии в систему высшего образования заключалась в том, что отеч. культурологич. наука представляла и до сих пор представляет собой полностью эклектич. конструкцию из элементов зап. социальной и культурной антропологии, веберовской и сорокинской социологии культуры, отеч. дореволюц. культурно-истор. типологии и идей "евразийства", шпенглеровско-тойнбианских цивилизац. теорий, биоэтнич. концепций Гумилева, философии "рус. идеи" времен "серебряного века", совр. советской креативно-деятельностной философии культуры, взглядов на культуру классиков рус. лит-ры, мифол. и семиотич. школ отеч. филологии, семантико-герменевтич. штудий в искусствознании и т.п. Попыткой сведения этих разнородных составляющих в некую целостную систематизированную программу обучения теории и истории культуры явилась подготовка в 1992 первого Гос. образоват. стандарта по специальности Культурология, разработанного специалистами Госкомвуза РФ при участии экспертов из ряда моск. вузов.
В том же году культурология наряду с социологией, политологией и правоведением была введена в образоват. программы всех вузов страны (вместо цикла дисциплин марксизма-ленинизма) и открыта как самостоят. направление и специальность высшего проф. образования. Тогда же были выданы и первые гос. лицензии на право обучения по специальности Культурология сформированным в течение 1991-1992 культурологич. кафедрам в МГПУ им. Ленина, РГГУ, Рост. ГУ, СПбГУ, Ур.ГУ.
Первые шаги в организации спец. культурологич. образования и соответствующей учебной структуры были предприняты в одном из первых негос. вузов страны - Рос. открытом ун-те, где в 1990 началось формирование ф-та и кафедры искусствознания и культурологии. В 1995 на базе этого ф-та была создана Высшая школа культурологии (ВШК) Моск. гос. ун-та культуры (Минкультуры РФ) - единственное пока в России спец. учебное заведение, где ведется подготовка культурологов разл. профилей и специализаций. В том же году в ВШК был произведен выпуск первых в России дипломированных специалистов-культурологов.
В наст. время культурология как общеобразоват. дисциплина читается во всех гос. и большинстве негос. вузов страны, а обучение культурологии как специальности ведется на культурологич. кафедрах ряда гос. ун-тов, в ВШК МГУК и Ин-те истории культуры при МГУ. Действует Учебно-методич. объединение по культурологии (при РГГУ) и Научно-методич. совет. Повышение квалификации культурологов осуществляется в нескольких ИПК преподавателей социальных и гуманитарных дисциплин при МГУ, СПбГУ, Рост.ГУ и др., а также в аспирантуре и докторантуре при ряде вузов, академич. НИИ и при Рос.инст.культурологии РАН и Минкультуры РФ. В ВАК РФ учрежден экспертный совет по культурологии и уже утверждены несколько диссертационных советов по защите докт. и канд. диссертаций на ученые степени по культурологич. наукам.
За последние годы было подготовлено и выпущено более двух десятков учебных пособий по культурологии как образоват. дисциплине (А.И. Арнольдов, П.С. Гуревич, С.П. Мамонтов, Л.К. Круглова, Ю.В. Рождественский и др.), а также ряд коллективных работ. Все эти работы (даже структурно соответствующие требованиям Госстандарта) содержательно являются преимущественно культурософскими, нежели собственно культурологическими. В большей мере культурологичны "Социальная культурология" Б.С. Ерасова и "Культурология" коллектива авторов Рост. ГУ под общ. ред. Г.В. Драча. К учебным пособиям по культурологии как специальности можно отнести "Введение в социальную и культурную антропологию" Э.А. Орловой, "Морфологию культуры" (под ее же ред.), "Социологию культуры" Л.Г. Ионина, "Философию культуры" М.С. Кагана.
Культурология в России пока еще находится в стадии формирования в качестве целостного направления познания и в силу того отличается известной мозаичностью, неструктурированностью, низким уровнем синтезированности своих филос., социол., истор. и гуманитарных составляющих, недостаточным осмыслением социальных функций и познават. целей. В отеч. научной и вузовской среде по существу еще только разворачивается настоящая дискуссия по определению объекта, предмета, познават. принципов и категорий культурологии. Проблема четкой дифференциации мировоззренч. и эмпирич., интерпретативного и доказат. подходов к изучению культуры, формирования разл. предметных и квалификационных профилей культурологич. образования и, наконец, рефлексии познават. целей и "социального заказа" на культурологию остается в системе К.о.в.р. еще не решенной.
Лит.: Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994; Орлова Э.А. Введения в социальную и культурную антропологию. М., 1994; Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995; Иконникова С.Н. История культурологии: Идеи и судьбы. СПб., 1996; Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурологич. опыты. М., 1996; Флиер А.Я. Совр. культурология: объект, предмет, структура // Обществ. науки и современность. М., 1997, № 2.
А.Я. Флиер

Источник: Тезаурус основных понятий культурологии

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
64.07 кб

Культурологическая парадигма образования

Флиер Андрей Яковлевич
В статье рассматривается новая культурологическая парадигма современного образования, сформировавшаяся и обретшая актуальность в контексте «культурного поворота» современного социального развития.
Читать PDF
119.22 кб

Культурологическое образование в XXI веке

Мухин Андрей Сергеевич
Исследуются явления, связанные с реформами высшей школы, в том числе и в области культурологического образования, в системе подготовки кадров для гуманитарных наук.
Читать PDF
912.10 кб

Наследие рериха в культурологическом образовании

Водолажская Татьяна Юрьевна
В статье рассматривается педагогическое влияние творчества Н.К. Рериха на детей, занимающихся изобразительным искуссовм. В ней помещены и компаративно проанализированы произведения Рериха и рисунки детей
Читать PDF
347.51 кб

Проблема образования в культурологическом аспекте

Данилина Е. А., Власова В. Б.
В статье анализируются причины низкого правового сознания российских граждан в области интеллектуальной собственности.
Читать PDF
988.37 кб

Культурологический фактор в современном образовании

Ахмедова Назира Махмудовна, Хамидова Нигора Уриновна, Алланазарова Сохиба Холмурзаевна, Бухорова Махлиё Хожиевна
В статье рассматривается развитие у студентов познавательно-художественного кругозора в сфере художественной культуры Узбекистана, осведомленности в значительных явлениях художественной культуры Узбекистана, способности к эстетиче
Читать PDF
58.07 кб

Философско-культурологические концепции образования

Мухамед Татьяна Викторовна
В статье рассматривается динамика философских представлений об образовании, его месте и роли в жизни человека и общества. В историческом ракурсе понимание значимости обучения и знания возникает в античности.
Читать PDF
290.90 кб

Культурологические основания поликультурного образования

Костикова Лидия Петровна
Статья посвящена проблемам взаимозависимости и взаимовлияния культуры и образования.
Читать PDF
252.54 кб

Современный философско-культурологический контекст образования

Ванюшкина Любовь Максимовна
Статья посвящена проблеме трансформирования современного образования в пользу культуросообразности в качестве системного основания Школы XXI века.
Читать PDF
409.61 кб

Культурологическое образование в системе непрерывного образования

Токарев Сергей Николаевич
Автор исследует методику обучения культурологии в системе непрерывного образования. Изучение культурологии формирует способность к восприятию любого явления культуры как феномена аутентичной и исторически развивающейся культуры.
Читать PDF
340.34 кб

Культурологическое образование в контексте межкультурных коммуникаций

Племенюк Марина Георгиевна
Статья посвящена вопросам культурологического образования. Культурологическое образование анализируется в контексте межкультурных коммуникаций.
Читать PDF
154.88 кб

Содержание культурологического образования будущего педагога-музыканта

Лозовская Раиса Ивановна
Статья посвящена проблеме совершенствования содержания высшего музыкально-педагогического образования. Автор даёт характеристику культурологическому типу образования и раскрывает его возможности при подготовке педагога-музыканта.
Читать PDF
149.44 кб

Генезис идей развития профессионального культурологического образования

Нетроголова Ольга Павловна
Читать PDF
287.26 кб

Культурологическое образование как социокультурный фактор развития личности

Видеркер Вячеслав Владимирович
В статье исследуется проблема развития личности средствами семиотико-типологических исследований культуры.
Читать PDF
134.18 кб

Практика многокультурного образования в Дагестане: культурологический аспект

Абдулаева Медина Шамильевна
В статье проведен комплексный анализ формирования светского образования в Дагестане в XIX в., показаны содержательные особенности преломления специфики светского образования в этно культурном пространстве.
Читать PDF
242.10 кб

Современные художественные практики и проблемы культурологического образования

Фадеева И.Е.
В статье рассматриваются проблемы эстетического воспитания как части более общей проблемы культурологической парадигмы в педагогике.