КУЛЬТУРА НРАВСТВЕННАЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Нравственная культура
нравственные ценности (качества к которым надо стремиться, этические идеалы) и нормы (регулятивы, правила поведения). Воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека на основе принципов «золотого правила нравственности», моральной автономии личности, гуманизма.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
всеобщая и индивидуальная, исторически и социально обусловленная форма существования морали, отражающая ее ценностные, нормативные и координирующие стороны в обществе и в жизни личности. В понятии Н. к. закрепляются определенные типы поведения и отношений между людьми, которые основаны на традициях и обычаях как привычных и неподверженных рефлексии образцах. В первую очередь Н. к. характеризуется своей регулирующей функцией для отдельных групп или всего населения страны. Наряду с этим Н. к. обеспечивает определенную вариативность и оценочность поведения через моральные нормы, которые добровольно и сознательно принимаются гражданами. В связи с тем, что моральные нормы формируются и функционируют среди основной массы людей данного общества, Н. к. является неотъемлемой частью повседневной культуры каждого человека. Одновременно в Н. к. находит свое непосредственное выражение тот или иной тип цивилизации и общества. Напр., Н. к. традиционного общества отличается приоритетом внешних форм контроля и регулирования жизни людей, в то время как либеральная цивилизация с ее идеями доверия к человеку отличается последовательным развитием индивидуальных форм Н. к., превращения моральных норм во внутренние сознательные убеждения каждого гражданина. Развитие тенденций к демократизации общества неизбежно ведет за собой повышение роли индивидуальной Н. к., без которой становится невозможно обеспечить регуляцию социальных и межличностных отношений. Особенностью Н. к. является то, что она поддерживает и утверждает определенные освященные традицией или социально обусловленные ценности. В сфере Н. к. ценности осознаются в системе базовых оппозиций, в которых закреплено негативное или позитивное отношение к выполнению или нарушению моральной нормы (напр., добро—зло, верность—предательство, любовь—ненависть, эгоизм—альтруизм, трудолюбие—лень, бережливость—мотовство, труд—безделье и т.п.). Нормативно-ценностный характер Н. к. был исследован М. Вебером (1864—1920), который показал, как религиозно-этические постулаты протестантизма через понятия личной ответственности, трудолюбия, бережливости и долга перед близкими стали господствующей формой Н. к. в нарождающемся капиталистическом обществе. Выводы Вебера еще раз подтвердили, что важнейшим основанием как массовой, так и индивидуальной Н. к. была религиозная культура человечества, которая на протяжении веков наряду с верой утверждала идеал совершенного мира в тесной связи с нравственными законами и нормами каждодневного поведения человека. Между тем в современной цивилизации Н. к. оказалась тесно связана с проблемой дальнейшего развития гуманизма в условиях ориентированного на иррациональные начала общества потребления и массовой культуры. Однако для сознательной личности «нравственное поведение базируется на способности выносить оценочные суждения, основанные на разуме; оно подразумевает выбор между добром и злом, а также действие на основе принятого решения» (Э. Фромм). Кроме индивидуально-личностных и всеобщих форм, Н. к. находит свое выражение в организации различного вида профессиональной деятельности, а также в области политики и права. В сферу Н. к. также входит осмысление и изучение основных принципов и закономерностей развития морали, чем занята такая научная дисциплина, как этика.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Культура нравственная
уровень нравственного развития об-ва и человека, отражающий степень освоения ими морального опыта культуры человечества, способность органичного и последоват. осуществления в поведении и межличностном общении ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. С древних времен люди искали ответы на вопросы К.н. и находили их в учениях мудрецов. Одно из них — “учение середины” кит. философа Конфуция (6-5 вв. до н.э.) и его последователей. “Учение середины” — закон бытия, необходимость природы; закон жизни благородного человека, “середина” — правильный путь, мудрость, требующая осторожности действий; “середина” требует человеколюбия, приводит к гармонии в отношениях с людьми и в гос-ве; к избеганию крайностей; “середина” требует искренности, это путь к истине. Аристотель основал систему, в к-рой нашли отражение “вечные” вопросы К.н.: природа и источник нравственности; разум и свобода воли как основы нравств. поступка; смысл жизни и высшее благо; нравств. выбор, основанный на знании “общего”. Под воздействием жизненного опыта и воспитания, нравств. и эстетич. просвещения, собств. готовности к совершенствованию человек аккумулирует в своем сознании и поведении достижения К.н. об-ва. К.н. можно характеризовать как опр. “нравств. мудрость”, способность к достойным поступкам в любой ситуации. Не случайно многие философы называли этику “практич. философией” (Сократ). “Наукой о должном” ее называл Кант, ибо она должна научить человека, как поступить сообразно разуму. В любых обстоятельствах К.н. должна следовать не превратностям бытия, а априорному (доопытному и внеопытному) закону разума. Человек должен быть внутренне нравственным, его К.н. есть вопрос долга, долг же превыше всего, в том числе — и чувств. потребностей и обстоятельств. Человек жертвует всем во имя долга. Жизнь без долга и достоинства, т.е. внутр. нравственности, не имеет смысла. Для Канта К.н. определяла цель и предназначение человека. Понятие К.н. близко другому термину, возникшему во времена античной культуры, — этосу, обозначающему характер (человека или об-ва). Этос как устойчивый нравств. характер иногда противопоставлялся пафосу как душевному переживанию. В античной Греции под этосом понимали характер личности или об-ва, сформированный традициями. Древние греки определяли зависимость воздействия худож. или риторич. произведения от этоса слушателя. Т.о., издревле знание этоса позволяло (и позволяет) судить о психол. различиях в К.н. людей и народов. К.н. выполняет опр. функции: 1) К.н. выделяет в человеч. деятельности именно нравств. содержание. С нравств. т.зр. анализируются история культуры, экономика, политика; 2) К.н. есть опр. знание о законах нравственности и нравств. отношений. Эти законы соответствуют объективным потребностям социального прогресса. Во все времена мыслители-гуманисты полагали, что нравств. прогресс является критерием цивилизованности, культуры об-ва, он в идеале должен опережать техн. прогресс; 3) К.н. создает опр. нормативы, дает оценки нормам поведения и нравств. состоянию об-ва. В этом и состоит ее практич. смысл и особая актуальность в наш век, когда так очевиден дефицит нравственности в политике, экономике, экологии, междунар. отношениях и просто в межличностном общении. К.н. отражает всю жизнедеятельность человека и об-ва, в ней переплетаются социально-истор., психол., нац., классовые, религ. и др. особенности и интересы. В этом причина ее неоднозначных определений. В поисках ответа мы обращаемся и к истор. опыту, к религиям, искусству, нац. психологии; однако К.н. не сводится ни к одной из этих сфер. Испытывая на себе влияние разл. сторон обществ. жизни, истор. эпох, она сама обладает способностью проникать во все сферы жизни: ее требования, запреты, оценки неизбежны и необходимы в экономике, политике, духовной жизни, воспитании, образовании. К.н. определяется и позитивным нравств. опытом человечества, к-рый тот или иной народ, нация, религия, класс внесли в историю культуры. К.н. — целостная система элементов, включающая в себя культуру нравств. мировосприятия (способность нравств. суждения, нравств. оценки, обладание этич. знанием, умение различать добро и зло, следование нравств. нормам в любых жизненных ситуациях, готовность к нравств. выбору, ответственность и т.п.); культуру чувств, способность к сопереживанию, сочувствию; культуру поведения и культуру поступка, реализующие жизненные установки и принципы в моральной практике. Определяющим же составным элементом всей системы является нравств. мировоззрение, нравств. разум, способствующий нравств. деятельности. Лит.: Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. M.,1988. Л.3. Немировская. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
257.83 кб

Культура и нравственность

Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович
Читать PDF
370.55 кб

К проблеме нравственной культуры города

Парамонова С.П., Гаврилова М.А.
Рассматривается нравственная культура города. Представлен социологический взгляд на этос нравственных связей и отношений горожан.
Читать PDF
240.58 кб

Медиация и нравственная культура общества

Яркова Е.Н.
Статья посвящена анализу нравственных аспектов медиации как социально-правового института.
Читать PDF
261.18 кб

Культура как система нравственных запретов

Дьякова Т. А.
В статье обосновывается важность принципа нравственного регулирования в культуре, в целом, и в отдельных её сферах, прежде всего в системе основных медиаканалов.
Читать PDF
194.94 кб

Нравственная культура в национальных аспектах

Ромах Ольга Викторовна, Скоморохова Яна Юрьевна
Выступая в качестве духовной предпосылки всякой человеческой деятельности, нравственная культура оказывает воздействие на содержание и форму взаимоотношений между людьми, на отношение людей к духовным и материальным ценностям прош
Читать PDF
1.02 мб

Л. Н. Толстой: нравственные основания культуры

Мелешко Е.Д., Рождественская И.А.
В статье представлена модель культуры в творчестве Л.Н.
Читать PDF
252.98 кб

К вопросу о коммуникации и нравственной культуре

Белова Дарья Николаевна
В статье автор исследует нравственный аспект внутрикультурного и межкультурного коммуникативного взаимодействия как многофакторный феномен; анализирует причины нравственной деградации современного общества.
Читать PDF
152.26 кб

Адаб как нравственный компонент исламской культуры

Якупов М. Т., Шутова Н. С.
Современный ислам продолжает сохранять свою социокультурную потенцию, позволяя умме сберечь духовные традиции в условиях глобализации.
Читать PDF
542.40 кб

Нравственная философия как феномен русской культуры

Черепова Татьяна Игоревна
В статье рассматриваются становление и развитие понятия «нравственная философия» в контексте русской философской культуры.
Читать PDF
257.85 кб

Феномен нравственной культуры российского офицерства

Кердан А. Б.
Читать PDF
598.51 кб

Отражение нравственной культуры в мифологии Вьетнама

Роговцева А. В.
Читать PDF
94.34 кб

Нравственно-оценочный компонент политической культуры

Ишманова Г. Д.
Политическая культура сложное по своей внутренней структуре образование. Она включает в себя познавательный, нравственно оценочный, поведенческий элементы.
Читать PDF
409.78 кб

Нравственная культура как ценностно-смысловая система

Яркова Елена Николаевна
Предложена оригинальная типология нравственной культуры как ценностно-смысловой системы.
Читать PDF
148.04 кб

Нравственная культура в правоохранительной деятельности

Попов Д. Е.
В статье рассматриваются позиции охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Основными методами, через посредство которых правоохранительные органы осуществляют свою деятельность, являются профилактика правонарушений (т.
Читать PDF
270.23 кб

Социальные реформы и нравственная культура студенчества

Гришин Евгений Евгениевич
Любые социальные сдвиги в обществе непосредственно отражаются на нравственном состоянии общества. Этот процесс наиболее ярко заметен в отношении молодежи.

Похожие термины:

  • НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

    характеристика нравственного развития личности, которая под воздействием различных факторов (жизненный опыт, трудовая деятельность, воспитание, влияние искусства, собственное стремление к само