КУЛЬТУРА АНТИЧНАЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Античная культура
культура Древней Греции и Древнего Рима 1 тыс. до н.э. – 5 в.н.э. Характерные черты – рационализм, эмоционально-эстетическое восприятие, логика, агональность (состязательность), особое отношение к мифологии, идеология патриотизма. Противоречия античной культуры: 1) чувства и разум; 2) судьба и борьба; 3) социальность и индивидуальность.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

Античная культура
целостное образование, охватывающее все ее исторические формы общественного сознания — политику и право, мифологию и религию, науку, философию и искусство. Географические рамки - территория Древней Греции и Рима, хронологические - от истоков крито-микенской культуры (рубеж III- II тыс. до н. э.) до кризиса Римской империи в III в. н. э., положившего начало переходу к христианской культуре.. Однако воздействие античной культуры на мировую (прежде всего европейскую) выходит далеко за эти пределы, что говорит об исторической специфике особого типа культуры, обладающей характерной парадигматической функцией. Охарактеризовать античную культуру - значило бы показать ее основные черты и особенности, которые, хотя она трансформировалась и модифицировалась на протяжении многих веков, постоянно сохранялись и воспроизводились. Главная из них состоит в том, что античная культура вырастает и развивается на основе городской (полисной) социальной и духовной жизни.

Источник: Человек и общество. Культурология

КУЛЬТУРА АНТИЧНАЯ
Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Однако особую роль исследователи отводят античной (греческой и римской) культуре, чья литература, искусство и философия стали отправной точкой в развитии последующей (европейской) культуры, оказали большое влияние на другие культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы — меру всех вещей. В целом для античной культуры характерен рациональный (теоретичный) подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие” стройная логика, индивидуальное своеобразие в решении тех или иных проблем. Этим Древняя Греция отличалась от Востока, где развитие культуры протекало, в основном, в форме комментирования древних учений, ставших каноническими, увековечивания традиций. У истоков греческой культуры стоят Крит и Микены, чью культуру еще нельзя считать водоразделом между древним Востоком и Западом. Более того, ха рактерная для этой эпохи (2 тысячелетие до н. э.) так называемая “дворцовая” культура сближает ее с восточными прототипами: наблюдается та же централизация хозяйственной, религиозной и военно-политической жизни, что и в культуре Египта, наличие жреческого сословия и мощной бюрократии, где ключевой выступает фигура писца и пирамиду власти венчает царь-жрец. Крушение централизованных систем Крита и Микен развязало руки родовой знати — басилеям в их борьбе за славу, доблести и богатство. Их подвиги воспевались в поэме Гомера “Илиада”, возвращение самого “интеллектуального” греческого героя Одиссея домой, на Итаку — в “Одиссее”. Своеобразие гомеровской эпохи (XI-IX вв. до н. э.) состоит в том, что основной вектор развития культуры направлен не на родовые, а на индивидуальные нормы культуры. Поведение героев Гомера резко индивидуализировано, основная ценность — воинская доблесть (“арете”), ее достижение регламентируется “героическим кодексом”, приводит к славе, вслед за которой идет чествование — соответствующее положение в обществе и сопутствующее ему богатство. Основной формой общественного контроля выступает “культура стыда” — непосредственно осуждающая реакция народа на отступление героя от нормы. Формируется рациональная ориентация поведения, его обоснование и соответствующее самосознание. Боги расцениваются как часть природы, человек, поклоняясь богам, может и должен строить с ними отношения рационально. Гомеровская эпоха демонстрирует состязательность (“агон”) как норму культуротворчества и закладывает агональный фундамент всей европейской культуры. Последующая, архаическая эпоха (VIII-VI вв. до н. э.) демонстрирует результат нового типа общественных связей — закон (“номос”) как безличную правовую норму, равнообязательную для всех. Формируется полис (город-государство), в котором каждый полноправный гражданин — собственник и политик, выражающий частные интересы через поддержание общественных. Равное положение граждан перед законом вводит механизм ограничения в агональную культуру: на первый план выдвигаются мирные добродетели (“справедливость”, “рассудительность”, “благочестие”), а необходимость поддержания общего блага ставит граждан в позицию принудительного социального творчества. Новый социальный и природный порядок регулируется нормами космической компенсации и меры и подлежит рациональному осмыслению в различных натурфилософских системах. Эпоха классики (V-IV вв. до н. э.) — кратковременный взлет греческого гения во всех областях культуры: искусстве, архитектуре, литературе, философии и науке. Эпоха подготовлена накопленным эффектом самосознания (победа греков над персами, осознание преимуществ закона перед произволом и деспотизмом), формируется представление о человеке как самостоятельной (автаркичной) личности, закон приобретает характер рациональной правовой идеи, подлежащей обсуждению. Воспеваются достижения человека, общественная жизнь служит саморазвитию личности (эпоха Перикла). В то же время начинают осознаваться проблемы человеческой индивидуальности (политика софистов и Сократа), перед греками открывается бездна проблемы бессознательного (иррационального), которую классическая культура Греции пытается компенсировать рациональной системой обоснования онтологической безопасности (Платон, Аристотель). Проблемы атараксии (невозмутимость души) и личного спасения — последнее “прости”, послание Древней Греции Европе в эпоху эллинизма (конец IV-I вв. до н. э.), ликвидировавшего самостоятельность греческих полисов. Г. В. Драч

Источник: Культурология: краткий тематический словарь

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
культура греко-римской древности, охватывающая период от VIII в. до н.э. до III в. н.э., времени окончательного кризиса Римской империи и распространения христианства. Наряду с Китаем и Индией древний греко-римский мир стал одним из величайших очагов мировой культуры, общепризнанной колыбелью европейской цивилизации, а его культура — отправной точкой развития современной западной философии, науки и искусства. В истории западноевропейской мысли существует длительная традиция рассмотрения греко-римской античности в качестве некоего недостижимого образца в области культуры и искусства, воплощающего навсегда ушедший прекрасный период «детства человечества». В частности, в ХVIII в., в эпоху классицизма, позднегреческое и римское искусство оценивалось как вечная норма истинно художественного творчества. В свою очередь, эпоха Просвещения выделяла политическое и гражданское содержание греко-римской цивилизации, ставшее образцом республиканизма и торжества общественных добродетелей. В поздний период Просвещения в Германии и в России 1-й пол. ХIХ в. особенно подчеркивались эстетические и гуманистические стороны античного идеала: античность трактовалась как мир красоты, величия, гармонии и человечности. При создании различных типов классификаций искусства и определении исторических этапов развития мировой художественной культуры одно из важнейших мест отводилось античной культуре. Так, напр., выдающийся немецкий философ Г.В.Ф. Гегель определял античное искусство как классическое, т.к. содержание произведения тогда имело свою адекватную форму или образ, выражавшие свободную индивидуальную духовность. В то же время в культурологии существует проблема пересмотра этого традиционного отношения к античному наследию. Наиболее последовательным противником признания античности образцом и источником всего западноевропейского развития был известный немецкий философ О. Шпенглер, который в своем труде «Закат Европы» (1918—1922) назвал «предрассудком» идею о том, что античность родственна западному миру Нового времени. По его мнению, европейские интеллектуалы и деятели культуры не способны быть учениками и продолжателями античной традиции, но лишь ее поклонниками, обреченными выделять лишь тот кусок или отрезок античной культуры, который наиболее соответствует их пристрастиям и личным намерениям. В действительности А. к. представляет собой неповторимое и целостное явление, в ее пределах были очерчены контуры и впервые разработаны основные компоненты и особенности современной культуры: политика, право, государственность, законодательство, наука (математика, физика, астрономия, медицина), философия, искусство (эпос, лирика, драма и театр, скульптура, живопись, музыка), архитектура, филология, эстетика, историография. Тем самым греко-римская культура положила начало самостоятельному и самобытному развитию западного типа цивилизации. Развитие греческой цивилизации носило характер общекультурного переворота, означавшего окончание эпохи варварства, она стала образцом письменной культуры, утверждавшей авторитет человеческого разума, знания и духовного мира, которые оказались связаны с понятиями воспитания, образованности, обучения. На этой основе в греческой цивилизации произошло открытие человека как «меры всех вещей», основанное на идее о гражданине полиса, обладающего свободой, правом выбора и физическим совершенством. Это нашло воплощение в категории калокагатии (от греч. calos — прекрасный и agathos — нравственно совершеннный), заключающей в себе мысль о гармонии внешнего и внутреннего, что выражает красоту человека. Одновременно А. к. основана на живом понимании и чувстве единства человека с обозримым Космосом (по Пифагору — «строем», «порядком»). Человек и мир в греческой цивилизации — «это зеркала, поставленные друг против друга и взаимно читающие одно в другом» (А. Боннар). Античность живет идеей совершенного человека и упорядоченного мирового целого, существующих по законам красоты, меры и гармонии. Все это нашло свое выражение в учении пифагорейцев о числе и числовых отношениях, в философии Платона и эстетике. В свою очередь, гражданский, публичный характер идеала античного человека проявился в принципе состязательности, который создавал неповторимый духовный климат и по-разному раскрылся в полисной демократии, практике Олимпийских игр, театральных зрелищах и драме, ораторском искусстве. Доверие к человеческому разуму и духовной сфере было основано на небывалой полноте их проявлений: от иррациональной веры, мифологического, эстетического способа мышления до рационально-философской и научно-математической его форм и выработки законодательных правовых основ поведения гражданина. В результате в эпоху античности зародилась важнейшая для мировой духовной культуры идея гуманизма: «представление о человеке как наивысшей ценности, как о носителе всех основ общественной жизни, как о творце культуры» (Н.И. Конрад). Громадное значение для последующих эпох развития человечества имело становление античной философии, которая утвердилась как специфическая форма познания на разумно-логической аргументированной основе (Логосе). Наряду с этим эпоха греко-римской античности, заложив основы развития литературы, театра, скульптуры, живописи, музыки, архитектуры, риторики, рассматривала их как специфические виды деятельности, непосредственно связанные с жизнью человека в единстве их утилитарного, прикладного и духовно-эстетического значения. Это выразилось в одном из центральных понятий античной эстетики — катарсисе (от греч. katharsis — очищение), которое обозначает важнейшие моменты благотворного эстетического воздействия искусства (напр., музыки, драмы) на человека. Тем самым в А. к. сложилась современная система видов искусства, воплощающих сущностные потребности человека и утверждающих высокий авторитет художественной культуры. Все это подкрепляется громадным воздействием греко-римской мифологии и искусства на художественную культуру Европы и России последующих исторических эпох. Образы богов, героев мифологии и античных художественных произведений, сюжеты и образцы жанров нашли широчайшее распространение в поэзии, живописи, драме и театре, опере, скульптуре многих стран на протяжении всей истории западной культуры вплоть до ХХ в. В греко-римской античности были заложены основы книжной, научной культуры западного мира: греческий и латинский языки стали не только языками литературных и исторических сочинений, ораторского искусства, но и категориальным аппаратом научного знания и образованности, к которым нужно приобщаться в специальных учебных заведениях — университетах. В римский период сама наука стала рассматриваться не только теоретически, но как дисциплина, ориентированная на просвещение, воспитание, а книжная культура стала включать в себя систематизацию, накопление, хранение и передачу знаний. В результате тесное и благотворное взаимодействие в эпоху античности восточных, греческих и римских элементов культуры создали то, что принято называть европейской цивилизацией.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
4.31 мб

Культурная революция античного мира

Николай Николаевич Кожевников, Вера Софроновна Данилова
Читать PDF
299.66 кб

Л.К. КРУГЛОВА. АНТИЧНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ

Э. Ж.
Читать PDF
3.97 мб

Восприятие радуги в античной культуре

Данилов Евгений Сергеевич
В статье анализируются сведения античной нарративной традиции о радуге (arcus, iris). Перечисляются мнения древних поэтов, мифографов и историков.
Читать PDF
340.16 кб

Женщины в библейской и античной культурах

Правда Вера Леонидовна
Проводится сравнительный анализ статуса и образа женщины в античной и библейской культурах.
Читать PDF
229.33 кб

Античность и современность: диалог культур

Дылыкова Ципилма Дугдамовна
В статье рассматривается возможность использования уникального античного наследия как средства взаимообогащения культур, связь античности и современности через переосмысление и переработку античного мифа способствует пониманию нас
Читать PDF
161.77 кб

До проблеми світовідчуття античної культури

Гаєвська С. Р.
В статті автор виходить із відомого положення про те, що справжні зразки мислительної культури знаходимо в античності, а корені цього феномену глибоко пов’язані з рівнем світовідчуття в цілому.
Читать PDF
113.42 кб

Представление о культуре в эпоху античности

Петров Юрий Владимирович
Рассматривается понимание культуры в Античности. Античная культура строится на системе классического образования в форме пайдейи.
Читать PDF
591.62 кб

Человек и судьба в зеркале Античной культуры

Пятилетова Людмила Владимировна, Панагушина Юлия Сергеевна
Статья посвящена вопросу (человеческой) судьбы: рассматриваются две конкурирующие антагонистические трактовки судьбы.
Читать PDF
60.59 кб

Русская античность как историко-культурный феномен

Афанасьева Елена Юрьевна
В статье представлена русская античность как уникальный феномен, повлиявший на облик отечественной культуры на протяжении всей ее истории, дана комплексная характеристика культуры древних славян через выявление системы мировоззрен
Читать PDF
695.97 кб

Концепты бытности и сущности в культуре Античности

Шипилов Андрей Васильевич
На примере культуры Античности показано, что специфика культуры примитивного общества может быть описана с помощью понятия бытия, а культуры развитого общества с помощью понятия сущего.
Читать PDF
4.57 мб

КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО ДИАЛОГА ОТ СОКРАТА К АРИСТОТЕЛЮ

Попов Евгений Николаевич
В статье рассмотрена история становления культуры античного диалога от ранней его формы как искусства спора к осмыслению его эвристических возможностей как формы диалектической беседы, в которой вопрос важнее ответов.
Читать PDF
421.11 кб

Личность в культурном интерьере: античная классика

Драч Геннадий Владимирович
Автор статьи обращается к классической проблеме особенностей и характера античной личности.
Читать PDF
92.29 кб

АНТИЧНЫЕ ИДЕИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ XVI в.

Самойлова Мария Павловна
Статья посвящена анализу отечественных политических идей XVI в. и проблеме актуальности античного наследия для политического мировоззрения и политической практики эпохи.
Читать PDF
745.65 кб

Концептуализации загробной жизни в античной культуре

Розин Вадим Маркович
Статья посвящена систематизации известных концепций загробной жизни, имевших распространение в культурах античного мира, их представлений о посмертном существовании человека, его бессмертии и загробных возможностях, его судьбе пос
Читать PDF
121.72 кб

«Античный вопрос» в философской культурологии Ф. Ницше

Беляев Дмитрий Анатольевич
Анализируется специфика взглядов Ф. Ницше на культуру античной Греции, выясняется ее место в философско-культурологической концепции немецкого мыслителя с учетом его творческой эволюции.