КУЛИ Чарлз Хортон

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КУЛИ Чарльз Хортон
(1864—1929) — амер. социолог, один из основоположников теории малых групп. Учился в Мичиганском ун-те, преподавал в нем с 1894 г. Известен своими идеями о личности, чел. природе и «первичных группах», в к-рых она развивается, о характере взаимодействия лидеров и массы в обществ. мнении, внутри классов и каст, а также о соц. значимости финансового статуса личности. Осн. соч.: «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909) и «Социальный процесс» (1918). К. ввел различение первичных групп (как и сам термин) и вторичных соц. ин-тов. Первичные группы (семья, детские группы, соседство, местные общины) явл., по К., осн. обществ. ячейками и характеризуются интимными, личностными, неформальными связями, непосредственным общением, устойчивостью и малочисленностью. Здесь происходят социализация, формирование личности, усваивающей в ходе взаимодействия осн. обществ. ценности и нормы, способы деятельности. К. характеризовал личность как сумму психич. реакций человека на мнение о нем окружающих людей (т.н. теория зеркального «Я»). Правильно отмечая некрые существенные черты социализации и формирования самосознания личности, К. вместе с тем неправомерно сводил их к непосредственному взаимодействию индивидов. Вторичные соц. ин-ты (классы, нации, партии) образуют соц. структуру, где складываются безличные отношения, в к-рые сформировавшийся индивид вовлечен лишь частично как носитель опред. функции. Соч.: Человеческая природа и социальный порядок. М., 2001. Л.Г.Скульмовская

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

КУЛИ Чарлз Хортон
17.8.1864, АннАрбор, шт. Мичиган - 8. 5.1929, там же), амер. социолог. Испытал влияние Конта, Спенсера, Шеффле, а также Дарвина. По К., общество есть развивающееся органич. целое; при этом он отвергал биологич. детерминизм и поверхностные аналогии общества с организмом. Рассматривая сознание как общественное, коллективное, К. ошибочно отождествлял общество и сознание. Из этого следовала психологизация обществ. отношений. Гл. проблемы, исследуемые К. - малые группы и формирование личности. К. ввел различение первичных групп (ему принадлежит и сам термин) и вторичных обществ. институтов. Первичные группы (семья, детские группы, соседство, местные общины) являются, по К., осн. обществ. ячейками и характеризуются интимными, личностными, неформальными связями, непосредств. общением, устойчивостью и малым размером. Здесь происходит социализация, формирование личности, усваивающей в ходе взаимодействия осн. обществ. ценности и нормы, способы деятельности. К. характеризовал личность как сумму психич. реакций человека на мнение о пем окружающих людей (т. н. теория «зеркального Я»). Т. о., правильно отмечая нек-рые существ. черты социализации и формирования самосознания личности, К. вместе с тем неправомерно сводил их к непосредств. взаимодействию индивидов. Вторичные обществ. институты (классы, нации, партии), по К., образуют социальную структуру, где складываются безличные отношения, в к-рые сформировавшийся индивид вовлечен лишь частично как носитель определ. функции.
Связывая существование классов с экономич. факторами, К. недооценивал глубокие противоречия между ними. Сторонник бурж. демократии и либеральный критик капитализма, К. отвергал идеи революц. преобразования общества. Работы К. оказали влияние на развитие бурж. социальной психологии.

Источник: Советский философский словарь

КУЛИ (Cooley) Чарлз Хортон (1864-1929)
американский социолог и социальный философ. Основные труды: "Человеческая природа и социальный порядок" (1902), "Социальная организация" (1909), "Социальный процесс" (1918), "Социологическая теория и социальное исследование" (1930). Профессор социологии Мичиганского университета (с 1907), в 1918 - президент Американского социологического общества. Испытал влияние систем Конта и Спенсера, эволюционных идей Дарвина. Главным направлением научной деятельности К. являлось теоретизирование по проблемам соотношения индивида и общества, социализации, формирования личности. Тематизировал изучение первичных групп, ввел сам этот термин. К. исходил из понимания общества как обладающей собственной динамикой органической целостности, имеющей психосоциальный характер и основанной на коммуникации. Однако фактически социальное редуцировалось к психическому, к "идее личности", существующей в сознании деятеля, и к взаимодействию таких идей, репрезентирующих реальных людей, в каждом индивидуальном сознании. Соответственно основой социального познания К. считал методы интроспекции и понимания. Базовыми элементами общества К. считал первичные и вторичные социальные группы, различение которых основано на их роли в социализирующем влиянии на человека. Первичные группы (семья, соседство, детские группы, местные общины и др.) характеризуются непосредственными и устойчивыми взаимоотношениями, личностными, неформальными связями, малым размером. Первичным группам и принадлежит главное место в социализации, в интериоризации наиболее устойчивых социальных норм и ценностей. Социализирующая роль малой группы предопределяет, таким образом, воспроизведение фундаментальных человеческих свойств в обществе в целом, а трансформация малых групп - видоизменение системы социальных отношении. Вторичные группы (вторичные общественные институты, к которым К. относил классы, партии и нации, образуют социальную структуру, в которой контакты людей носят нормализованный и обезличенный характер. Личность К. рассматривал как сумму психических реакций человека на мнение о нем окружающих людей. Развитие и социализация личности осуществляются в процессе общения, главным средством которого является язык. Механизм социализации и формирования личности К. раскрыл в теории "зеркального Я", согласно которой представление человека о себе складывается на основе его представлений о том, каким он видится другим людям и оценивается ими в этом видении, а также на основе некоторого чувства "Я". Данная теория внесла существенный вклад в изучение проблем социализации, хотя и гипертрофировала роль рефлексии в социальном взаимодействии. В анализе форм коллективного поведения К. признавал роль влияния общественного мнения и закона, и также связь существования классов с экономическими факторами. С либеральных позиций критиковал капиталистическое общество, последствия индустриализации и урбанизации. В своих работах К. выступил как один из основоположников социальной психологии. В то же время ограниченность методологии и теоретических схем привели его к психологическому редукционизму.
М.Н. Мазании

Источник: Новейший философский словарь