Кудрявцев-Платонов) Виктор Дмитриевич (1828-1891) - рус. философ-идеалист. Считая материю и дух проявлением бога как высш. творческой причины, К. называл разработанное им учение системой трансцендентального монизма. Религ.-филос. концепция К. не выходит за рамки теизма и по этой причине популярна в среде совр. богословов.
КУДРЯВЦЕВ
КУДРЯВЦЕВ
Источник: Атеистический словарь
КУДРЯВЦЕВ
К у д р я в ц е в - П л а т о н о в), Виктор Дмитриевич (3 окт. 1828 – 3 дек. 1891) – рус. философ-идеалист, православный теолог. Окончил Моск. духовную академию (1852), профессор этой академии (с 1857). Считая материю и дух проявлением бога как высшей творч. причины, К. называл свое учение системой трансцендентального монизма. Исходя из этих трех моментов – бога, материи, духа, К. делил философию на учение о безусловно сущем, или боге (естеств. богословие), учение об условно сущем, или мире физическом (космология), и учение о мире духовном (рацион. психология). По К., религия коренится в природе человека как осн. признак его социальности. Сочинения К. – пестрое смешение отд. положений идеалистич. учений Канта, Якоби, Гегеля и христ. теологов – имели большой успех среди духовенства, высоко оценивались нек-рыми славянофилами (в частности, Ю. Самариным), одобрялись офиц. кругами. Соч.: Соч., т. 1–3, Сергиев-Посад, 1892–94; Соч., т. 1, вып. 1–3, т. 2, вып. 1–3, 2 изд., Сергиев-Посад, 1898–1914; О единстве рода человеческого, в кн.: Прибавления к изданию творений святых отцов, ч. 11–13, М., 1852–54; Материалистич. атомизм, там же, ч. 26, М., 1880; Телеологич. идея и материализм, "Православное обозрение", 1877, т. 1–3, янв., март, сент. Лит.: Колубовский Я. Н., Материалы для истории философии в России, "Вопр. философии и психологии", 1890, No 4 (Приложение); Введенский А. [Ив. ], О характере, составе и значении философии В. Д. К.-Платонова, Сергиев-Посад, 1893. И. Балакина. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.