КУЛЬТУРА НАЦИОНАЛЬНАЯ
Национальная культура
совокупность обыденных и специализированных областей культуры национальной общности.
Источник: Человек и общество. Культурология
Национальная культура
выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества, нации. Характеризуется единством территории, государственностью, общностью экономической жизни.
Источник: Словарь по культурологии
Национальная культура
полиэтническая культура страны или государства, базирующаяся на письменной традиции, профессиональной литературе, искусстве, открытая для внешних влияний, но сохраняющая при этом этническую самобытность. Характеризуется доминированием общенациональных стандартов при снижении сословной дифференциации.
Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.
Национальная культура
выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества, нации. Характеризуется единством территории, государственностью, общностью экономической жизни. совокупность обыденных и специализированных областей культуры национальной общности, представляет собой социальную, территориальную, экономическую, лингвистическую общность людей, имеет сложную социальную структуру и государственно-политическую организацию.
КУЛЬТУРА НАЦИОНАЛЬНАЯ
одно из базовых понятий, являющееся общим для целого ряда наук (культурологии, этнологии, истории, культурной антропологии и др.), использующих отдельные его срезы. В широком смысле К. н. — культура национальной общности, специфический тип групповой культуры. В марксистско-ленинской традиции под К. н. понималась культура нации — конкретно-исторической общности, обладающей внутренней классовой противоречивостью. В современной науке субъектом К. н. полагают народ (этнос), а понятия К. н. и культура этническая зачастую отождествляются. В основе формирования К. н. лежит опыт совместного проживания людей на смежной территории и общность хозяйственной деятельности, на базе которых складываются общие черты (язык, образ жизни, бытовая культура, система представлений и т. д.), аккумулируется культурно-исторический опыт народа, формируются его ценности и идеалы. К. н. представляет собой некоторую функциональную структуру, скрепляющую данное общество, предохраняющую его от распада и способствующую адаптации членов общества к внешнему окружению. Соционормативная структура К. н. обеспечивает координацию поведения и деятельности людей, объединенных в рамках данной общности. В этнографии К. н. традиционно считалась этническим признаком, по к-рому определялась этническая принадлежность отдельного индивида. Л. П. Алексеевская
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
совокупность результатов духовной, практической деятельности, система ценностей, норм и образцов поведения, существующих и развивающихся на основе самобытных конкретно-исторических и биосоциальных, этнических особенностей жизни отдельного народа или группы исторически близких народов. Общемировоззренческой основой Н. к. является национализм, а в духовной сфере, в области художественного творчества и языка Н. к. ориентирована на традиции и наследие прошлого. Конкретные формы проявления и развития Н. к. могут быть различны: в обществе с этнически однородным населением Н. к. по существу является культурой всего народа. В многонациональных государствах, к каким, напр., относится Россия, под Н. к. понимается культура каждого из населяющих ее народов. Н. к. является важнейшим и одним из самых мощных факторов общности и суверенности народа, способствующих формированию национального самосознания, утверждающего самоценность, специфичность и первородство исконных для этого народа идеалов, явлений культуры, интересов и потребностей. Н. к. создает то ближайшее социокультурное пространство, в пределах которого происходит формирование, воспитание и социализация человека, признающего национальность одной из своих базовых характеристик. Именно самобытность и специфика любой Н. к. создает условия для развития неповторимых индивидуальных качеств личности, благодаря которым он способен внести свой вклад в общенациональное и мировое социокультурное развитие. Наряду с этим в разные исторические эпохи отдельные виды Н. к. приобретали решающее влияние на жизнь не только отдельных групп людей, но и всего сообщества. Таково, напр., значение формирования национальных языков в истории большинства современных многоэтнических государств. В частности, христианство стало той культурно-исторической силой, которая помогла формированию дневнерусского государства, а в Западной Европе, согласно исследованиям М. Вебера (1864—1920), этика протестантизма определила пути развития современной капиталистической цивилизации. Поэтому, учитывая большую историческую роль Н. к. в жизни отдельного человека и целых стран, теоретики евразийства и другие русские философы ХХ в. твердо придерживались постулата о том, что «культура всегда имеет национальный характер и национальные корни» (Н.А. Бердяев). Между тем для современной цивилизации решение проблемы Н. к. должно быть связано с осознанием все нарастающего значения интеграционных процессов и их всеобъемлющего влияния на культурную жизнь отдельных стран и народов. Ни один народ, ни одна нация не могут ныне полноценно существовать без приобщения к мировой культуре, и каждая Н. к., если она останется изолированной и замкнутой в себе, не сможет подготовить человека к участию в общемировых культурных и социальных процессах. Наряду с этим судьбы Н. к. находятся в зависимости от неблагоприятного нивелирующего воздействия современной техногенной цивилизации и массовой культуры на культурную жизнь отдельных народов и стран. В этих условиях большое значение приобретают гуманитарные аспекты Н. к., сохранение традиций и нравственных устоев, освоение духовного наследия, изучение национальной истории, развитие языка, художественного творчества и национальных видов искусства. Естественно, что обсуждение проблем Н. к. происходит в русле формирования современных концепций развития нации. Наряду с традиционной теорией формирования нации и Н. к. в тесной связи с развитием государства, русским социологом П.А. Сорокиным (1889—1968) предложено рассматривать их как «многосвязные» системы, которые «объединены в этническое целое общими интересами, ценностями, правами или этническими связями, отличающимися от связей внутри государства и происходящими от принадлежности к одной этнической группе с общим языком и культурными ценностями, выработанными и созданными их предшественниками, а также их совместной деятельностью и историческим прошлым». В настоящее время перспективы развития Н. к. определяются концепцией культурного плюрализма и взаимодействия, т.е. обеспечения равных условий для дальнейшего развития каждой из Н. к. в общих пределах мировой цивилизации.