КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ
слепое преклонение перед авторитетом к.-л. деятеля, чрезмерное преувеличение его действительных заслуг, фетишизация исторической личности. Теоретическую основу К. л. составляет идеалистический и волюнтаристский взгляд на историю, согласно к-рому ход истории определяется не объективными законами, не деятельностью народных масс, а желаниями, волей великих людей (полководцев, героев, выдающихся идеологов и т. п.). Для различных школ идеализма характерна абсолютизация роли выдающихся личностей в истории (Волюнтаризм, Младогегельянцы, Народничество). По своей природе К. л. глубоко враждебен марксистскому учению, к-рое рассматривает роль личности руководителя в тесной связи с объективным ходом исторического процесса, деятельностью народных масс. Опыт даже самого гениального руководителя не может заменить коллективного опыта млн. людей. Марксизм осуждает всякий К. л. и суеверное преклонение перед авторитетами. На XX съезде КПСС (1956) были разоблачены и осуждены К. л. Сталина и связанные с ним деформации социализма, беззаконие и массовые репрессии, ставшие подлинной трагедией советского народа. В ходе перестройки разоблачение преступлений Сталина и его окружения было дополнено осуждением всей авторитарно-бюрократической системы, приведшей к ним. Устранение этой системы обеспечивается всемерным развитием демократии и гласности, построением правового государства.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Культ личности
слепое преклонение перед авторитетом к.-л. деятеля, чрезмерное преувеличение его действительных заслуг, фетишизация имени исторической личности. Теоретическую основу К. л. составляет идеалистический взгляд на историю, согласно к-рому ход истории определяется не объективными законами, не деятельностью народных масс, а желаниями, волей великих людей (полководцев, героев, выдающихся идеологов и т. п.). Для различных школ идеализма характерна абсолютизация роли выдающихся личностей в истории (Волюнтаризм, Карлейль, Младогегельянцы, Народничество). Марксистское учение рассматривает роль личности, руководителя в тесной связи с объективным ходом классовой борьбы, исторической деятельности народных масс. Опыт даже самого гениального руководителя не может заменить коллективного опыта млн. людей. К. л. глубоко враждебен марксизму-ленинизму, по самой своей природе являющемуся идеологией миллионных масс трудящихся, руками к-рых капиталистическое об-во преобразуется в коммунистическое. Поэтому КПСС с такой непримиримостью разоблачает господствовавший при жизни Сталина К. л., нанесший большой вред теории и практике социализма. Хотя К. л. Сталина не мог изменить природы социализма, тем не менее он был серьезнейшим тормозом развития советского об-ва. Борьба КПСС и ее ЦК против К. л. Сталина и его последствий создала условия для восстановления и развития ленинских норм жизни партии и Советского государства, для дальнейшего развития социалистической демократии. Коммунистическая партия исходит из того, что теория и практика К. л. мешает правильному воспитанию масс, тормозит рост их инициативы, ослабляет в каждом человеке чувство ответственности за общее дело (социалистической революции, строительства коммунизма), отрицательно сказывается на развитии коммунистической идеологии. На практике К. л. подрывает демократические устои коммунистических партий и социалистического об-ва. Успешная борьба с К. л. как в социалистическом об-ве, так и в коммунистических партиях может быть обеспечена только при всемерном развитии демократии, ленинских принципов государственного и партийного строительства.

Источник: Философский словарь. 1963

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ
глубоко чуждое марксизму-ленинизму возвеличивание роли политического деятеля, приписывание ему определяющего влияния на ход исторического процесса. К. л. противоречит материалистическому пониманию истории, согласно к-рому действительными творцами истории являются не «герои», а народ, трудящиеся массы. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин всегда решительно выступали против попыток привнести в рабочее движение идеологию и практику К. л., слепого возвеличивания пролетарских руководителей. Так, Маркс всегда подчеркивал свое отвращение «ко всякому культу личности», необходимость избегать всего того, что «содействует суеверному преклонению перед авторитетами» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 34, с. 241). Выступая против К. л., марксизм-ленинизм вместе с тем далек от недооценки роли руководителей, организаторов революционной борьбы. Без партии, без ее опытных, творческих и энергичных руководителей рабочий класс, трудящиеся массы не способны завоевать, удержать и укрепить свою власть, успешно продвигаться по пути созидания нового общества. В свою очередь руководители не могут эффективно выполнять свои функции, не опираясь на класс, массы, не неся ответственности за свои действия перед ними, находясь вне контроля выдвинувшей их партии.
Значительный период в истории Советского государства (кон. 20 — нач. 50-х гг.) был отмечен возникновением и утверждением культа И. В. Сталина, органически несовместимого с демократической сущностью социализма. К. л., конечно, не мог свернуть советский народ с пути Октября и социалистического строительства, но нанес делу создания нового общества и авторитету партии огромный ущерб, вызвал тяжелые деформации в жизни страны. Вина Сталина и его ближайшего окружения за грубые политические ошибки, массовые репрессии, установление чуждого социализму режима беспредельной личной власти, др. преступления по отношению к крестьянству, рабочему классу и интеллигенции огромна и непростительна.
Культ Сталина был решительно осужден в докладе, сделанном Первым секретарем ЦК КПСС Н. С. Хрущевым на XX съезде КПСС. Анализ его был продолжен на XXII съезде партии. Однако причины К. л. были тогда сведены гл. обр. к личным особенностям Сталина, не были вскрыты социально-политические предпосылки его появления, связанные с конкретными внутренними и международными условиями того времени. Процесс осмысления этого исторического явления не был доведен до конца (фактически приостановлен в сер. 60-х гг.), не были сделаны теоретические и практические выводы из него. Лишь после апрельского (1985) Пленума ЦК КПСС и XXVII съезда партии была продолжена аналитическая работа по изучению причин К. л. Утвердившаяся в стране в кон. 20 —нач. 30-х гг. административно-командная система партийно-государственного руководства постепенно распространилась на надстройку, резко ограничивая демократический потенциал социализма, извращая саму суть социалистической демократии. Методы, к-рые ранее диктовались необходимостью борьбы с отчаянным сопротивлением эксплуататорских классов, механически были перенесены на тот период социалистического строительства, когда этих классов уже не было. В стране создавалась обстановка нетерпимости и подозрительности. В дальнейшем она получила «теоретическое обоснование» в выдвинутом Сталиным тезисе об «обострении классовой борьбы» и после победы социализма.
Именно такая обстановка, сложившаяся в социально-политической жизни советского общества, отсутствие должного уровня демократизации и сделали возможным утверждение в стране культа Сталина, со свойственными ему произволом, нарушениями законности и массовыми репрессиями — настоящими преступлениями на почве злоупотребления властью. Т.о., К. л. оказался возможным не только по причине личных качеств Сталина, но и в силу отхода руководства партии от ленинских методов и стиля в деле строительства нового общества. Конечно, вопреки утверждениям идеологов антикоммунизма, К.л. не был неизбежным. Закономерным и неотвратимым было последующее разоблачение и преодоление его партией. Он чужд сущности пролетарской партии, представляет собой отход от принципов социализма и не имеет никакого исторического оправдания.
Гарантией недопущения как К. л., так и явлений застоя КПСС считает последовательную и решительную демократизацию во всех сферах общественной жизни, в т. ч. и во внутрипартийных отношениях, опирающуюся на радикальную экономическую реформу.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.

Культ личности 
чуждое марксизму-ленинизму возвеличение роли одного человека, наделение его сверхъестественными качествами, приписывание ему определяющего влияния на ход исторического процесса. Идеология и практика К. л. противоречат марксистско-ленинскому, материалистическому пониманию общественного развития, согласно которому действительными творцами истории являются не выдающиеся личности, «герои», а народ, трудящиеся массы. Именно трудом народа создаются все необходимые людям средства к жизни; его энергия и воля решают судьбы социальных революций, различных политических и национально-освободительных движений. В принижении роли народа как творца истории, роли коммунистической партии как коллективного руководителя народных масс и состоит прежде всего вред К. л. В идеологической работе К. л. приводит к догматизму, начетничеству и цитатничеству. В результате наносится ущерб развитию научной мысли, в особенности общественных наук. Отрицательно сказывается К. л. и на развитии искусства и литературы, которым навязываются субъективные вкусы и которые нередко вместо отражения героических трудовых и ратных подвигов народа занимаются восхвалением выдающейся личности. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин неустанно боролись против попыток привнести идею и практику К. л. в рабочее движение. Отличаясь исключительной простотой и скромностью, основоположники марксизма-ленинизма решительно пресекали все попытки восхваления и лести по своему адресу. Так, Маркс в одном из писем писал: «...из отвращения ко всякому культу личности я во время существования Интернационала никогда не допускал до огласки многочисленные обращения, в которых признавались мои заслуги и которыми мне надоедали из разных стран, — я даже никогда не отвечал на них, разве только изредка за них отчитывал. Первое вступление Энгельса и мое в тайное общество коммунистов произошло под тем непременным условием, что из устава будет выброшено все, что содействует суеверному преклонению перед авторитетами...» (т. 34, с. 241). Предостережениями основоположников марксизма-ленинизма пренебрег И. В. Сталин, долгое время стоявший во главе Коммунистической партии и Советского государства и имевший крупные заслуги в строительстве социализма в СССР, в международном коммунистическом и рабочем движении. К. л. Сталина выражался в чуждом духу марксизма-ленинизма возвеличении роли одного человека, в отступлении от ленинского принципа коллективности руководства, в необоснованных репрессиях и других нарушениях социалистической законности, нанесших ущерб нашему обществу. Эти извращения, несмотря на всю их серьезность, не изменили природу социалистического общества, не поколебали устои социализма. Партия и народ глубоко верили в дело коммунизма, с энтузиазмом трудились, воплощая в жизнь ленинские идеалы, преодолевая трудности, временные неудачи и ошибки. Исходя из несовместимости К. л. с принципами марксизма-ленинизма, Коммунистическая партия Советского Союза осудила К. л., приняла меры к искоренению его последствий, расчистив тем самым почву для дальнейшей демократизации социалистического строя. Были расширены права союзных республик, краев и областей в решении вопросов хозяйственного и культурного строительства, права коллективов и руководителей предприятий, повышена роль Советов в центре и на местах, роль общественных организаций в политической системе социалистического общества. Проведены важные мероприятия по укреплению социалистической законности, расширению прав и свобод граждан. Линия КПСС на ликвидацию К. л. и его последствий, на неукоснительное соблюдение ленинских норм партийной жизни, исходя из принципа демократического централизма, на всемерное развитие активности коммунистов, всех трудящихся была поддержана марксистами-ленинцами других стран, международным коммунистическим и рабочим движением. Выступая против К. л., марксисты-ленинцы вместе с тем далеки от недооценки роли руководителей, организаторов масс. Без партии, без ее опытных, подготовленных и активных руководителей передовой класс не способен завоевать политическое господство, удержать и укрепить власть, вести успешную борьбу со своими врагами. «Ни один класс в истории не достигал господства, — писал Ленин, — если он не выдвигал своих политических вождей, своих передовых представителей, способных организовать движение и руководить им» (т. 4, с. 375). Рабочий класс, трудящийся народ высоко ценят опытных и закаленных руководителей, отдающих свои знания и творческую энергию делу революции, делу коммунизма. В свою очередь руководители, выдвигаясь из передовых представителей класса, несут ответственность за свои дела перед массами, партией, международным коммунистическим движением.

Источник: Научный коммунизм. Словарь

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ
первоначально обожествление представителей духовной и светской власти, наделение их сверхчеловеческими достоинствами и силой; освящение власти императоров, царей, королей, представителей духовенства – верховных жрецов, пап и т.д.; в совр. проявлениях – навязывание народу преклонения перед носителями власти как непогрешимыми, приписывание им способности творить историю по своему усмотрению и произволу. В рабочем и коммунистич. движении К. л. является чужеродной, антимарксистской идеологией и практикой, приводит к насаждению антидемократич. методов в строительстве социализма, преувеличению роли насилия, к искусственному раздуванию роли руководителей, принижению роли партии и народных масс, что ведет к извращению идеалов социализма. С возникновением гос-ва появился культ институтов гос. власти (обожествление института фараонов в Др. Египте, власти богдыханов – святых ханов – в Китае, монархов – единовластителей – в феод. Европе). Этот культ утверждался господств. классами, к-рые навязывали массам почитание носителей власти, независимо от их личных качеств и степени реального участия в гос. управлении (напр., в Тибете Далай-лама считался божеств. правителем с младенчества). В дальнейшем наряду с культом гос. институтов возникает и собственно К. л., связанный с персонификацией власти, с мистификацией влияния и роли отд. выдающихся историч. личностей, с распространением ошибочного взгляда, будто данная конкретная личность обладает властью в силу гениальных, только ей присущих особенных и даже сверхъестеств. качеств. Господств. класс наделяет "сильную личность" чрезвычайными полномочиями, изображая ее действия как надклассовые. В бурж. идеалистич. философии были созданы теории, оправдывающие К. л. Так, Гегель изображал выдающихся историч. деятелей орудием всемирного духа, исполителями его воли; реакц. романтики (Шеллинг, позже – Карлейль) развивали эти же идеи в теориях "культа гениев", "культа героев"; младогегельянцы (Б. Бауэр и др.) выдвинули теорию всемогущества "критических личностей". Вскрывая классовое содержание теории Карлейля о правах гениев и героев на господство, Маркс и Энгельс указывали, что "исторически возникший господствующий класс, промышленная буржуазия, был приобщен к гениальности в силу одного того, что господствовал..."; "„н о в а я э р а“, в которой господствует гений, отличается от старой эры главным образом тем, что плеть воображает себя гениальной" (Соч., 2 изд., т. 7, с. 278). В России реакц. теорию "героев" и "толпы" проповедовали народники и эсеры (см. Народничество). На империалистич. стадии развития, в эпоху общего кризиса капитализма и кризиса институтов бурж. демократии, финансовая олигархия использует гос.-монополистич. систему для укрепления своей власти и прибегает не только к открытому террору, но и к К. л. диктатора. Последний объявляется "сильной, исключительной личностью", "сверхчеловеком", обладающим "интуитивным сознанием", способным все познавать и предвидеть и действовать во имя якобы всеобщих интересов народа и нации. В фашистских теориях (Муссолини, Гитлер, Розенберг) система К. л. касалась не только верховного диктатора, но распространялась и на всех представителей "властвующей элиты" корпоративного гос-ва; т.н. "принцип вождизма" (фюрертум) пронизывал собой идеологию фашистского человеко-ненавистничества, распространялся на всю т.н. избранную "нордическую" расу, якобы обладающую особыми прирожденными способностями и правом господствовать над другими народами. В совр. реакц. бурж. идеологии теория К. л. связана с представлениями о якобы вечном существовании обществ. иерархии – наследственной, богатой индивидуальностями элиты и безличных масс (Шелер, Ясперс, Парето) (см. Народ). К. л. прививался массам на протяжении столетий, освящался церковью, проникал в их сознание и психологию. Его выражениями были и царистские взгляды, свойственные значит. слоям крестьянства, а также чинопочитание и низкопоклонство, присущие мелкой буржуазии, чиновничеству и мещанству. Революц. и прогрессивная мысль народов разоблачала иллюзии о божеств. силе личности правителей. Марксизм возник и окреп в борьбе против идеалистич. понимания истории, отрицающего ее закономерный характер, решающую роль народных масс, чрезмерно преувеличивающего значение личностей (см. Роль народных масс и личности в истории). Выдающиеся личности играют важную роль в историч. событиях как руководители, организаторы и вдохновители борьбы масс и классов, но решающая роль в истории принадлежит народным массам. К. л. чужд пролетариату как классу, к-рый стоит во главе народных масс в их борьбе за освобождение от всех форм эксплуатации и гнета. Рабочий класс и его партия сильны социалистич. сознательностью масс, их солидарностью в борьбе, сознат. дисциплиной и массовым героизмом и поэтому не нуждаются ни в каких культах. Вожди пролетариата Маркс, Энгельс, Ленин, опасаясь возможности проникновения в революц. движение К. л., как одного из самых отвратит. пережитков прошлого, решительно вели борьбу против всех его проявлений. Известно, с какой резкостью выступали основоположники марксизма против культа Лассаля, распространенного в герм. соц.-демократии в период ее становления; они с возмущением говорили о притязаниях Лассаля "на звание пророка" (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т, 28, 1940, с. 288). Энгельс утверждал, что "...культ Лассаля п р и в и т и с к у с с т в е н н о, привит благодаря нашему молчаливому согласию терпеть его вопреки собственным убеждениям..." (там же, с. 315). К. л. в пролет. партии вступает в вопиющее противоречие с ее демократич. сущностью, ниспровергает принцип коллективности руководства и принцип критики и самокритики, без к-рого немыслимо развитие подлинно революц. партии и к-рый является одним из главных принципов взаимоотношений между пролетариатом, партией и вождями. Энгельс призывал перестать "...подходить к партийным чиновникам – своим собственным слугам – в лайковых перчатках", перестать "относиться к ним, словно к непогрешимым бюрократам, с величайшим послушанием вместо критики" (там же, с. 288). Маркс и Энгельс решительно протестовали даже против малейших проявлений преклонения перед их личностями. В 1877 Маркс писал: "...из неприязни ко всякому культу личности я во время существования Интернационала никогда не допускал до огласки многочисленные обращения, в которых признавались мои заслуги и которыми мне надоедали из разных стран, – я даже никогда не отвечал на них, разве только изредка за них отчитывал. Первое вступление Энгельса и мое в тайное общество коммунистов произошло под тем условием, что из устава будет выброшено все, что содействует суеверному преклонению перед авторитетами..." (там же, т. 26, 1935, с. 487–88). Органич. нетерпимость по отношению к К. л. проявлял Ленин. Подобно Марксу и Энгельсу, опасаясь проникновения К. л. в партийную среду, Ленин с исключит. неприязнью встречал любую демонстрацию почитания его личности. Так, когда в конце 1918, оправившись после ранения, Ленин обнаружил в газетах обилие материалов о нем, о его здоровье, он с крайним возмущением говорил Бонч-Бруевичу: "Это что такое? Как же Вы могли допустить? Смотрите, что пишут в газетах? Читать стыдно. Пишут обо мне, что я такой, сякой, все преувеличивают, называют меня гением, каким-то особым человеком... Ведь это ужасно!... И откуда это? Всю жизнь мы идейно боролись против возвеличивания личности, отдельного человека, давно порешили с вопросом героев, а тут вдруг опять возвеличивание личности! Это никуда не годится" (цитируется по кн.: Бонч-Бруевич В. Д., Избр. соч., т. 3, 1964, Воспоминания о В. И. Ленине 1917–1924 гг., с. 296–97). В высказываниях Маркса, Энгельса, Ленина исчерпывающе определено отношение пролет. партии к К. л. как явлению, несовместимому с коммунистич. идеологией. К. л. Сталина в условиях социалистич. строительства в СССР был грубым извращением принципов марксизма-ленинизма и нанес серьезный ущерб партии, социалистическому строительству в СССР, международному коммунистическому движению. Анализ условий и причин возникновения К. л. Сталина имеет не только теоретическое, но и большое практич. и политич. значение. Это – вопрос о путях и методах созидания социализма, о роли социалистич. демократии, о роли народных масс, о принципах и нормах парт. и обществ. жизни. Идеологи антикоммунизма, с целью дискредитации социалистич. идеалов в глазах трудящихся, пытаются связать К. л. с сущностью марксизма-ленинизма, с природой социализма и коммунизма. Они клеветнически утверждают, что социализм якобы неизбежно порождает К. л., что К. л. будто бы привел к бюрократич. перерождению сов. строя. Анализ развития нашего социалистич. общества полностью опровергает такого рода домыслы. В материалах XX, XXI, XXII съездов КПСС, в постановлении ЦК КПСС от 30 июня 1956 и др. парт. документах, разоблачивших, и осудивших К. л., дан анализ условий возникновения К. л. и показано, что он глубоко противоречит природе социализма и сущности марксистского мировоззрения. Строительство социализма в СССР осуществлялось впервые, когда никакого опыта еще не было, в трудной международной и внутренней обстановке, в условиях капиталистич. окружения и постоянной угрозы нападения извне. Сов. народ под руководством партии осуществлял строительство социализма в стране, где преобладали мелкобурж. слои населения. Все это требовало от партии высокой дисциплины и строгой централизации, но понимаемых по-ленински: дисциплины – основанной на сознательности и идейности авангарда рабочего класса; централизации – органически сочетаемой с социалистич. демократизмом. Партийная дисциплина, демократич. централизм и авторитет руководителей не имеют ничего общего с К. л. В зарубежной печати нек-рые авторы пытались объяснить возникновение К. л. Сталина такими объективными условиями, как унаследованная от царизма экономич. отсталость нашей страны, отсутствие "демократич. навыков" у народов России, веками находившихся под гнетом самодержавия. Все эти обстоятельства не могли не влиять на жизнь и деятельность партии, на ход социалистич. переустройства страны. Но нельзя искать в этих условиях причины возникновения К. л., ибо при тех же объективных историч. условиях, когда коммунистич. партией и сов. государством руководил Ленин, никакого культа Ленина не было. Социалистич. революция в России привела к утверждению широкой, подлинной демократии, созданной самим народом, какой не знала ни одна страна в мире. В партии при Ленине не было единоличного командования, слепого преклонения перед авторитетом, не говоря уже о преследовании тех, кто открыто полемизировал с Лениным, кто в различных парт. инстанциях оспаривал взгляды Ленина по конкретным вопросам парт. и гос. строительства. Культа Ленина не было, несмотря на беспримерный в истории авторитет Ленина, на безраздельную любовь к нему партии и народа. Старый сормовский рабочий Петр Заломов, явившийся прообразом Павла Власова в романе М. Горького "Мать", писал Н. К. Крупской через четыре дня после смерти Владимира Ильича: "На протяжении десятков лет Ильич неуклонно шел к намеченной цели и был выразителем всех наших дум и стремлений. Мы не можем найти у него ни одной фальшивой ноты – он наш вполне... Мы схоронили всех старых богов и никогда – никогда не создадим себе новых. Мы вовсе не думаем обожествлять товарища Ленина – мы с ним равны! Мы заслужили такого вождя, и он, достойный нас, вправе гордиться нами...". В ходе победоносной борьбы Коммунистич. партия Сов. Союза, ее вождь и организатор Ленин завоевали в широчайших массах трудящихся СССР, народов всех стран авторитет, каким за всю историю человечества не пользовался никто и никогда – ни одна партия, ни один деятель. Любовь и уважение к партии, к Ленину сов. люди распространяли на ЦК партии, на других руководящих деятелей, на соратников Ленина. Исключит. авторитет Ленина не перерос в К. л. потому, что сам Ленин был решит. противником К. л., человеком подлинной скромности, ибо К. л. противоречил мировоззрению Ленина, тем методам парт. и гос. строительства, к-рые он считал единственно правильными. "...Ум десятков миллионов творцов, – писал Ленин, – создает нечто неизмеримо более высокое, чем самое великое и гениальное предвидение" (Соч., т. 26, с. 431). Ленин глубоко понимал, что руководство правящей политич. партии и построение социализма могут быть успешными только при условии, если партия не отрывается от трудящихся масс, не командует ими, а направляет действия масс, строго учитывая объективные и субъективные условия. "В том-то и состоит, между прочим, значение партийной организации и партийных вождей, заслуживающих этого звания, – писал В. И. Ленин, – чтобы длительной, упорной, разнообразной, всесторонней работой всех мыслящих представителей данного класса вырабатывать необходимые знания, необходимый опыт, необходимое – кроме знания и опыта – политическое чутье, для быстрого и правильного решения сложных политических вопросов" (Соч., т. 31, с. 50). Ленинские методы, ленинский стиль партийной и государственной деятельности безусловно исключают идеологию и практику К. л. К. л. Сталина возник в полном противоречии с природой социализма, сов. строя, с природой Коммунистической партии. Понять условия, в к-рых сложился К. л. Сталина, нельзя без учета положения в партии в последний период жизни Ленина, когда он, скованный тяжелой болезнью, был лишен возможности непосредственно руководить партией и страной. В этот период Ленин в ряде произведений ("О кооперации", "Лучше меньше, да лучше", "Как нам реорганизовать Рабкрин" и др.) освещает программные вопросы социалистического строительства, предлагает меры по укреплению партии, сохранению и упрочению ее единства, анализирует условия развития советского государства. Ленин считал, что Советская республика обладает необходимыми объективными условиями для построения социализма, что за пять лет господства диктатуры пролетариата в стране создан союз рабочего класса и крестьянства – главная основа советского социалистического строя. Ленин указывал, что в социальных основах советского строя нет объективных причин для раскола в партии. Что же касается субъективных факторов, то вопрос о единстве партии – об устойчивости ЦК, о его составе, о личных качествах ряда членов ЦК – вызывал у Ленина беспокойство. В "Письме к съезду", известном как "Завещание" Ленина, Владимир Ильич писал: "Я имею в виду устойчивость, как гарантию от раскола на ближайшее время, и намерен разобрать здесь ряд соображений чисто личного свойства" (там же, т. 36, с. 544). Вопросу о личных качествах руководящих деятелей партии Ленин всегда придавал огромное значение. Исходя из того, что партийному центру "...многое будет дано и многое с него взыщется", Ленин еще в 1903 писал: "...необходимо, чтобы в с я п а р т и я систематически, исподволь и неуклонно в о с п и т ы в а л а себе подходящих людей в центре, чтобы она видела перед собой, как на ладони, в с ю д е я т е л ь н о с т ь каждого кандидата на этот высокий пост, чтобы она ознакомилась даже с их индивидуальными особенностями, с их сильными и слабыми сторонами, с их победами и "поражениями"". Уже тогда Ленин говорил, что надо дать возможность массе партийных работников "...узнать своих вождей и поставить каждого из них на надлежащую полочку" (там же, т. 7, с. 100, 101). "Письмо к съезду" Ленин посвящает главным образом характеристике личных качеств и черт руководящих членов ЦК партии. Обстоятельства сложились так, что в руководящем ядре партии рядом с верными учениками Ленина стояли люди, или на протяжении многих лет ведшие теоретич., политич. и организац. борьбу против ленинизма (Троцкий), или неоднократно колебавшиеся и допускавшие серьезнейшие ошибки в ответственные моменты революции (Зиновьев, Каменев), или молодые и способные деятели, но недостаточно овладевшие марксизмом (Бухарин), не овладевшие мастерством политич. руководства и увлекавшиеся администрированием (Пятаков). И, наконец, Сталин, к-рый за годы своей революц. деятельности накопил большой опыт руководящей парт. работы, но имел крайне отрицат. личные качества. Приковывая внимание партии к вопросу о личных качествах и взаимоотношениях руководящих деятелей ЦК, Ленин подчеркивал, что "...это не мелочь, или это такая мелочь, которая может получить решающее значение" (Соч., т. 36, с. 546). Особенную тревогу внушали Ленину отрицательные личные качества Сталина – его грубость, нелойяльность и нетерпимость по отношению к товарищам, его увлечение администрированием, склонность к торопливости, озлобленность, властолюбие. "Тов. Сталин, сделавшись генсеком, – писал Ленин, – сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью" (там же, с. 544). Ленин предлагал обдумать способ перемещения Сталина с этого поста (см. тамже, с. 546). Сталин впоследствии пытался истолковать по-своему характеристику, данную ему Лениным. В речи на заседании объединенного Пленума ЦК и ЦКК ВКП (б) (1927) Сталин, упомянув ленинское "Завещание", заявил: "Да, я груб, товарищи, в отношении тех, которые грубо и вероломно разрушают и раскалывают партию. Я этого не скрывал и не скрываю" ("Об оппозиции", 1928, с. 724). В этой речи и неоднократно впоследствии Сталин допускал бессовестную передержку. Со всей очевидностью вытекает из "Завещания", что Ленин обвинял Сталина в грубости не по отношению к врагам и разрушителям партии, а по отношению к товарищам, имевшим перед партией большие заслуги. Воля Ленина не была выполнена и Сталин, в силу сложившихся обстоятельств, не был тогда освобожден от обязанностей ген. секретаря ЦК. Ленин писал свое "Завещание" ("Письмо к съезду") 24–25 декабря 1922 и 4 января 1923. Очередной XII съезд состоялся в Москве 17–25 апреля 1923. "Завещание" делегатам этого съезда сообщено не было, ибо, согласно воле Ленина, оно должно было быть доведено до сведения партии только после его смерти. Через несколько месяцев после XII съезда, осенью 1923, оппозиция, возглавляемая Троцким, выступила открыто с антиленинской платформой. ЦК партии, возглавляемый Сталиным, организовал борьбу партии против троцкистской оппозиции. В янв. 1924 скончался В. И. Ленин. В конце мая 1924 состоялся XIII съезд РКП (б), делегатам к-рого ленинское "Завещание" было сообщено не на заседании съезда, а на совещаниях делегаций отд. республик, краев, губерний. Зачитав "Завещание", руководители делегаций (секретари местных парт. органов) ставили перед товарищами вопрос: целесообразно ли в условиях острой внутрипарт. борьбы освобождать Сталина от поста ген. секретаря. Делегации XIII съезда, а затем члены ЦК на состоявшемся сразу после съезда Пленуме обсуждали письмо Ленина в сложной внутрипарт. обстановке. Искренне надеясь, что Сталин добросовестно учтет ленинскую критику, делегаты съезда и пленум ЦК высказались за оставление Сталина на посту ген. секретаря ЦК. Сталин возглавил борьбу партии против отклонений от ленинской линии, допускавшихся троцкистами, затем ленинградской оппозицией – группой Зиновьева – Каменева, а впоследствии правооппортунистич. группой Бухарина – Рыкова – Томского. В ряде работ, включенных в сборник "Вопросы ленинизма", Сталин защищал ленинские положения о возможности победы социализма в одной отдельно взятой стране, что вооружало партию в борьбе с оппозициями. Теоретич. и практич. деятельность Сталина, выступавшего в тот период с ленинских позиций, снискали ему большой авторитет в партии и народе. Но уже на том этапе проявились крайне отрицат. качества Сталина. Он был неспособен убеждать противников, подчинять их идейному влиянию партии, разрешать возникающие разногласия и противоречия демократич., парт. методами, как это делал Ленин. Прибегая к методам администрирования, Сталин использовал внутрипарт. борьбу для укрепления личных позиций и своей власти. Сталин не только сохранил, но и всячески развивал практику чрезмерной централизации в парт. и гос. руководстве, к-рая была объективно неизбежна в период гражд. войны и послевоенной разрухи. Тогда партия вынуждена была и в собств. рядах поддерживать военную дисциплину, обстановка принуждала к известному ограничению внутрипарт. демократии. После окончания гражд. войны партия сразу же приняла меры к ликвидации этих ограничений. Еще X съезд РКП (б) (1921), работавший под руководством Ленина, в резолюции по вопросам парт. строительства отмечал, что в период гражд. войны, когда непосредственной, основной, ударной задачей была задача военно-боевого действия, организац. формой партии неизбежно должна была быть милитаризация парт. организации. Это выражалось "в крайнем организационном централизме и в свертывании коллективных органов партийной организации", методы парт. работы тяготели к системе боевых приказов, к-рые беспрекословно выполнялись без обсуждения рядовыми членами партии. Такая система была неизбежной в военный период, но она породила и ряд отрицат. явлений: "...централизация развивала тенденцию к превращению ее в бюрократизацию и отрыву от масс; система боевых приказов принимала извращенные формы ненужного нажима; необходимые привилегии становились почвой для злоупотреблений разного рода; необходимое свертывание партийных органов – к ослаблению духовной жизни партии и т.д...". X съезд партии признал необходимой перестройку партии в соответствии с условиями перехода к мирному строительству, развертывание внутрипартийной демократии, восстановление основных норм партийной жизни (см. "КПСС в резолюциях...", 7 изд., ч. 1, 1954, с. 517–19). Сталин пренебрегал и этими указаниями, и решениями последующих съездов партии о развертывании внутрипарт. демократии. Опираясь на авторитет, к-рый ЦК и партия создали ему в борьбе против фракционеров и раскольников, Сталин все дальше отходил от ленинского метода коллективного руководства, самолично принимал решения по важнейшим вопросам: Когда партия приступила к практич. осуществлению программы строительства социализма, особенно к осуществлению ленинского кооперативного плана, Сталин нарушил ленинские методы руководства хозяйств. строительством, а в целом ряде случаев и ленинский принцип добровольности кооперирования крестьянства, проявил свойственные ему торопливость и администрирование. "Левацкие" перегибы в колхозном движении, на к-рые толкал Сталин, вели к применению насильств. методов по отношению ко многим трудящимся крестьянам, что тяжело отразилось на состоянии с. х-ва, подрывало доверие к политике кооперирования, вело к разрушению созданных колхозов, В последующем партии пришлось приложить громадные усилия к исправлению перегибов, организационно-хозяйств. укреплению колхозов, созданию мощной индустриальной базы, что обеспечило победу социализма в деревне. Будучи ген. секретарем ЦК и пользуясь необъятной властью, Сталин стал грубо нарушать уставные требования партии, что выразилось в нерегулярном созыве съездов партии и пленумов ЦК, свертывании работы Политбюро ЦК как коллективного органа руководства, нарушении внутрипарт. демократии в виде подмены выборности в парт. органы кооптацией и т.д. Даже в тяжелых условиях иностр. военной интервенции и гражд. войны, в первые 6 лет после Октября (1918–23), при Ленине состоялось 6 общепарт. съездов, 5 конференций, 79 пленумов ЦК партии. В первые 10 лет после смерти Ленина (1924–33) состоялось 4 парт. съезда, 5 конференций, 43 пленума ЦК, большей частью посвященных борьбе с оппозициями и уклонами. Но за последующие 20 лет (1934–53) состоялось всего 3 съезда партии и одна конференция, причем интервал между XVIII и XIX съездами составил 13 лет. За два десятилетия было созвано только 23 пленума ЦК. В 1941, 1942, 1943, 1945, 1946, 1948, 1950 и 1951 не было ни одного пленума ЦК. Сталин пренебрег важнейшими указаниями Ленина о борьбе с бюрократизмом, как серьезной опасностью для гос-ва трудящихся. Ленин считал, что эта борьба "...так же сложна, как задача борьбы с мелкобуржуазной стихией" (Соч., т. 32, с. 167), что борьба с бюрократизмом "...может быть успешной лишь при громадной настойчивости в течение долгого ряда лет" (там же, с. 367). Для борьбы с бюрократизмом, для укрепления сов. аппарата, для обучения широких слоев трудящихся делу управления Ленин разработал план реорганизации Рабкрина, создания системы объединенного парт. и гос. контроля (ЦКК – РКИ). Существовавший тогда Наркомат Рабоче-крестьянской инспекции, во главе к-рого в 1919–21 стоял Сталин, не был способен справиться с этими ответств. задачами. Ленин писал: "Будем говорить прямо. Наркомат Рабкрина не пользуется сейчас ни тенью авторитета. Все знают о том, что хуже поставленных учреждений, чем учреждений нашего Рабкрина, нет, и что при современных условиях с этого наркомата нечего и спрашивать" (там же, т. 33, с. 448). По замыслу Ленина вновь создаваемый орган – ЦКК – РКИ – призван был сыграть огромную роль в борьбе за ликвидацию экономич. и культурной отсталости страны, помочь стране "...пересесть, выражаясь фигурально, с одной лошади на другую, именно, с лошади крестьянской, мужицкой, обнищалой, с лошади экономий, рассчитанных на разоренную крестьянскую страну, – на лошадь, которую ищет и не может не искать для себя пролетариат, на лошадь крупной машинной индустрии, электрификации, Волховстроя и т.д." (там же, с. 459). Ленин писал, что он в своих мыслях связывает "...общий план нашей работы, нашей политики, нашей тактики, нашей стратегии с задачами реорганизованного Рабкрина" (там же). Сталин же, видя в ЦКК – РКИ помеху для развития и закрепления своего единовластия, навязал XVII съезду ВКП (б) (1934) решение о ликвидации объединенного партийно-советского контрольного органа. Сталин грубо нарушил ленинский принцип организации партийно-государственного контроля. Замечательная система контроля, сложившаяся в первые годы Советской власти, была фактически разрушена и заменена бюрократическим контрольным аппаратом, оторванным от масс. Отбросив ленинское "Завещание", Сталин поставил себя над ЦК и возомнил себя "начальником" партии, вышел из-под ее контроля, оградил себя от критики. Злоупотребляя авторитетом партии и ее ЦК, спекулируя священным для народа именем Ленина, Сталин методически укреплял культ своей личности. Он узурпировал народную любовь к партии, к ее ЦК, к Ленину; бесстыдно приписывал себе чрезмерные заслуги в партии, успехи, достигнутые народом в гражд. войне, в строительстве социализма, в разгроме гитлеровских полчищ. Это наиболее откровенно сказалось при личном редактировании Сталиным текста своей биографии, выпущенной миллионными тиражами. Повсеместно в изобилии сооружались монументы Сталина. Чтобы создать ореол непогрешимости Сталина, грубо искажалась история партии, упорно пропагандировалась версия, будто Сталин – это тот человек, к-рый вместе с Лениным создавал большевистскую партию, разрабатывал ее теорию и тактику. В 1946 А. Жданов говорил: "Надо помнить, что Ленинград был колыбелью большевистских ленинских организаций. Здесь Ленин и Сталин заложили основы большевистской партии, основы большевистского мировоззрения, большевистской культуры" ("О журналах "Звезда" и "Ленинград"", 1952, с. 24). Фальсификация истории КПСС в угоду Сталину распространялась в книгах и газетах, учебниках и диссертациях, каждое высказывание Сталина трактовалось как абсолютно непогрешимое и единственно правильное. При этом от партии и народа скрывались серьезные ошибки Сталина в вопросах теории и тактики как до революции, так и в дни Октября, и в годы социалистич. строительства. Но в партии были люди, к-рые знали правду о действительных и мнимых заслугах Сталина. Эти люди – преимущественно из старой ленинской гвардии, явно мешали Сталину. Малейшие попытки противодействия фальсификации истории партии стали расцениваться как "враждебные вылазки" или "примиренчество к ним"; Сталин начал прибегать к безжалостной расправе с неугодными ему лицами, используя для этого гос. карательные органы. Старые большевики, особенно те, кто помнил ленинское "Завещание", понимали ненормальность складывавшейся обстановки. Как выяснилось много лет спустя, в дни XVII съезда ВКП (б) (1934) у нек-рых делегатов возникла мысль о смещении Сталина с поста ген. секретаря; при выборах в ЦК нек-рые делегаты проголосовали против Сталина. После съезда Сталин принял свои меры, уничтожив больше половины участников XVII съезда: 1108 из 1966 делегатов. Из 139 членов и кандидатов в члены ЦК, избранных на XVII съезде, погублено 98 человек. С каждым годом репрессии усиливались, Сталин все шире и настойчивее действовал через карательные органы, вывел аппарат гос. безопасности из-под контроля партии и лично сам, через специально подобранных людей, направлял его деятельность. Когда социалистич. строй уже окончательно победил в СССР, когда эксплуататорские классы и их экономич. база были ликвидированы, Сталин выступил с глубоко ошибочным утверждением, будто по мере продвижения к социализму классовая борьба все более обостряется, доказывал необходимость усиления насильственных карательных функций сов. гос-ва, что служило теоретич. обоснованием массовых репрессий. С помощью фальсифицированных документов Сталин распространял представление о наличии в партии и стране массовых измен и заговоров, повсюду видел "врагов народа". Империалистич. разведки, конечно, засылали в СССР шпионов и диверсантов, вербовали себе на службу неустойчивых сов. граждан. Нужна была высокая революц. бдительность. Но в категорию шпионов, диверсантов, врагов народа по произволу Сталина сначала зачислялись люди, допускавшие идейные отклонения от ленинизма, а потом и неугодные Сталину верные ленинцы, никогда не участвовавшие в оппозициях. Репрессиями по отношению к ленинским кадрам партии, честным гос. и хоз. руководителям, командному и политич. составу Красной Армии, рядовым коммунистам и сов. гражданам был нанесен тяжелый ущерб стране, к-рый стал особенно явным после нападения на СССР фашистской Германии. Господство К. л. способствовало распространению в парт. строительстве и хоз. работе порочных методов, развитию бюрократизма, голого администрирования, порождало грубые нарушения внутрипарт. демократии, замазывание недостатков, лакировку действительности. Развелось немало подхалимов, аллилуйщиков, очковтирателей. Произвол и злоупотребления властью в центре порождали вопиющие беззакония на местах. В этой атмосфере сковывалась творческая инициатива трудящихся, в людях порождались боязнь нового, неуверенность, возникал страх. Характерная черта К. л. – разрыв между словом и делом. Сталин лицемерно клялся именем Ленина, обильно цитировал его труды, а на практике при решении политич. и хоз. вопросов сплошь и рядом искажал ленинские принципы, нарушал заветы Ленина. Порождались волюнтаризм и субъективизм в планировании и управлении нар. хозяйством, пренебрежение экономич. стимулами развития произ-ва, серьезно нарушался социалистич. принцип оплаты по труду. На словах у Сталина была лицемерная проповедь скромности, на деле – мания величия; на словах – демагогич. заявления о служении народу, на деле – игнорирование, прямое забвение насущных нужд миллионов трудящихся (непомерные налоги на крестьянство, пренебрежение жилищным строительством для рабочих и служащих и т.д.). На словах – забота о кадрах, к-рые "решают все", на деле – массовое истребление лучших кадров. На словах – заверения о преданности ленинской нац. политике, на деле – ущемление прав и даже преследование отд. наций и народностей. На словах – декларирование внутрипарт. и сов. демократии, на деле – систематич. нарушение принципов демократии и коллективного руководства, отрыв от масс, боязнь народа, подмена методов убеждения и воспитания методами насилия, командования, отсечения; на словах – борьба за социалистич. законность, на деле – грубейшие нарушения законности. На словах – забота о творч. развитии науки и искусства, на деле – насаждение догматизма, аракчеевщины, цитатничества, отрыв теории от практики. В период К. л. особый вред был нанесен обществ. наукам, в т.ч. философским, что тормозило творческое развитие марксизма-ленинизма, ослабляло влияние науки на развитие общества. Внутри ЦК партии имелись деятели, к-рые правильно понимали назревшие потребности в области внутр. и внешней политики и противодействовали отрицат. явлениям, связанным с К. л. Были определ. периоды, когда единоличные действия Сталина ограничивались, благодаря чему существенно ослаблялись отрицат. последствия его произвола. В годы Великой Отечеств. войны "...члены ЦК, а также выдающиеся советские военачальники взяли в свои руки определенные участки деятельности в тылу и на фронте, самостоятельно принимали решения и своей организаторской, политической, хозяйственной и военной работой, вместе с местными партийными и советскими организациями обеспечивали победу советского народа в войне" ("О преодолении культа личности и его последствий", Постановление ЦК КПСС, 1956, с. 17). Однако в сложившихся условиях любое выступление против Сталина не было бы тогда понято и не получило бы поддержки в народе. "Более того, подобное выступление было бы расценено в тех условиях, как выступление против дела строительства социализма, как крайне опасный в обстановке капиталистического окружения подрыв единства партии и всего государства" (там же, с. 18). Нельзя не учитывать и того, что многие факты и неправильные действия Сталина, особенно в области нарушения сов. законности, стали известны уже после его смерти, гл. обр. в ходе разоблачения банды Берия и восстановления контроля партии над органами гос. безопасности, а вред, к-рый наносился культом Сталина, извращениями ленинских принципов, заслонялся успехами в строительстве социализма, достигнутыми благодаря героич. усилиям партии и народа. Центральный Комитет КПСС, открыто разоблачив тяжелые последствия К. л., обезвредив политического авантюриста Берия и его приспешников, отбросив с ленинского пути антипартийную группу рьяных приверженцев К. л. и его методов – Молотова, Кагановича, Маленкова, до конца вскрыл и решительно ликвидировал грубейшие нарушения социалистич. законности. Партия отдавала себе отчет в том, что выявленные ошибки и извращения, злоупотребления властью могут вызвать в партийных рядах и в народе известное чувство горечи и даже недовольства, повлекут за собой некоторые издержки и минусы, создадут временные трудности для КПСС и братских марксистско-ленинских партий. Но партия смело пошла навстречу трудностям, она честно и откровенно сказала народу всю правду, глубоко веря, что ее линия будет правильно понята народом. Центральный Комитет, XX и XXII съезды сказали партии и народу правду о Сталине, опираясь на ленинское указание: "Фарисеи буржуазии любят изречение: de mortuis aut bene aut nihil (о мертвых либо молчат, либо говорят хорошее). Пролетариату нужна п р а в д а и о живых политических деятелях и о мертвых, ибо те, кто действительно заслуживает имя политического деятеля, не умирают для политики, когда наступает их физическая смерть" (Ленин В. И., Соч., т. 16, с. 290). XX съезд КПСС (1956) совершил историч. поворот в развитии партии и страны, всего коммунистического движения, положив начало восстановлению ленинских норм партийной и государственной жизни. Осуществлены кардинальные мероприятия по восстановлению и дальнейшему развитию социалистич. демократии, ленинских принципов гос., парт. жизни и хоз. строительства, строгому соблюдению социалистич. законности, создана система объединенного партийно-гос. контроля, реабилитированы многочисленные жертвы сталинского произвола. После смерти Сталина состоялось 3 общепартийных съезда: XX (1956), XXI (1959), XXII (1961). Регулярно проводятся Пленумы ЦК КПСС, посвященные важнейшим вопросам жизни партии и страны. Центральный Комитет КПСС обеспечивает необходимые условия для того, чтобы в ленинской партии не мог вновь возникнуть и развиваться К. л., чуждый марксизму-ленинизму, противоречащий интересам народа и делу коммунизма. Длит. господство К. л. нанесло серьезный вред всем отраслям социалистич. строительства, тормозило продвижение социализма, ослабляло притягат. силу его идеалов, но не мо

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.25 мб

Культура и личность

Шпалова Елена Владимировна, Поломошнов Платон Андреевич
Анализ взаимоотношения личности и культуры в контексте многообразия дисциплинарных и концептуальных подходов к понятию культуры представляет актуальную проблему современной гуманитарной мысли.
Читать PDF
389.40 кб

Личность как субъект культуры

Бурдюжа Елена Анатольевна
Читать PDF
373.02 кб

Культура, личность и общество

Халлоуэл А. И.
Hallowell A.I. Culture, personality and society // Anthropology today. Chicago, 1953. P. 597615. Пер. В.Г.Николаева.
Читать PDF
470.86 кб

Информационная культура личности

Квитко А. Ю.
Читать PDF
152.25 кб

Великие личности в истории культуры

Ромах Н. И., Зеленина Н. А.
Читать PDF
395.04 кб

Культура как мера развития личности

Казибекова Г.К.
Статья посвящена изучению культуры как меры развития личности. В ней автор акцентирует внимание читателя на значимости культуры и ее ценностей в современном обществе. Автора тревожит современное состояние духовной культуры.
Читать PDF
290.77 кб

Типы культуры самореализации личности

Цветкова Вера Дмитриевна
Культура рассматривается как основание творческого восхождения, развития потенциала личности. Культура самореализации личности представлена как специфический объект философской рефлексии, предложена дефиниция этого понятия.
Читать PDF
549.43 кб

Культ личности: история и современность

Пихтильков Иван Леонидович
Читать PDF
350.44 кб

"КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ" В ФИЛЬМАХ МИХАИЛА РОММА

Хикс Джереми
В статье производится анализ «культа личности» в фильмах советского режиссера Михаила Ильича Ромма.
Читать PDF
173.85 кб

К понятию соматической культуры личности

Шипулин В. Н.
Раскрываются важные аспекты формирования соматической культуры личности и развития представлений о ней в культурной истории. Выделяются труд, обряд и игра как основные формы соматической культуры личности.
Читать PDF
161.15 кб

Личность в культуре, культура в личности

Квасова Инна Ивановна
Личность диалектическая связь индивидуального и социального. Эта связь реализуется через деятельность, общение, ответственность перед другими, через коммуникацию. В этом процессе происходит самоутверждение личности.
Читать PDF
16.83 мб

Личность во времени человеческой культуры

Абульханова Ксения Александровна
Парадокс проблемы личности во времени заключается в том, что не сама по себе культура, а человек – самое смертное из всего сущего в мире – наделяет ее даром вечности, когда обретает возможность выйти в другое духовное, идеальное в
Читать PDF
1.67 мб

К проблеме идентификации личности в культуре

Бабошина Елена Борисовна
Цель статьи определяется актуальностью вопроса идентификации личности в современном обществе. Идентификация личности анализируется в связи с современными социальными особенностями адаптации человека.
Читать PDF
339.15 кб

Психологическая культура личности как феномен

Дубровина Ирина Владимировна
В статье речь идет о негативном влиянии современной социокультурной ситуации в стране на нравственное развитие молодого поколения, о необходимости возрождения в обществе общей и психологической культуры его граждан, об ответственн
Читать PDF
259.36 кб

Содержание профессиональной культуры личности

Жиляева О. А.
Автор статьи акцентирует основное внимание на роли, которую профессиональная культура играет в эффективном взаимодействии и установлении взаимоотношений между участниками профессионального коллектива.

Похожие термины:

  • КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

    процессы, происходящие в области культуры, с точки зрения деятельности отдельного человека, и совокупность ценностей, норм, качеств, мировоззренческих и жизненных установок, характеризующих чело
  • КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

    ветвь культурной антропологии, в которой изучаются связи между принятыми в обществе способами воспитания детей и психическими характеристиками взрослой личности.
  • ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

    совокупность духовно-практических способностей, позволяющая ей выстраивать цивилизованные, отвечающие морально-правовым критериям отношения с другими индивидами, структурами гражданского общ
  • НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

    характеристика нравственного развития личности, которая под воздействием различных факторов (жизненный опыт, трудовая деятельность, воспитание, влияние искусства, собственное стремление к само
  • Информационная культура личности

    понятие, формирующееся на стыке образования и культуры; употребляется для характеристики широты знаний специалиста, границы которых еще четко не определены, не смотря на важность этого для более