КУЛЬТУРАЛ

Найдено 1 определение
КУЛЬТУРАЛ
новый производитель на рынке интеллектуальной и массмедиальной продукции. В ситуации обращенности коллективного внимания к артефактам массовой культуры, поставляемым СМИ, он не только успешно конкурирует с интеллектуалом, писателем и куратором, но и заметно теснит их. Производитель получил имя культурал. Род деятельности, фигуры речи и способ поведения культурала вызваны к жизни тем обстоятельством, что современный интеллектуал, желающий иметь сцену и влиять на общество, не может не использовать массмедиальные стратегии привлечения внимания. Его проект — концептаулизируется на глазах. Классический же интеллектуал, столкнувшись со все более глобализирующейся медиа-действительностью, либо трансформируется в культурала, либо становится специалистом. Побочным следствием этих процессов является ситуация, в которой новая метафорика отодвигает в тень старую метафизику, а культурал выступает субститутом интеллектуала. Вбирая в себя имидж последнего, культурал наследует его мыслящую — читающе-слушающую — аудиторию, а используя технику и приемы телеведущих, он — за счет зрителей — увеличивает ее во сто крат.
Вопрос о самоидентификации — не/исключительности — пишущего, говорящего и думающего сегодня стоит не менее остро, чем прежде. У общества потребность в инородном зеркале, преломляющем повседневность в свете идеала, столь же неистребима, сколь ненормален обретший его в жизни. В европейской истории исключительность поведения, вольности и дерзости оправдывались тем, что Поэту или Художнику было позволено то, что не позволялось законопослушному гражданину. В ясную формулу облек этот парадокс Паоло Веронезе в своем знаменитом ответе инквизитору: “Мы, живописцы, пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие”. Со временем пришла очередь интеллектуалов. В частности, писатель Пьер Дрие ла Рошель, называя себя интеллектуалом в своих дневниках 1939-1945 гг. объясняетпозволяет себе все: свою позицию, поступки, несвоевременность мыслей. Дрие — фашист до фашизма, лидер без масс; певец нормандского духа и национализма — без нации: в собственные силы французов, в их способность к возрождению он не верит; сторонник войны и борьбы с демократией — без реальной силы или определенной идеологии; наконец, антисемит — помогающий во время войны евреям и заботящийся об обретении евреями собственного государства. Для отечественной культуры эта ситуация актуальна вдвойне, так как мы еще пребываем в стадии рождения фигуры интеллектуала, которая приходит на смену интеллигенту, при том, что после смерти интеллектуала в самой Франции, кажется, уже прошло сорок дней. Фуко полагал, что интеллектуал, претендовавший на универсализм, начиная с XVIII в. и до второй мировой войны, завершает свою историю фигурой Сартра: “Если же интеллектуал изменил свой облик (а также и функцию письма), то произошло это потому, что изменилось само его положение, и теперь “атомщик”, “генетик”, “информатик”, “фармаколог” перемещаются от одного специфического места к другому, из одной единичной точки к другой, оставляя впечатление трансверсальности, а не универсальности”. Разделяя его мысль о мутации статуса интеллектуала, Делез связывает данную ему возможность речи с действием, с “учасием в борьбе, в актуальном сопротивлении”; интеллектуал “обретает способность говорить скорее на языке жизни, чем на языке права”7. Делез не видит другого действия, кроме сопротивления, не видит иной фигуры в пространстве культуры, кроме интеллектуала или писателя, тем самым проводит границу дискурса шестьдесят восьмого года, его разрешающих возможностей: идентификации, аналитики, стратегии поведения.
У Слотердайка свое отношение к роли интеллектуала, которое он высказал в одном из интервью: “Г-н Слотердайк, в своей книге "Испытание себя" вы писали, что мы живем "после революции". "Мистический вздувшийся нарыв" лопнул.
— Больше уже нет той сингулярности — революции, — до которой человек когда-то доживал. С тех пор не нужно уже использовать интеллектуалов как революционных консультантов. Это уже больше не входит в планы гомогенной модели истории. Успокаивающий факт.
Почему успокаивающий?
— Потому что возникает чувство, что мы и так живем в хронических революциях. Вместо исключительно политических перемен происходят параллельно друг другу и одновременно перманентные технические, символические, ментальные перевороты, которые вызывают чудовищно сложные процессы обучения. Мы живем в эпоху хронических открытий, изобретений и обогащений”8. Интеллектуал стал не нужен.
Интеллектуал, борющийся с Властью как таковой, — сегодня амортизированная, да и, пожалуй, карикатурная фигура запоздалого модернистского проекта, ибо борьба с властью неминуемо приводит к осознанию того, что дело не в борьбе против, но в выборе своего горизонта власти, так как любому произведению, любому художественному проекту, любой репрезентации противостоит контртекст, для преодоления которого необходима идеология произведения, внятная политика искусства и длинная воля к его реализации.
Пока на лобном месте страницах газет, журналов и телеэкранов интеллигенты насмерть бьются с интеллектуалами, на арену незаметно, а потому и неотвратимо и властно выходят новые фигуры, котировки которых неизменно растут, равно как и символический и реальный капитал.9 Вращающаяся сцена речи разоблачает карикатурность претензии быть услышанным — самозабвение и пафос говорящего бестактным вращением сцены перемещает его во внутрь театра к пыльным декорациям устаревших политических спектаклей. Опомнившись, он застигает себя в узком кругу, сидящих здесь, только потому, что ждут своей очереди выступления. Шум успеного представления, смех и восторги зала уже давно достаются иным фигурам.
Если интеллигентность (в советскую эпоху она была субститутом аристократизма (скрытой формой сопротивления господствующей идеологии), так как для того, чтобы стать интеллигентом, им нужно было родиться (вариант закончить два вуза — отец и сын)) была врожденным качеством, “в крови”, а интеллектуал — качество, которое не передается по наследству, — свои идеи должен доказывать, порой кровью (случай П. Дрие ла Рошеля или нашего А.А.Богданова, пошедшего по стопам Ламетри), то в культуралы “выходит” тот, кто подписывается под чем угодно, лишь бы вызвать интерес у теле- или аудиоаудитории; его конечная цель — массмедиизация, популярность, обретение власть. Обращенность мысли к массовому сознанию, к стратегиям популярных жанров искусств, СМИ рождает новую фигуру в обществе, сменяющую интеллектуала, все более узкая специализация, которого делает его специалистом. “Культурал” — фигура, которая формируется на наших глазах. Фигура культурала вызвана к жизни тем обстоятельством, что современный мыслитель, желающий иметь сцену своего выступления, должен использовать массмедиальные стратегии привлечения внимания. Он, как верно заметил С.Л. Фокин «чего только не делает чтобы быть при власти… , он одомашненный, прирученный интеллектуал, интеллектуал при власти.» В иных терминах данную ситуацию описывает В.А. Подорога: «Сегодня … публичное, «коллективное» сверхбыстрое письмо, господствует над индивидуальным поиском, исследованием, сверхмедленным письмом. Последнее обесценилось. Лозунг дня: все, что опаздывает, не существует. Графомания (в том числе и парафилософская) кажется спасением… отчаянной попыткой присвоить публичность, и хоть на мгновенгие утвердить собственное имя и авторское право…»10 Открыто называть себя культуралом никто пока не решается, так как массмедиальное тело с необходимостью предполагает симуляцию и ангажированность, окончательно прощаясь с образом интеллектуала, этого бунтаря-одиночки. Культурал — производное системы, сети, команды.
Характеризуя сложившуюся ситуацию в Париже редактор журнала “Эсприт” Оливье Монгэн пишет: “Те, у кого есть время для наблюдения мутаций общественной жизни, заметят, что изменения произошли уже несколько лет назад и что интеллектуальной сцены, которая долгое время характеризовалась фигурой великого писателя, больше не существует, ее заместил мир “культуралов”. Это сложный фрагментированный мир, с групповым обособлением; там есть киношники, вышедшие из Новой волны, театральные люди, люди искусства (патронируемые меценатами, государством, музеями), профессионалы культуры, университетская публика, способная выйти за рамки своих программ и несколько редких одиноких или осве(я)щенных прессой интеллекуталов. Эти участники “культурной буллы” игнорируют границы правого и левого, также как для формирования новой номенклатуры упразднили границы между художниками и политиками, последние, скрытые от древнего посредничества, имеют отношения к обществу только через телевидение и “медиальное” управление. Это категории в равной степени государственные и политические”.
Косвенным подтверждением внедрения массмедиальных, а здесь уместно сказать и культуральных стратегий, можно считать стремление к визуализации вербального сообщения в области гуманитарных наук. Сегодня на международных симпозиумах и конференциях нельзя не заметить возросшее использование всевозможных вспомогательных материалов: кальки, постеры, рисунки, схемы, которые с помощью слайдпроектора, компьютера и т.д. проецируются на экран зала заседаний; они иллюстрируют основные тезисы доклада, ключевые выражения на языке оригинала и т.д. Постеризация мысли — новация времени, напоминающая лозунг первой академии: “Да не геометр — не войдет”.
Литература
3. Olivier Mongin. La fin de la partie? //Esprit. Splendeurs et misиres de la vie intellectuelle. Mars-avril 2000. P.9.
4. Савчук В.В. Патефон культурала //Художественный журнал. 2001 № 39. С. 6 – 9.
5. Фокин С.Л. Жизнь без истории // Сюрия М. Деньги: крушение политики. СПб., Наука, 2001. С.137-138.
Валерий Савчук

Источник: Проективный философский словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
225.64 кб

Глобализация и традиционная мусульманская культура в Дагестане

Сеидова Гюльчохра Надировна
В статье проводится мысль, что хотя глобализация связана со сферой экономики и коммуникаций, строится она на духовно-философском основании.
Читать PDF
248.56 кб

Религиозная культура Байкальского региона: историко-религиоведческий анализ нормативно-правовой стра

Арзуманов И. А.
Читать PDF
84.16 кб

Философия, философская культура и гуманитаризация высшего образования

Кузнецова Татьяна Федоровна
Читать PDF
292.41 кб

Культура стыда и культура вины у народов Северного Кавказа

Тлеуж А. Д.
Читать PDF
95.78 кб

Управленческая культура личности и факторы ее развития

Милютин П.
Современность, привнося в общественное развитие новшества, в числе приоритетов определяет процессы социального управления. Среди множества аспектов этого сложного явления объективно актуализируются вопросы управленческой культуры
Читать PDF
241.90 кб

Проблема автора и «Серединная культура»

Басина Н. И.
Читать PDF
114.11 кб

Технократическое общество и гуманитарная культура

Ороев Н. А., Папченко Е. В.
Читать PDF
434.48 кб

Культура мира, толерантность и межэтнические отношения

Маркович Данило Ж.
Читать PDF
197.28 кб

Н. Бердяев: национализм и культура

Буйло Б. И.
Читать PDF
216.26 кб

Соционормативная культура общества как саморегулирующаяся система

Ярославский А. Б.
Читать PDF
134.17 кб

Ежов B. C. эстетическая культура человека. Новосибирск: Сиб. Гос. Ун-т телекоммуникаций и информации

Баркова Э. В.
Читать PDF
65.72 кб

Рецензия на альманах: Человек. Культура. История: Философский альманах. № 2: Миф в культуре и истори

Гурин Станислав Петрович
Читать PDF
90.15 кб

Культура. экономика. власть (конфликт или конвергенция?)

Диденко В. Д.
Проблема соотношения таких социальных явлений, как культура, экономика и власть актуализируется тем обстоятельством, что долгое время в нашей обществоведческой науке доминантным остается представление о приоритете материальной жиз
Читать PDF
92.84 кб

Почему культура есть величайшая неудача (Опыт практической интерпретации символа по Н. А. Бердяеву)

Спирова Эльвира Маратовна
Автор стремится раскрыть смысл высказывания Н. А. Бердяева о том, что культура есть величайшая неудача. Чтобы понять концептуальность данной фразы, необходимо обратиться к проблеме духовности.
Читать PDF
0.00 байт

Культура правосудия в контексте толерантности и модернизации российского социума

Толпыкин Виктор Егорович
В статье рассматриваются проблемы формирования и развития культуры правосудия в контексте правового поля общества.

Похожие термины:

  • КУЛЬТУРА 20 века

    радикально новые и прежде неизвестные типы худож. и филос. самовыражения: техн. виды искусств (кино, позднее дигитальные искусства), фундаментальные научные теории, глубочайшим образом преображаю
  • Англо-американская политическая культура

    характеризуется секулярными установками (политика воспринимается преимущественно как соперничество групповых интересов, но не столкновение идеалов), гомогенностыо — общенациональным консенсу
  • КУЛЬТУРА АНТИЧНАЯ

    культура Древней Греции и Древнего Рима 1 тыс. до н.э. – 5 в.н.э. Характерные черты – рационализм, эмоционально-эстетическое восприятие, логика, агональность (состязательность), особое отношение к ми
  • Ашельская культура

    культура раннего палеолита в Европе и Азии. Название получила по предместью г. Амьен (Франция) Сент Ашель. Основные орудия – каменные ручные рубила. Хозяйство: охота и собирательство.
  • АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

    - область культуры, связанная с получившими широкое распространение совр. техн. способами записи и передачи изображения и звука (кино, телевидение, видео, системы мультимедиа). Семиотически аудиов
  • Кофигуративная культура

    (М.Мид) – дети и взрослые учатся не только у старших, но и у сверстников.
  • КУЛЬТУРА СРЕДИННАЯ

    доминирующая в обществе, традиционная культура.
  • Ведическая культура

    индийская культура, основанная на древних священных текстах (ведах).
  • Авторитарно-патриархальная политическая культура

    перенос традиционного образа отца семейства - сурового, но справедливого - на все властные инстанции в обществе: «царь-отец», «любимый вождь - отец народа» и т. п. При такой установке «теплота» «отеч
  • КУЛЬТУРА БУДДИСТСКАЯ

    Связана с одной из трех мировых религий, первоначально возникла в Древней Индии в VI—V вв. до н. э., исходные постулаты приписываются Сидхартхе Гаутаме. Достаточно быстро распространилась в Юго-Вост
  • Культура ценностная

    система идей и представлений о желаемом. Воплощается в искусстве, философии, религии, нравственных нормах и придает смысл и целостность культуре (термин А.Кребера).
  • КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

    сфера культуры человеческой деятельности, охватывающая общественные отношения, в совокупности которых осуществляется распредмечивание индивидом вещей, явлений и процессов, относящихся к миру м
  • Человек и культура

    проблема единства, целостности и творческой активности человека. Человеческий мир огромен, пестр и разнообразен. Духовная жизнь человека протекает в различных сферах - политики, религии, науки, ис
  • ГЕЙ-КУЛЬТУРА

    гей-лесби-культура) — субкультура секс-меньшинств, гомосексуалов: геев и лесбиянок. Существовала во все времена и во всех странах. Альтернативность обеспечивалась агрессивным общественным непри
  • Аутентичная культура

    культура, объединяющая настоящим своё прошлое и будущее и максимально отражающая в самосознании природу национального характера и психологии.
  • БЫТОВАЯ КУЛЬТУРА

    (культура быта) — понятие, фиксирующее взаимоотношения человека и культуры вне ее специализированных производственных, общественно-политических форм. Категория Б. к. употребляется как равновели
  • КУЛЬТУРА ЧУВСТВ

    степень общественной, духовной развитости чувств, эмоциональной грамотности человека. Культура чувств формируется в процессе общения человека с природой, в трудовой деятельности, в межличностны
  • ЧУВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

    одно из ключевых понятий социально-культурной динамики П.А. Сорокина, обозначающее культурную систему, для "истинная реальность и смысл ее сенсорны" (Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.,
  • Цивилизация и культура

    по [4]: "цивилизация как таковая характеризуется способом и уровнем овладения силами природы. Культура же возникает в результате овладения человеком собственной природой и своими силами. В первом
  • Демократическая культура

    комплекс ценностей, норм и образцов поведения, деятельность политических институтов, обеспечивающих гражданам организованное участие во власти и контроль над ней. Истоки демократической полити