КУЛЬТУРА НРАВСТВЕННАЯ
Нравственная культура
нравственные ценности (качества к которым надо стремиться, этические идеалы) и нормы (регулятивы, правила поведения). Воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека на основе принципов «золотого правила нравственности», моральной автономии личности, гуманизма.
Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
всеобщая и индивидуальная, исторически и социально обусловленная форма существования морали, отражающая ее ценностные, нормативные и координирующие стороны в обществе и в жизни личности. В понятии Н. к. закрепляются определенные типы поведения и отношений между людьми, которые основаны на традициях и обычаях как привычных и неподверженных рефлексии образцах. В первую очередь Н. к. характеризуется своей регулирующей функцией для отдельных групп или всего населения страны. Наряду с этим Н. к. обеспечивает определенную вариативность и оценочность поведения через моральные нормы, которые добровольно и сознательно принимаются гражданами. В связи с тем, что моральные нормы формируются и функционируют среди основной массы людей данного общества, Н. к. является неотъемлемой частью повседневной культуры каждого человека. Одновременно в Н. к. находит свое непосредственное выражение тот или иной тип цивилизации и общества. Напр., Н. к. традиционного общества отличается приоритетом внешних форм контроля и регулирования жизни людей, в то время как либеральная цивилизация с ее идеями доверия к человеку отличается последовательным развитием индивидуальных форм Н. к., превращения моральных норм во внутренние сознательные убеждения каждого гражданина. Развитие тенденций к демократизации общества неизбежно ведет за собой повышение роли индивидуальной Н. к., без которой становится невозможно обеспечить регуляцию социальных и межличностных отношений. Особенностью Н. к. является то, что она поддерживает и утверждает определенные освященные традицией или социально обусловленные ценности. В сфере Н. к. ценности осознаются в системе базовых оппозиций, в которых закреплено негативное или позитивное отношение к выполнению или нарушению моральной нормы (напр., добро—зло, верность—предательство, любовь—ненависть, эгоизм—альтруизм, трудолюбие—лень, бережливость—мотовство, труд—безделье и т.п.). Нормативно-ценностный характер Н. к. был исследован М. Вебером (1864—1920), который показал, как религиозно-этические постулаты протестантизма через понятия личной ответственности, трудолюбия, бережливости и долга перед близкими стали господствующей формой Н. к. в нарождающемся капиталистическом обществе. Выводы Вебера еще раз подтвердили, что важнейшим основанием как массовой, так и индивидуальной Н. к. была религиозная культура человечества, которая на протяжении веков наряду с верой утверждала идеал совершенного мира в тесной связи с нравственными законами и нормами каждодневного поведения человека. Между тем в современной цивилизации Н. к. оказалась тесно связана с проблемой дальнейшего развития гуманизма в условиях ориентированного на иррациональные начала общества потребления и массовой культуры. Однако для сознательной личности «нравственное поведение базируется на способности выносить оценочные суждения, основанные на разуме; оно подразумевает выбор между добром и злом, а также действие на основе принятого решения» (Э. Фромм). Кроме индивидуально-личностных и всеобщих форм, Н. к. находит свое выражение в организации различного вида профессиональной деятельности, а также в области политики и права. В сферу Н. к. также входит осмысление и изучение основных принципов и закономерностей развития морали, чем занята такая научная дисциплина, как этика.
Культура нравственная
уровень нравственного развития об-ва и человека, отражающий степень освоения ими морального опыта культуры человечества, способность органичного и последоват. осуществления в поведении и межличностном общении ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. С древних времен люди искали ответы на вопросы К.н. и находили их в учениях мудрецов. Одно из них — “учение середины” кит. философа Конфуция (6-5 вв. до н.э.) и его последователей. “Учение середины” — закон бытия, необходимость природы; закон жизни благородного человека, “середина” — правильный путь, мудрость, требующая осторожности действий; “середина” требует человеколюбия, приводит к гармонии в отношениях с людьми и в гос-ве; к избеганию крайностей; “середина” требует искренности, это путь к истине. Аристотель основал систему, в к-рой нашли отражение “вечные” вопросы К.н.: природа и источник нравственности; разум и свобода воли как основы нравств. поступка; смысл жизни и высшее благо; нравств. выбор, основанный на знании “общего”. Под воздействием жизненного опыта и воспитания, нравств. и эстетич. просвещения, собств. готовности к совершенствованию человек аккумулирует в своем сознании и поведении достижения К.н. об-ва. К.н. можно характеризовать как опр. “нравств. мудрость”, способность к достойным поступкам в любой ситуации. Не случайно многие философы называли этику “практич. философией” (Сократ). “Наукой о должном” ее называл Кант, ибо она должна научить человека, как поступить сообразно разуму. В любых обстоятельствах К.н. должна следовать не превратностям бытия, а априорному (доопытному и внеопытному) закону разума. Человек должен быть внутренне нравственным, его К.н. есть вопрос долга, долг же превыше всего, в том числе — и чувств. потребностей и обстоятельств. Человек жертвует всем во имя долга. Жизнь без долга и достоинства, т.е. внутр. нравственности, не имеет смысла. Для Канта К.н. определяла цель и предназначение человека. Понятие К.н. близко другому термину, возникшему во времена античной культуры, — этосу, обозначающему характер (человека или об-ва). Этос как устойчивый нравств. характер иногда противопоставлялся пафосу как душевному переживанию. В античной Греции под этосом понимали характер личности или об-ва, сформированный традициями. Древние греки определяли зависимость воздействия худож. или риторич. произведения от этоса слушателя. Т.о., издревле знание этоса позволяло (и позволяет) судить о психол. различиях в К.н. людей и народов. К.н. выполняет опр. функции: 1) К.н. выделяет в человеч. деятельности именно нравств. содержание. С нравств. т.зр. анализируются история культуры, экономика, политика; 2) К.н. есть опр. знание о законах нравственности и нравств. отношений. Эти законы соответствуют объективным потребностям социального прогресса. Во все времена мыслители-гуманисты полагали, что нравств. прогресс является критерием цивилизованности, культуры об-ва, он в идеале должен опережать техн. прогресс; 3) К.н. создает опр. нормативы, дает оценки нормам поведения и нравств. состоянию об-ва. В этом и состоит ее практич. смысл и особая актуальность в наш век, когда так очевиден дефицит нравственности в политике, экономике, экологии, междунар. отношениях и просто в межличностном общении. К.н. отражает всю жизнедеятельность человека и об-ва, в ней переплетаются социально-истор., психол., нац., классовые, религ. и др. особенности и интересы. В этом причина ее неоднозначных определений. В поисках ответа мы обращаемся и к истор. опыту, к религиям, искусству, нац. психологии; однако К.н. не сводится ни к одной из этих сфер. Испытывая на себе влияние разл. сторон обществ. жизни, истор. эпох, она сама обладает способностью проникать во все сферы жизни: ее требования, запреты, оценки неизбежны и необходимы в экономике, политике, духовной жизни, воспитании, образовании. К.н. определяется и позитивным нравств. опытом человечества, к-рый тот или иной народ, нация, религия, класс внесли в историю культуры. К.н. — целостная система элементов, включающая в себя культуру нравств. мировосприятия (способность нравств. суждения, нравств. оценки, обладание этич. знанием, умение различать добро и зло, следование нравств. нормам в любых жизненных ситуациях, готовность к нравств. выбору, ответственность и т.п.); культуру чувств, способность к сопереживанию, сочувствию; культуру поведения и культуру поступка, реализующие жизненные установки и принципы в моральной практике. Определяющим же составным элементом всей системы является нравств. мировоззрение, нравств. разум, способствующий нравств. деятельности. Лит.: Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. M.,1988. Л.3. Немировская. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996