КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
перевод внутренней нравственной установки личности во внешнюю. Культура поведения выражается в правилах этикета.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
внешнее проявление внутренних правил и принципов личности. Является одновременно как составной, так и производной частью социально-культурных установок в обществе. В большей части нормы К. п. зависят от историко-временной, территориальной и национальной принадлежности личности. Правила К. п., принятые в данном социуме, являются отправной точкой для определения понятия девиации и девиантного поведения. К. п. тесно переплетается с этикетом. В. Л. Новик
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с др. людьми), в к-рых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то и, раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. Напр., требование уважения к людям применительно к повседневному поведению выражается в правилах вежливости, деликатности, в такте, предупредительности, в умении беречь чужое время и т. п. Верность принятым на себя обязательствам с т. зр. К. п. означает аккуратность в выполнении обещаний и возвращении позаимствованного, своевременность и точность в осуществлении договоренности и др. Честность по форме своего проявления совпадает с прямотой, искренностью. В широком плане в понятие К. п. входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы (Быта нравственность), организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украсить жилище); эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация). Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. В известном смысле к К. п. можно отнести культуру труда, способность правильно организовать рабочее время и место, найти целесообразные приемы и Операции для достижения максимально полезных результатов и получения высокого качества производимой продукции. В марксистской этике и педагогике К. п. рассматривается как органическое единство этического и эстетического в духовном и внешнем облике человека. Попытки противопоставить эти два понятия являются пережитком представлений, связанных с классовым об-вом, где манера вести себя, одеваться и обладание изысканным эстетическим вкусом служили внешним признаком принадлежности к «высшему кругу», в то же время внешняя культура часто не соответствовала внутреннему облику человека. Вежливость и вообще соблюдение определенного этикета в об-ве, основанном на принципах эгоизма, часто скрывали за собой взаимное равнодушие и отчужденность, безразличное или даже пренебрежительное и враждебное отношение к людям. Поэтому этикет, принимая в осн. характер чисто внешнего ритуала, не основывался на действительно гуманном отношении к людям. Такое формальное понимание К. п. совершенно чуждо социалистическому об-ву, в к-ром она рассматривается как общепринятая форма внешнего выражения подлинной человечности, Здесь К. п. того или иного человека в известной мере характеризует его духовный и морально-эстетический облик, показывает, насколько глубоко и органично он усвоил культурное достояние человечества, сделал его своим собственным достоянием (Нравственная культура личности).
Источник: Словарь по этике
ПОВЕДЕНИЯ КУЛЬТУРА
совокупность свойств, обычаев, норм и ценностей, которые имеют организующее значение для жизненной активности человека и закрепляют ее в устойчивых, долговременных и постоянно действующих формах и факторах. П. к. является категорией социальной психологии, педагогики и социальной культурологии. В связи с тем, что П. стало наиболее общезначимой формой человеческой активности, П. к. указывает на специфические родовые качества человека, начиная с самых ранних этапов развития человечества. В науке проблема возникновения и анализа ранних проявлений П. к. непосредственно связана с разным пониманием самой сути и факта зарождения человека, соотношения в нем биологических и социальных начал. Общепризнанным является утверждение тесного взаимоотношения между развитием человеческой индивидуальной и общественной деятельности и становлением П. к. Очевидно, что большое значение для становления П. к. имели развитие языка, других знаковых и символических регулирующих систем, а также зависимость П. к. от мифологии, религии, художественной культуры и искусства. Напр., в работах К. Леви-Стросса (1908—1990) путем исследования больших массивов мифологического материала была обоснована концепция существования в мифах универсальных структур человеческого поведения и организации жизни ранних сообществ людей. В научном обиходе широко используется социологическая теория М. Вебера (1864—1920), который доказал преобразующее воздействие протестантской этики на П. к. в период становления капиталистической цивилизации. В современной социологии и теории культуры проблемы П. к. рассматриваются в соотношении с процессами мифологизации сознания людей и воздействием на них массовой культуры. Таким образом, прослеживается подчиненность и зависимость П. к. от других более развитых форм культуры и всеобщих явлений социализации личности в определенном типе общества, имеющем свою экономическую, государственную и политическую организацию. В П. к. устанавливается то или иное соотношение между рациональными, осознанными, неосознаваемыми и эмоциональными компонентами поведения. В западной теории культуры и различных течениях психоанализа социокультурные процессы ХХ в. рассматриваются с точки зрения противоречий и напряженности между явлениями всеобщей рационализации жизни и нарастающим влиянием на П. к. подсознательных и бессознательных мотивов (см., напр., Г. Маклюэн). Различение между индивидуальными и социальными формами человеческой активности позволяет исследовать процессы воздействия на П. к. коллективных, групповых форм через категории «массы» и «массовое сознание». В целом П. к. имеет регулирующую функцию по отношению к индивидуальной жизнедеятельности человека и определяет зависимость П. обозначенными в данном типе цивилизации общими целями, требованиями, стереотипами и правилами. Все это находит выражение в формировании индивидуальной П. к. через ритуалы, обычаи, традиции, национально-этнические, этические, экономические, правовые и культурные нормы. Как фактор жизнедеятельности человека, «норма, внедряемая как в П. индивида, так и в менталитет группы и общества, диктует ожидаемое поведение, его стереотип, представление индивида о своем должном поведении» (Б.С. Ерасов). В то же время норма представляет собой относительно продвинутый уровень П. к., т.к. она предполагает сознательное сотрудничество и удовлетворение внутренних потребностей человека. Наиболее высокой ступенью П. к. является регуляция человеческой деятельности через идеалы и ценности. В этом случае функции обязательности и стандартности поведения человека значительно снижены, что дает больший простор для индивидуального выбора. Следование идеалам и ценностям является показателем значительного развития культурного самосознания личности, и в этом случае П. к. сопутствуют такие понятия, как справедливость, доброта, красота, истина, долг, что в определенной степени гарантирует проявление позитивных для данного общества мотиваций жизнедеятельности личности. Поэтому формирование П. к. на основе гуманитарных ценностей и идеалов является одной из задач современной либеральной цивилизации и открытого общества.