КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

МЕТОД КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ
метод исследования, использующий культуру как ключ к интерпретации данного объекта (художественного, литературного произведения) и к пониманию художественного процесса. Исследует объект в контексте культуры как социальный феномен.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Культурно-исторический метод
система исследования искусства, использующая культуру как ключ к интерпретации художественного произведения и к пониманию художественного процесса, исходя из того, что культура – это социальная память человечества, общественный продукт деятельности людей и только в её лоне может возникнуть и может быть понято и воспринято художественное произведение как социальный феномен.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

Культурно-исторический метод
одна из форм идеалистического обоснования внутреннего единства и целостности исторического процесса. Выдвинут в конце 19 в. нем. историком либерального направления К. Лампрехтом (1856—1915). Лампрехт выступил против господствующего в буржуазной исторической науке индивидуализирующего метода — превращения истории в жизнеописание выдающихся личностей (Ранке и его школа). По мнению Лампрехта, различные стороны социальной жизни могут быть синтезированы с помощью понятия культуры. Культура трактуется при этом как непосредственно вплетенное в материальные отношения, стихийно складывающееся сознание, выражающее себя в укладе народной жизни, быте и коллективности. К.-и. м. означал половинчатую попытку преодолеть на идеалистической основе кризис буржуазного историзма: отдельные стороны общественной жизни соединялись в понятии культуры чисто эклектически, материально-экономические отношения учитывались лишь в качестве одного из факторов духовной эволюции. Тем не менее отстаивание истории как науки о закономерностях общественного развития выгодно отличало К.-и. м. от др. методов буржуазной историографии. В совр. зап. литературе по философии истории К.-и. м. вытеснен откровенно субъективистскими направлениями.

Источник: Философский словарь. 1963

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД
от лат. cultura — возделывание, обработка, воспитание и греч. historia — рассказ о прошлых событиях)— метод исследования иск-ва, использующий культуру как ключ к интерпретации худож. произв. и к пониманию худож. процесса. К.-и. м. исходит из того, что культура—социальная память человечества, общественный продукт деятельности людей и только в ее лоне худож. произв. может возникнуть и осуществить себя как социальный феномен, может быть воспринято и понято. К.-и. подход исходит из понимания лит-ры и иск-ва как части общей духовной культуры. опирается на взаимодействие худож. явлений с широким полем культуры, и в частности с худож. произв. др. видов искусства. Однако при вульгаризации этот подход может привести к пониманию худож. произв. как историко-культурной иллюстрации, что неправомерно. Толчок к развитию К.-и. м. дал Гердер. Основоположником К.-и. школы на Западе стал фр, теоретик иск-ва Тэн, усматривавший исходную точку данного метода «в признании того, что произведение искусства есть нечто обособленное, и поэтому предметом исследования является целое, которым оно объясняется и обусловливается». К.-и. м. развивали также на Западе Г. Геттнер, Г. Пауль, а в России — А. Н. Пыпин, изучавший «общественное самосознание» и искавший «определение обще-ственныхусловий», воздействующих на творцов иск-ва и на весь его склад. Пыпин полагал, что К.-и. м. особенно эффективен при изучении послегоголевской литгры, обретшей развернутое общественное содержание. Лит-ра должна изучаться, по его мнению, во всех подробностях, ибо ее история «имеет дело не только с чистым художеством, но также и с массою иных литературных явлений, которые имея лишь отдаленное отношение к художеству, имели значение в ходе образования и нравственных достижений общества». Позднее К.-и. м. разрабатывал Н. С. Тихонравов,соединявший историко-литературные исследования с общеисторическими, подчеркивающий важность рассмотрения в целом худож. явлений эпохи и народного быта. Сторонниками К.-и. м. в разное время были А. А. Шахов, С. А. Венгеров, А. И. Кирпичников, Н. П. Дашкевич и др. К.-и. м. недооценивал специфику худож. процесса, отождествлял историю лит-ры и иск-ва с историей общественной мысли, оперировал идеей «среды», не учитывая обусловливающих ее социально-классовых факторов. Т. обр., недостатком К.-и. м. была утрата границ предмета анализа (изучение вместо лит-ры и иск-ва истории культуры в целом, включая и общественную мысль) и социально-классовых критериев оценки худож. явлений.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
73.54 кб

Практика - методологическая проблема культурно-исторической психологии

Кудрявцев Владимир Товиевич
Раскрывается современный смысл проблемы практики в культурно-исторической психологии, с которой связывается ее ключевая теоретико-методологическая перспектива. Анализируется проектный характер психологического знания.
Читать PDF
643.90 кб

Культурная среда исторического города: методология изучения и трансляция

Шулепова Элеонора Александровна
Рассмотрены работы Лаборатории историко-культурной среды российских городов Российского института культурологии, в которых на материале древнерусских городов изучается их историко-культурная среда и культура повседневности как сло
Читать PDF
239.61 кб

Сравнительно-исторический метод историографии социально-культурной деятельности

Рябков Владимир Михайлович
Читать PDF
948.39 кб

Природа социальных институтов: культурно-исторический и методологический анализ

Розин Вадим Маркович
В статье на материале трех кейсов исследуется становление в культуре социальных институтов. Анализируется понятие социального института.
Читать PDF
75.14 кб

Культурно-историческая методология исследования девиантного и преступного поведения

Кравцов Олег Геннадьевич
В этой статье анализируются различные методологические подходы к исследованию причин девиантного и преступного поведения. Автором выделяется несколько альтернативных подходов.
Читать PDF
257.82 кб

Проблема культурно-исторической преемственности в контексте марксистской методологии

Овсяникова Д.Д.
В статье рассматриваются наиболее значимые исследовательские взгляды на проблему культурной памяти. В том числе освещается подход к пониманию феномена культурной памяти, основанный на методологии марксизма.
Читать PDF
206.10 кб

Автобиографическая память в оптике культурно-исторической и деятельностной методологии

Нуркова В. В.
В статье представлено обоснование и ряд результатов реализации комплексной программы исследования автобиографической памяти на основе неклассической методологии культурно-исторической психологии с расширением за счет деятельностно
Читать PDF
218.01 кб

Цивилизационная модель культурно-исторического развития региона: методологический аспект

Ерёменко Андрей Григорьевич
Изучаются проблемы методологического поиска гуманитарных наук, в частности теории и истории культуры, объясняется смысл появления термина «цивилизационная модель культурно-исторического развития региона», раскрываются его суть и с
Читать PDF
6.83 мб

Культурно-историческая ассоциация как художественный метод: опыт сценографии Вячеслава Окунева

Фомина Мария Сергеевна
Статья посвящена актуальным проблемам современной русской сценографии: типы декораци­онных решений (живописно-романтический, единая установка, фактуры), формулированию особен­ностей индивидуального стиля сценических решений В.
Читать PDF
725.08 кб

Методологическая детерминация культурно-исторических концепций Данилевского, Шпенглера и Тойнби

Балабанов Павел Иванович, Равочкин Никита Николаевич
Способ деятельности субъекта в любой ее форме являет собой понятие «метод». Культура представляет собой отдельную, особую сферу социального мира, специфическую область деятельности человека, особый «срез» социального пространства.
Читать PDF
967.66 кб

Личность в мире неопределенности: методология культурно-исторического познания Л. С. Выготского

Мицкевич Александр Николаевич
В статье представлены методологические аспекты формирования концептуальных подходов к исследованию личности в условиях генезиса новой социальной формации, закономерности и особенности развития личности в контексте культурно-истори
Читать PDF
277.21 кб

Методология исследования субкультур в социально-гуманитарных науках: статья 3. Культурно-исторически

Белоусова М. М., Ковальчук О. В., Римский В. П.
В данной статье авторы продолжают оригинальное исследование культурной эволюции феноменов детства и юности, рассматривая их как специфические исторические субкультуры, рожденные и существующие в конкретных культурно-цивилизационны
Читать PDF
178.06 кб

Культурно-исторический подход как методологическая основа разработки проблемы стресса с учетом принц

Бохан Татьяна Геннадьевна
Рассматриваются методологические и теоретические условия для постановки и решения проблемы стресса и стрессоустойчи-вости в контексте культурно-исторического подхода.
Читать PDF
264.43 кб

Культурно-исторический анализ в психологии, системное понимание психотерапии и методология супервизи

Бурлакова Наталья Семеновна, Олешкевич Валерий Иванович
Статья посвящена изучению супервизии в контексте культурно-исторического анализа психотерапии.
Читать PDF
4.45 мб

Культурно-историческая теория Л. С. Выготского как методологическое основание для исследований подро

Волкова Е.Н., Волкова И.В., Скитневская Л.В.
В статье проводится анализ особенностей подросткового буллинга в школе на основе культурно-исторической теории Л.С.