КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
перевод внутренней нравственной установки личности во внешнюю. Культура поведения выражается в правилах этикета.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
внешнее проявление внутренних правил и принципов личности. Является одновременно как составной, так и производной частью социально-культурных установок в обществе. В большей части нормы К. п. зависят от историко-временной, территориальной и национальной принадлежности личности. Правила К. п., принятые в данном социуме, являются отправной точкой для определения понятия девиации и девиантного поведения. К. п. тесно переплетается с этикетом. В. Л. Новик

Источник: Культурология: краткий тематический словарь

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с др. людьми), в к-рых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то и, раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. Напр., требование уважения к людям применительно к повседневному поведению выражается в правилах вежливости, деликатности, в такте, предупредительности, в умении беречь чужое время и т. п. Верность принятым на себя обязательствам с т. зр. К. п. означает аккуратность в выполнении обещаний и возвращении позаимствованного, своевременность и точность в осуществлении договоренности и др. Честность по форме своего проявления совпадает с прямотой, искренностью. В широком плане в понятие К. п. входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы (Быта нравственность), организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украсить жилище); эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация). Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. В известном смысле к К. п. можно отнести культуру труда, способность правильно организовать рабочее время и место, найти целесообразные приемы и Операции для достижения максимально полезных результатов и получения высокого качества производимой продукции. В марксистской этике и педагогике К. п. рассматривается как органическое единство этического и эстетического в духовном и внешнем облике человека. Попытки противопоставить эти два понятия являются пережитком представлений, связанных с классовым об-вом, где манера вести себя, одеваться и обладание изысканным эстетическим вкусом служили внешним признаком принадлежности к «высшему кругу», в то же время внешняя культура часто не соответствовала внутреннему облику человека. Вежливость и вообще соблюдение определенного этикета в об-ве, основанном на принципах эгоизма, часто скрывали за собой взаимное равнодушие и отчужденность, безразличное или даже пренебрежительное и враждебное отношение к людям. Поэтому этикет, принимая в осн. характер чисто внешнего ритуала, не основывался на действительно гуманном отношении к людям. Такое формальное понимание К. п. совершенно чуждо социалистическому об-ву, в к-ром она рассматривается как общепринятая форма внешнего выражения подлинной человечности, Здесь К. п. того или иного человека в известной мере характеризует его духовный и морально-эстетический облик, показывает, насколько глубоко и органично он усвоил культурное достояние человечества, сделал его своим собственным достоянием (Нравственная культура личности).

Источник: Словарь по этике

ПОВЕДЕНИЯ КУЛЬТУРА
совокупность свойств, обычаев, норм и ценностей, которые имеют организующее значение для жизненной активности человека и закрепляют ее в устойчивых, долговременных и постоянно действующих формах и факторах. П. к. является категорией социальной психологии, педагогики и социальной культурологии. В связи с тем, что П. стало наиболее общезначимой формой человеческой активности, П. к. указывает на специфические родовые качества человека, начиная с самых ранних этапов развития человечества. В науке проблема возникновения и анализа ранних проявлений П. к. непосредственно связана с разным пониманием самой сути и факта зарождения человека, соотношения в нем биологических и социальных начал. Общепризнанным является утверждение тесного взаимоотношения между развитием человеческой индивидуальной и общественной деятельности и становлением П. к. Очевидно, что большое значение для становления П. к. имели развитие языка, других знаковых и символических регулирующих систем, а также зависимость П. к. от мифологии, религии, художественной культуры и искусства. Напр., в работах К. Леви-Стросса (1908—1990) путем исследования больших массивов мифологического материала была обоснована концепция существования в мифах универсальных структур человеческого поведения и организации жизни ранних сообществ людей. В научном обиходе широко используется социологическая теория М. Вебера (1864—1920), который доказал преобразующее воздействие протестантской этики на П. к. в период становления капиталистической цивилизации. В современной социологии и теории культуры проблемы П. к. рассматриваются в соотношении с процессами мифологизации сознания людей и воздействием на них массовой культуры. Таким образом, прослеживается подчиненность и зависимость П. к. от других более развитых форм культуры и всеобщих явлений социализации личности в определенном типе общества, имеющем свою экономическую, государственную и политическую организацию. В П. к. устанавливается то или иное соотношение между рациональными, осознанными, неосознаваемыми и эмоциональными компонентами поведения. В западной теории культуры и различных течениях психоанализа социокультурные процессы ХХ в. рассматриваются с точки зрения противоречий и напряженности между явлениями всеобщей рационализации жизни и нарастающим влиянием на П. к. подсознательных и бессознательных мотивов (см., напр., Г. Маклюэн). Различение между индивидуальными и социальными формами человеческой активности позволяет исследовать процессы воздействия на П. к. коллективных, групповых форм через категории «массы» и «массовое сознание». В целом П. к. имеет регулирующую функцию по отношению к индивидуальной жизнедеятельности человека и определяет зависимость П. обозначенными в данном типе цивилизации общими целями, требованиями, стереотипами и правилами. Все это находит выражение в формировании индивидуальной П. к. через ритуалы, обычаи, традиции, национально-этнические, этические, экономические, правовые и культурные нормы. Как фактор жизнедеятельности человека, «норма, внедряемая как в П. индивида, так и в менталитет группы и общества, диктует ожидаемое поведение, его стереотип, представление индивида о своем должном поведении» (Б.С. Ерасов). В то же время норма представляет собой относительно продвинутый уровень П. к., т.к. она предполагает сознательное сотрудничество и удовлетворение внутренних потребностей человека. Наиболее высокой ступенью П. к. является регуляция человеческой деятельности через идеалы и ценности. В этом случае функции обязательности и стандартности поведения человека значительно снижены, что дает больший простор для индивидуального выбора. Следование идеалам и ценностям является показателем значительного развития культурного самосознания личности, и в этом случае П. к. сопутствуют такие понятия, как справедливость, доброта, красота, истина, долг, что в определенной степени гарантирует проявление позитивных для данного общества мотиваций жизнедеятельности личности. Поэтому формирование П. к. на основе гуманитарных ценностей и идеалов является одной из задач современной либеральной цивилизации и открытого общества.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
127.01 кб

Культура как поведение

Хотинец Вера Юрьевна
Осмысляется конативное (поведенческое) основание культуры, значимость нормативной функции последней.
Читать PDF
290.90 кб

Культура в трудовом поведении работника

Шаталова Н.И.
В статье рассматривается сложная диалектика культуры и трудового поведения личности, взаимодействие которых является одним из факторов формирования эффективного трудового потенциала работника и служит экономическому процветанию об
Читать PDF
188.26 кб

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ

Демко Тамара Николаевна
В статье изложена проблема проявления в культуре отклоняющегося поведения и эмоциональной реакции на него. Девиации рассматриваются как явление, характеризующееся разными видами и степенями отклонений от существующей нормы.
Читать PDF
355.62 кб

Культура поведения и нормы общения в исламе

Бибикова Ольга
Читать PDF
494.33 кб

Культура потребительского поведения россиян

Гриф Марк Романович
В статье анализируется феномен потребительского поведения современных россиян.
Читать PDF
488.88 кб

Жертвенные формы поведения в обществе и культуре

Швачкина Людмила Александровна, Родионова Валентина Ивановна, Бродовская Виктория Олеговна
Виктимизация в контексте социальных наук означает, что частью повседневного мира человека становится процесс формирования жертвенного сознания и поведения.
Читать PDF
435.06 кб

Кросс-культурные особенности агрессивного поведения

Гуриева Светлана Дзахотовна, Ван Шо
В работе представлен теоретический анализ научной литературы, касающейся вопросов изучения понимания агрессии, агрессивного поведения, раскрыт механизм формирования агрессивного поведения через такие феномены, как агрессия, вражда
Читать PDF
2.35 мб

Педагогическая культура семьи и девиантное поведение

Старцева О. А.
Семья является моделью глобального мира, она создает условия для форми-рования личности, обеспечивает ее индивидуализацию и социализацию.
Читать PDF
356.10 кб

Культура повседневности и речевое поведение личности

Абрамова Татьяна Валентиновна, Жирякова Светлана Николаевна, Ильяева Ирина Алексеевна
В статье предпринимается попытка установления взаимосвязи повседневного мира человека и его речевой деятельности, в которой реализуются социально обусловленные нормы, правила жизни человека в социуме.
Читать PDF
154.07 кб

Репродуктивное поведение как культурологический термин

Мишукова А. С.
В статье рассматривается гуманитарное понимание термина «репродуктивное поведение» и предлагается его культурологическое осмысление, актуальное для решения современных проблем.
Читать PDF
532.54 кб

Политическая культура как фактор электорального поведения

Абрамов Юрий Иванович, Семёнов Александр Викторович
В статье представлены результаты двух социологических опросов по исследованию политической культуры избирателей Рязанской области, проведенных на основе авторской методики.
Читать PDF
90.75 кб

Когнитивные и культуральные аспекты конфликтного поведения

Иванова Е.Н.
В статье рассматривается отражение культуральных влияний разных уровней на осознанные и неосознаваемые когнитивные составляющие стратегий поведения в конфликте.
Читать PDF
228.83 кб

Организационная культура и совладающее поведение работника

Тащи Карина Валерьевна
Статья представляет собой аналитический обзор существующих современных исследований и литературных источников по проблеме представлений о совладающем поведении в рамках организационной, или корпоративной, культуры.
Читать PDF
80.95 кб

Культура матримониального поведения как социальный феномен

Пельменева Светлана Павловна
Рассматривается культура матримониального поведения как социальный феномен. Представлен анализ социальных функций культуры матримониального поведения и особенности их реализации в современном российском обществе.
Читать PDF
185.04 кб

Проблемы формирования культуры брачного поведения молодежи

Ростовская Наталия Андреевна
Молодежь рассматривается как субъект государственной молодежной политики и молодежной семейной политики, а также как ресурс социально-экономического, политического и нравственно-духовного развития России.