КУЛЬТУРА 20 векаКУЛЬТУРА БУДДИСТСКАЯ

КУЛЬТУРА АНТИЧНАЯ

Найдено 2 определения термина КУЛЬТУРА АНТИЧНАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Античная культура

целостное образование, охватывающее все ее исторические формы общественного сознания — политику и право, мифологию и религию, науку, философию и искусство. Географические рамки - территория Древней Греции и Рима, хронологические - от истоков крито-микенской культуры (рубеж III- II тыс. до н. э.) до кризиса Римской империи в III в. н. э., положившего начало переходу к христианской культуре.. Однако воздействие античной культуры на мировую (прежде всего европейскую) выходит далеко за эти пределы, что говорит об исторической специфике особого типа культуры, обладающей характерной парадигматической функцией. Охарактеризовать античную культуру - значило бы показать ее основные черты и особенности, которые, хотя она трансформировалась и модифицировалась на протяжении многих веков, постоянно сохранялись и воспроизводились. Главная из них состоит в том, что античная культура вырастает и развивается на основе городской (полисной) социальной и духовной жизни.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Человек и общество. (Культурология) Словарь-справочник

КУЛЬТУРА АНТИЧНАЯ

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Однако особую роль исследователи отводят античной (греческой и римской) культуре, чья литература, искусство и философия стали отправной точкой в развитии последующей (европейской) культуры, оказали большое влияние на другие культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы — меру всех вещей. В целом для античной культуры характерен рациональный (теоретичный) подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие” стройная логика, индивидуальное своеобразие в решении тех или иных проблем. Этим Древняя Греция отличалась от Востока, где развитие культуры протекало, в основном, в форме комментирования древних учений, ставших каноническими, увековечивания традиций. У истоков греческой культуры стоят Крит и Микены, чью культуру еще нельзя считать водоразделом между древним Востоком и Западом. Более того, ха рактерная для этой эпохи (2 тысячелетие до н. э.) так называемая “дворцовая” культура сближает ее с восточными прототипами: наблюдается та же централизация хозяйственной, религиозной и военно-политической жизни, что и в культуре Египта, наличие жреческого сословия и мощной бюрократии, где ключевой выступает фигура писца и пирамиду власти венчает царь-жрец. Крушение централизованных систем Крита и Микен развязало руки родовой знати — басилеям в их борьбе за славу, доблести и богатство. Их подвиги воспевались в поэме Гомера “Илиада”, возвращение самого “интеллектуального” греческого героя Одиссея домой, на Итаку — в “Одиссее”. Своеобразие гомеровской эпохи (XI-IX вв. до н. э.) состоит в том, что основной вектор развития культуры направлен не на родовые, а на индивидуальные нормы культуры. Поведение героев Гомера резко индивидуализировано, основная ценность — воинская доблесть (“арете”), ее достижение регламентируется “героическим кодексом”, приводит к славе, вслед за которой идет чествование — соответствующее положение в обществе и сопутствующее ему богатство. Основной формой общественного контроля выступает “культура стыда” — непосредственно осуждающая реакция народа на отступление героя от нормы. Формируется рациональная ориентация поведения, его обоснование и соответствующее самосознание. Боги расцениваются как часть природы, человек, поклоняясь богам, может и должен строить с ними отношения рационально. Гомеровская эпоха демонстрирует состязательность (“агон”) как норму культуротворчества и закладывает агональный фундамент всей европейской культуры. Последующая, архаическая эпоха (VIII-VI вв. до н. э.) демонстрирует результат нового типа общественных связей — закон (“номос”) как безличную правовую норму, равнообязательную для всех. Формируется полис (город-государство), в котором каждый полноправный гражданин — собственник и политик, выражающий частные интересы через поддержание общественных. Равное положение граждан перед законом вводит механизм ограничения в агональную культуру: на первый план выдвигаются мирные добродетели (“справедливость”, “рассудительность”, “благочестие”), а необходимость поддержания общего блага ставит граждан в позицию принудительного социального творчества. Новый социальный и природный порядок регулируется нормами космической компенсации и меры и подлежит рациональному осмыслению в различных натурфилософских системах. Эпоха классики (V-IV вв. до н. э.) — кратковременный взлет греческого гения во всех областях культуры: искусстве, архитектуре, литературе, философии и науке. Эпоха подготовлена накопленным эффектом самосознания (победа греков над персами, осознание преимуществ закона перед произволом и деспотизмом), формируется представление о человеке как самостоятельной (автаркичной) личности, закон приобретает характер рациональной правовой идеи, подлежащей обсуждению. Воспеваются достижения человека, общественная жизнь служит саморазвитию личности (эпоха Перикла). В то же время начинают осознаваться проблемы человеческой индивидуальности (политика софистов и Сократа), перед греками открывается бездна проблемы бессознательного (иррационального), которую классическая культура Греции пытается компенсировать рациональной системой обоснования онтологической безопасности (Платон, Аристотель). Проблемы атараксии (невозмутимость души) и личного спасения — последнее “прости”, послание Древней Греции Европе в эпоху эллинизма (конец IV-I вв. до н. э.), ликвидировавшего самостоятельность греческих полисов. Г. В. Драч

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Культурология: краткий тематический словарь

Найдено схем по теме КУЛЬТУРА АНТИЧНАЯ — 0

Найдено научныех статей по теме КУЛЬТУРА АНТИЧНАЯ — 0

Найдено книг по теме КУЛЬТУРА АНТИЧНАЯ — 0

Найдено презентаций по теме КУЛЬТУРА АНТИЧНАЯ — 0

Найдено рефератов по теме КУЛЬТУРА АНТИЧНАЯ — 0