Kultur und Ethik.Munch.-Bem, 1923) — основное философское произведение А. Швейцера. Является второй по порядку и основной по содержанию частью обширного труда «Философия культуры». В первой части «Упадок и возрождение культуры» (также опубликована в 1923, обычно печатается вместе с «Культурой и этикой») Швейцер связывает кризис европейской культуры с превалированием материального прогресса над духовным, общества над индивидом; основную причину упадка он видит в утрате этических идеалов. «Культура и этика» состоит из двадцати двух глав. В первых четырех главах Швейцер анализирует связь культуры, мировоззрения и этики и приходит к выводу, что «среди сил, формирующих действительность, нравственность является первой» (гл. 3. М., 1973, с. 115), а усилия мышления постичь эту силу сводятся к поиску основного — нравственного — принципа (закона), который должен быть глубоким, всеохватывающим и одновременно элементарным. Значительную часть работы составляет очерк европейской этики. Классифицируя различные этические учения по способу разрешения в них проблемы нравственной основы мировоззрения и культуры, Швейцер выделяет три варианта этики: 1) этика разумного удовольствия, свойственная античному мышлению; оценивается как совершенно неудовлетворительная, т. к. она игнорирует существенный для морали факт самоотречения; 2) этика самоотречения, получившая развитие в Новое время; ее основной недостаток связан с неспособностью объяснить, почему индивид жертвует собой ради других; 3) этика самосовершенствования, представленная именами Платона, Спинозы, Фихте, Шопенгауэра и др.; была ближе всех к истине, однако не смогла раскрыть нравственную основу самосовершенствования. Отрицательные результаты этических исканий, по мнению Швейцера, связаны с тем, что философы ошибочно ставили этику в зависимость от гносеологии, видели в морали продолжение естественного процесса в человеке и рассматривали ее как выражение общественной воли. В последних двух главах труда излагается собственное жизнеучение Швейцера — этика благоговения перед жизнью. Не ограничиваясь взаимоотношениями людей, Швейцер утверждает ответственность за все, что живет, рассматривая в качестве морального зла всякий вред жизни (даже сорванный полевой цветок); его этическое учение драматизирует существование человека непризнанием «взаимной компенсации этики и необходимости» и тезисом о том, что чистая совесть является изобретением дьявола.
Рус. пер. (Н. А. Захарченко, Г. В. Колшанского): 1973; см. также в кн.: Благоговение перед жизнью, 1992.
А. А. Гусейнов
КУЛЬТУРА И ЭТИКА
«КУЛЬТУРА И ЭТИКА»
Источник: Новая философская энциклопедия
КУЛЬТУРА И ЭТИКА
(«Kultur und Ethik») - основное философское произведение А.Швейцера. Опубликовано в 1923; рус. издание (в пер. Н.А.Захарченко, Г.В.Колшанского) — 1973. «К. и э.» является второй по порядку и основной по содержанию частью обширного труда «Философия культуры». Первая часть — «Упадок и возрождение культуры» была опубликована в 1923, обычно печатается вместе с «К. и э.» и составляет с ней единое целое; в ней Швейцер фиксирует глубокий упадок европейской культуры, выразившийся в господстве материального прогресса над духовным, общества над индивидом и обусловивший всю социальную и душевную неустроенность жизни; его основная причина — утеря этических идеалов. «К. и э.» состоит из двадцати двух глав.
В первых четырех главах Швейцер анализирует связь культуры, мировоззрения и этики и приходит к выводу, что «среди сил, формирующих действительность, нравственность является первой», а усилия мышления постичь эту силу сводятся к поиску заложенного в нем основного принципа (закона) нравственного, к-рый должен быть глубоким, всеохватывающим и одновременно элементарным, непосредственно вовлекающим человека в противоречие с миром. Основная часть работы - очерк европейской этики, составленный под углом зрения того, как она решала основную проблему нравственной основы мировоззрения и культуры. Швейцер выделяет три варианта этики: этику разумного удовольствия — она была свойственна античному мышлению и совершенно неудовлетворительна, ибо игнорирует существенный для морали факт самоотречения; этику самоотречения — она получила развитие в Новое время, ее основной недостаток связан с неспособностью объяснить причину того, почему индивид жертвует собой ради других; этику самосовершенствования, представленную именами Платона, Б.Спинозы, И.Г.Фихтс, А.Шопенгауэра и др., она была ближе всех к истине, но также не смогла раскрыть нравственную основу самосовершенствования. Отрицательные результаты истории этики были, по мнению Швейцера, связаны с тем, что философы ошибочно ставили этику в зависимость от гносеологии, видели в морали продолжение естественного процесса в человеке и рассматривали ее как выражение общественной воли.
В последних двух главах излагается собственное жизнеучение Швейцера — этика благоговения перед жизнью. Этика Швейцера не ограничивается взаимоотношениями людей, она утверждает безграничную ответственность за все, что живет, рассматривая всякий вред жизни, даже сорванный полевой цветок, в качестве морального зла, она драматизирует существование человека, не признает «взаимной компенсации этики и необходимости» и считает, что чистая совесть является изобретением дьявола. Лит.: Kultur und Ethik. Kulturphilosophie. Zweiter Teil // Ausgewiihlte V&rke in fiinf Banden. Berlin: Union \ferlag, 1971. B. 2; Швейцер А. Культура и этика. Философия культуры [II] // Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. Л.А.Гусейнов
В первых четырех главах Швейцер анализирует связь культуры, мировоззрения и этики и приходит к выводу, что «среди сил, формирующих действительность, нравственность является первой», а усилия мышления постичь эту силу сводятся к поиску заложенного в нем основного принципа (закона) нравственного, к-рый должен быть глубоким, всеохватывающим и одновременно элементарным, непосредственно вовлекающим человека в противоречие с миром. Основная часть работы - очерк европейской этики, составленный под углом зрения того, как она решала основную проблему нравственной основы мировоззрения и культуры. Швейцер выделяет три варианта этики: этику разумного удовольствия — она была свойственна античному мышлению и совершенно неудовлетворительна, ибо игнорирует существенный для морали факт самоотречения; этику самоотречения — она получила развитие в Новое время, ее основной недостаток связан с неспособностью объяснить причину того, почему индивид жертвует собой ради других; этику самосовершенствования, представленную именами Платона, Б.Спинозы, И.Г.Фихтс, А.Шопенгауэра и др., она была ближе всех к истине, но также не смогла раскрыть нравственную основу самосовершенствования. Отрицательные результаты истории этики были, по мнению Швейцера, связаны с тем, что философы ошибочно ставили этику в зависимость от гносеологии, видели в морали продолжение естественного процесса в человеке и рассматривали ее как выражение общественной воли.
В последних двух главах излагается собственное жизнеучение Швейцера — этика благоговения перед жизнью. Этика Швейцера не ограничивается взаимоотношениями людей, она утверждает безграничную ответственность за все, что живет, рассматривая всякий вред жизни, даже сорванный полевой цветок, в качестве морального зла, она драматизирует существование человека, не признает «взаимной компенсации этики и необходимости» и считает, что чистая совесть является изобретением дьявола. Лит.: Kultur und Ethik. Kulturphilosophie. Zweiter Teil // Ausgewiihlte V&rke in fiinf Banden. Berlin: Union \ferlag, 1971. B. 2; Швейцер А. Культура и этика. Философия культуры [II] // Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. Л.А.Гусейнов
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001