КУЛЬТУРА И ЭТИКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

«КУЛЬТУРА И ЭТИКА»
Kultur und Ethik.Munch.-Bem, 1923) — основное философское произведение А. Швейцера. Является второй по порядку и основной по содержанию частью обширного труда «Философия культуры». В первой части «Упадок и возрождение культуры» (также опубликована в 1923, обычно печатается вместе с «Культурой и этикой») Швейцер связывает кризис европейской культуры с превалированием материального прогресса над духовным, общества над индивидом; основную причину упадка он видит в утрате этических идеалов. «Культура и этика» состоит из двадцати двух глав. В первых четырех главах Швейцер анализирует связь культуры, мировоззрения и этики и приходит к выводу, что «среди сил, формирующих действительность, нравственность является первой» (гл. 3. М., 1973, с. 115), а усилия мышления постичь эту силу сводятся к поиску основного — нравственного — принципа (закона), который должен быть глубоким, всеохватывающим и одновременно элементарным. Значительную часть работы составляет очерк европейской этики. Классифицируя различные этические учения по способу разрешения в них проблемы нравственной основы мировоззрения и культуры, Швейцер выделяет три варианта этики: 1) этика разумного удовольствия, свойственная античному мышлению; оценивается как совершенно неудовлетворительная, т. к. она игнорирует существенный для морали факт самоотречения; 2) этика самоотречения, получившая развитие в Новое время; ее основной недостаток связан с неспособностью объяснить, почему индивид жертвует собой ради других; 3) этика самосовершенствования, представленная именами Платона, Спинозы, Фихте, Шопенгауэра и др.; была ближе всех к истине, однако не смогла раскрыть нравственную основу самосовершенствования. Отрицательные результаты этических исканий, по мнению Швейцера, связаны с тем, что философы ошибочно ставили этику в зависимость от гносеологии, видели в морали продолжение естественного процесса в человеке и рассматривали ее как выражение общественной воли. В последних двух главах труда излагается собственное жизнеучение Швейцера — этика благоговения перед жизнью. Не ограничиваясь взаимоотношениями людей, Швейцер утверждает ответственность за все, что живет, рассматривая в качестве морального зла всякий вред жизни (даже сорванный полевой цветок); его этическое учение драматизирует существование человека непризнанием «взаимной компенсации этики и необходимости» и тезисом о том, что чистая совесть является изобретением дьявола.
Рус. пер. (Н. А. Захарченко, Г. В. Колшанского): 1973; см. также в кн.: Благоговение перед жизнью, 1992.
А. А. Гусейнов

Источник: Новая философская энциклопедия

КУЛЬТУРА И ЭТИКА
(«Kultur und Ethik») - основное философское произведение А.Швейцера. Опубликовано в 1923; рус. издание (в пер. Н.А.Захарченко, Г.В.Колшанского) — 1973. «К. и э.» является второй по порядку и основной по содержанию частью обширного труда «Философия культуры». Первая часть — «Упадок и возрождение культуры» была опубликована в 1923, обычно печатается вместе с «К. и э.» и составляет с ней единое целое; в ней Швейцер фиксирует глубокий упадок европейской культуры, выразившийся в господстве материального прогресса над духовным, общества над индивидом и обусловивший всю социальную и душевную неустроенность жизни; его основная причина — утеря этических идеалов. «К. и э.» состоит из двадцати двух глав.
В первых четырех главах Швейцер анализирует связь культуры, мировоззрения и этики и приходит к выводу, что «среди сил, формирующих действительность, нравственность является первой», а усилия мышления постичь эту силу сводятся к поиску заложенного в нем основного принципа (закона) нравственного, к-рый должен быть глубоким, всеохватывающим и одновременно элементарным, непосредственно вовлекающим человека в противоречие с миром. Основная часть работы - очерк европейской этики, составленный под углом зрения того, как она решала основную проблему нравственной основы мировоззрения и культуры. Швейцер выделяет три варианта этики: этику разумного удовольствия — она была свойственна античному мышлению и совершенно неудовлетворительна, ибо игнорирует существенный для морали факт самоотречения; этику самоотречения — она получила развитие в Новое время, ее основной недостаток связан с неспособностью объяснить причину того, почему индивид жертвует собой ради других; этику самосовершенствования, представленную именами Платона, Б.Спинозы, И.Г.Фихтс, А.Шопенгауэра и др., она была ближе всех к истине, но также не смогла раскрыть нравственную основу самосовершенствования. Отрицательные результаты истории этики были, по мнению Швейцера, связаны с тем, что философы ошибочно ставили этику в зависимость от гносеологии, видели в морали продолжение естественного процесса в человеке и рассматривали ее как выражение общественной воли.
В последних двух главах излагается собственное жизнеучение Швейцера — этика благоговения перед жизнью. Этика Швейцера не ограничивается взаимоотношениями людей, она утверждает безграничную ответственность за все, что живет, рассматривая всякий вред жизни, даже сорванный полевой цветок, в качестве морального зла, она драматизирует существование человека, не признает «взаимной компенсации этики и необходимости» и считает, что чистая совесть является изобретением дьявола. Лит.: Kultur und Ethik. Kulturphilosophie. Zweiter Teil // Ausgewiihlte V&rke in fiinf Banden. Berlin: Union \ferlag, 1971. B. 2; Швейцер А. Культура и этика. Философия культуры [II] // Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. Л.А.Гусейнов

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
79.05 кб

Живая Этика и Культура

Бузина Лариса Васильевна
В статье отражено, что Культура дает человеку фундамент его мировоззрения, кует в нем стремление к развитию и самосовершенствованию, Культура есть синтез искусства, науки и религии.
Читать PDF
388.89 кб

Наука: этика и культура

Тульчинский Г.Л.
Обычно вклад науки в развитие цивилизации связывают с научнотехническим развитием. Менее очевиден, но не менее важен вклад науки в нравственную и даже политическую культуру толерантности.
Читать PDF
330.70 кб

Минимализм как этика цифровой культуры

Гасилин Андрей Викторович
Объектом данного исследования являются антропологические трансформации в условиях сетевых медиа, предметом этика сетевого взаимодействия, утверждаемая в рамках интернет-движения американских блогеров-минималистов.
Читать PDF
189.99 кб

Живая этика и новая парадигма культуры

Соколов Владислав Георгиевич
Новая парадигма культуры в философском и научном наследии Е.И.Рерих и Н.К.Рериха, в трудах Л.В.Шапошниковой. Концепция культуры в Живой Этике. Космичность природы культуры. Законы Космоса в приложении к культуре.
Читать PDF
273.85 кб

Этика в современной философии и культуре

Надточий Игорь Олегович
В статье анализируется состояние современной философии и культуры, которые характеризуются хаосом и размытостью своих смысловых начал.
Читать PDF
229.21 кб

Этика власти в пространстве политической культуры

Рыбаков Андрей Вячеславович
Читать PDF
56.65 кб

Живая Этика: проблема ее статуса в современной культуре

Никулина Юлия Владимировна
Статус учения Живой Этики в современной культуре. Живая Этика как философское учение о мироздании; особенности космической эволюции человечества. Роль наследия семьи Рерихов в духовном возрождении человечества.
Читать PDF
114.06 кб

Профессиональная этика в контексте национальной культуры

Протанская Елена Сергеевна
Профессиональная этика рассматривается среди условий конкурентоспособности нации как показатель нравственного климата общества.
Читать PDF
359.74 кб

Профессиональная этика военного и организационная культура

Варшавский Максим Романович
В формировании профессиональной корпоративной военной этики огромное значение играют исторические и боевые традиции, воинские ритуалы.
Читать PDF
208.01 кб

Профессиональная этика военного и организационная культура

Варшавский Максим Романович
В формировании профессиональной корпоративной военной этики огромное значение играют исторические и боевые традиции, воинские ритуалы.
Читать PDF
361.25 кб

Управленческая культура и этика публичных служащих в России

Шалагинов Юрий Анатольевич
Рассматриваются вопросы развития управленческой культуры современной российской публичной службы. Выделены уровни анализа системы управленческой культуры публичной власти, тенденции изменений культуры данной социальной группы
Читать PDF
326.34 кб

Исламская этика в книжной культуре мусульман Волго-Уральского региона

Сафиуллина Аль Анси Резеда Рифовна
Статья посвящена одной из основных шариатских наук, раскрывающих духовную сторону религии, этике, которая, наряду с акидой и фикхом, занимала важное место в системе исламских знаний и в книжной традиции татарского народа.
Читать PDF
86.10 кб

Живая Этика в системе «Космическая эволюция – метаистория – культура»

Соколов Г. В.
Система важнейших составляющих творческого импульса космической эволюции. Понятие метаистории и ее взаимосвязь с земным историческим процессом.
Читать PDF
146.32 кб

Живая Этика в системе «космическая эволюция – метаистория – культура»

Соколов В. Г.
Место человека в энергетической структуре Мироздания; связь человека с творческими ритмами Макрокосма. Система воздействия космической эволюции на человечество.
Читать PDF
111.90 кб

Этика И. Канта и проблематика воспитания нравственной культуры учащихся

Суслова И.Б.
Статья представляет собой попытку этико-педагогической интерпретации мотивов моральной философии И. Канта, в частности, его размышлений о долге человека перед самим собой.

Похожие термины:

  • А.Швейцер: Этика - основа культуры

    Европейская культура, по мнению А. Швейцера, находится в глубоком кризисе. Основные формы проявления этого кризиса - господство материального над духовным, общества над индивидом. Материальный пр