КУБИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Найдено 1 определение
КУБИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Остров Куба был открыт Колумбом в 1492 и до 1898 оставался исп. колонией. В колониальный период развитие философии на Кубе было тесно связано с развитием философии в метрополии – Испании, насаждавшей на острове религ. идеологию. До 18 в. на Кубе безраздельно властвовала схоластика, распространяемая и пропаган-дируемая различными религ. орденами, в руках к-рых было сосредоточено образование, служившее оружием духовного порабощения народа. Основанный в 1728 Гаванский ун-т контролировался орденом проповедников вплоть до 1842, когда была осуществлена реформа образования. Осн. филос. текстами были или аристотелевские труды, препарированные схоластами, или многочисл. комментарии к ним, приспосабливающие идеи Аристотеля к католич. доктрине. На Кубу не проникали передовые европ. филос. и общественно-политич. идеи. Лишь в конце 18 в. наметился нек-рый перелом, связанный с победой франц. бурж. революции, борьбой северо-амер. штатов за независимость и подъемом нац.-освободит. борьбы в др. исп. колониях в Лат. Америке. На Кубе усилились выступления против исп. господства. Прогрессивные материалистич. филос. и гуманистич. общественно-политич. идеи эпохи бурж. революции проникали на Кубу и подрывали влияние господствующей на Кубе религ. идеологии. В 1769 епископ Хосе де Эчаварриа в уставе семинарии св. Карла и св. Амбросия писал, что необходимо уделить большее внимание исследованию и объяснению природных явлений (см. J. А. Caballero, Philosophie electiva, в кн.: Obras, v. 1, La Habana, 1944, p. XLVI, XLVII). В 1791–98 в газ. "Papel Peri?dico" появился ряд статей, в к-рых остро критиковалась схоластика и ставился вопрос о необходимости заменить ее новыми филос. течениями, в частности философией Декарта. В 1797 в семинарии св. Карла и св. Амбросия начал читать филос. курс Хосе Агустин Кабальеро (1771 – 1835) – первый кубинский философ, к-рый пытался преодолеть косность и ограниченность схоластич. догматики и вводил ряд идей и положений Декарта и англ. материалистов. Дальнейшее распространение передовых филос. идей на Кубе связано с именем последователя Кабальеро, Феликса Варела-и-Моралеса (1787–1853). Идеи Варелы еще эклектичны и непоследовательны, идеалистич. положения переплетаются у него с материалистическими. Следуя за Декартом, он боролся за новый метод филос. исследования, в к-ром на первое место выдвигалось опытное наблюдение природы, разум заменял веру. Реформа в преподавании философии, осуществленная Варелой, положила конец безраздельному господству схоластики на Кубе. Среди других передовых философов этого периода можно указать Хуана Бернардо О´Гавана, одного из учителей Варелы, по свидетельству нек-рых исследователей, близкого к Локку и Кондильяку. В 19 в. развитие философии на Кубе отражало, по существу, развитие двух осн. направлений в философии: материализма и идеализма. Идеалистич. философия продолжала с нек-рыми изменениями линию обанкротившейся схоластики; это – неосхоластика, преподавание к-рой продолжалось в учебных заведениях, контролируемых католич. церковью, и идеалистич. эклектицизм В. Кузена. Наиболее видными представителями этого направления были братья Мануэль и Хосе Сакариас Гонсалес дель Валье. Мануэль – д-р философии и права, в 1842 – декан филос. фак-та ун-та, написал ряд работ по психологии и логике и вместе с братом Хосе вел в ун-те курс толкования "аристотелевского текста". Т.о. была осуществлена попытка обновить и дополнить аристотелевско-томистскую концепцию рядом новых положений идеалистич. философии. Другое течение, имевшее материалистически-сенсуалистскую направленность, продолжало и развивало положит. стороны философии X. А. Кабальеро и Варелы. Наиболее ярким представителем его был Хосе де ла Лус-и-Кабальеро (1800–62). Развивая учение Бэкона и Локка, он уделял большое внимание разработке метода и теории познания. Вместе с тем в мировоззрении Лус-и-Кабальеро были определ. противоречия, связанные с его религиозностью. Важным событием в истории К. ф. была полемика в 1839–40-х гг. между Лус-и-Кабальеро и сторонниками философии Кузена, братьями Гонсалес дель Валье, породившая многочисл. филос. лит-ру. Полемика, отражавшая борьбу двух осн. линий развития философии на Кубе в этот период, привела к оживлению филос. деятельности. Идеи Лус-и-Кабальеро развивал его друг и соратник Хосе Мануэль Местре (1832–85), преподававший в ун-те логику, метафизику и мораль. В 1861 Местре выступил в ун-те с речью (в 1862 издана отд. книгой: J. M. Mestre, De la filosofia en la Habana), в к-рой впервые исследовал историю К. ф., указав на преемственность передовых филос. традиций. Мыслители, к-рые развивали и распространяли прогрессивные в условиях Кубы филос. взгляды, были вместе с тем борцами за отмену рабства и за независимость страны (Кабальеро, Лус-и-Кабальеро, Варела). Особенно ярко проявилась эта свободолюбивая тенденция во 2-й пол. 19 в., когда нац.-освободит. борьба против исп. колониального господства приняла значит. размах. В 1868 вспыхнуло восстание, к-рое провозгласило Кубу республикой. Война с Испанией продолжалась 10 лет, и хотя восстание было подавлено, борьба кубинского народа за свою независимость в действительности не прекращалась, а в 1895 вспыхнула с новой силой. В 1898 была провозглашена независимость Кубы, однако империалисты США фактически закабалили страну. В этот период среди философов особенно выделяются Хосе Марти (1853–95) и Энрике Хосе Варона (1849–1933). Революц.-демократич. поэт и мыслитель Марти оставил глубокий след в культуре стран Лат. Америки. Многие исследователи филос. творчества Марти пытались доказать его близость к Эмерсону или к исп. краусизму. Не отрицая влияния, к-рое оказали эти мыслители на Марти в определ. период, необходимо отметить, что его творчество в целом характеризуется явной тягой к естеств.-науч. материализму Дарвина и Геккеля, особенно заметной в ряде его последних работ. Неоценим вклад Марти в развитие эстетич. идей. Центр. место в творчестве Марти занимают социальные вопросы. Он не только участвовал в революц. борьбе, но и был ее идейным руководителем. Марти обосновал необходимость и неизбежность революц. освобождения Кубы, предостерегая против империалистич. политики США. Творчество Э. X. Варона также имело яркую социальную направленность. Во многих работах он критиковал исп. и амер. колонизаторов; в филос. сочинениях защищал и пропагандировал естеств.-науч. материалистич. концепцию. В сер. 19 в. на Кубе получили нек-рую известность филос. идеи Канта, хотя тогда они не нашли сторонников. С критикой философии Канта выступил Варела, а позднее Лус-и-Кабальеро. В 70-х гг. 19 в. кубинец Хосе дель Перохо-и-Фигерас (1852–1908), слушавший в Германии лекции К. Фишера, стал на позиции неокантианства. Благодаря Перохо, к-рый перевел на исп. язык "Критику чистого разума" Канта (1883) и "Жизнь Канта" К. Фишера, эти работы получили нек-рое распространение в Лат. Америке. Хотя Перохо жил в основном в Испании, его работы, среди к-рых следует выделить "Кант и совр. философы" (J. del Perojo, Kant у los fil?sofos contemporaneos, опубл. в журн. "Revista Europea", 1875, t. 4), оказали влияние на развитие философии на Кубе. В 20 в. на Кубе становятся популярными идеи прагматизма, экзистенциализма и неотомизма. Однако кубинскими философами в этот период не написано почти ничего значительного. Нек-рый интерес представляют лишь работы, посвященные истории филос. идей на Кубе, среди к-рых можно отметить книгу Медардо Витьера "Философия на Кубе" (М. Vitier, La filosofia en Cuba, 1948). Положит. явлением было издание работ классиков кубинской филос. мысли. Распространение и развитие марксистских идей на Кубе тесно связано с развитием рабочего движения в конце 19 – нач. 20 вв. Идеи социализма пропагандировали газеты "El Obrero" и "El Productor", гл. редактором к-рой был Энрике Роиг, популяризировавший марксизм (см. Блас Рока, Основы социализма на Кубе, М., 1961, с. 188). На страницах этих газет велась борьба за создание социалистич. партии, основанной на принципах марксизма. В 1900 под руководством Диего Висенте Техера была создана Народная партия – первая партия рабочего класса Кубы. Нек-рое время спустя был создан "Клуб социалистической пропаганды", руководимый Карлосом Балиньо (1848–1926); клуб издавал газету "La Voz Obrere", пропагандирующую работы Маркса и Энгельса. В 1904 была основана "Рабочая партия Кубы" (с 1905 – "Рабочая социалистич. партия"), под влиянием "Клуба социалистической пропаганды" и благодаря усилиям Балиньо включившая в свою программу ряд социалистич. требований. Октябрьская революция в России оказала значит. влияние на рост рабочего движения и распространение марксистских идей. В 1925 марксисты, входившие в "Рабочую социалистич. партию", порвали с оппортунистами и ревизионистами и создали Коммунистич. партию Кубы (в 1944 преобразована в Народно-социалистич. партию). Большую роль в ее создании сыграли выдающиеся деятели рабочего движения Кубы Карлос Балиньо и Хулио Антонио Мелья (1903–29). Работы Балиньо свидетельствуют о его глубоком знании марксизма, к-рый он творчески применял к условиям кубинской действительности. Он подверг критике взгляды кубинских реформистов, считавших, что на Кубе должна быть "особая форма социализма", и показал, что подобные утверждения означают отказ от социалистич. идеалов. Его работа "Истины социализма" (С. Bali?o, Precursores cubanos. Verdades del socialismo, 1941) пропагандировала осн. идеи науч. социализма. Хулио Антонио Мелья был стойким революционером, пламенным пропагандистом идей марксизма: "Мелья, – писал Блас Рока, – убитый совсем молодым, это одна из вершин кубинского революционного движения, один из тех, кто выковывал антиимпериалистическую идеологию..." ("Conclusiones de la discusi?n del programa...", in "Fundamentos...", No 158, La Habana, 1959, nov., p. 26). Создание Коммунистич. партии явилось значит. событием в политич. жизни страны. Печатные органы партии стали важным фактором идеологич. борьбы. Несмотря на тяжелые условия нелегального существования, партия сумела регулярно выпускать теоретич. орган "Fundamentos" и др. издания, в к-рых освещались осн. политич. и теоретич. проблемы революции и нац.-освободит. борьбы на Кубе. Выдающуюся роль в пропаганде идей марксизма-ленинизма на Кубе в 1-й пол. 20 в. сыграли руководители рабочего класса Блас Рока, Хуан Маринельо, Мартинес Вильена, Хесус Менендес и др. Несмотря на очень трудные условия борьбы, кубинские марксисты принимали активное участие в культурной жизни страны, отстаивая в литературе и иск-ве основы марксистского мировоззрения и принципы социалистич. реализма. Большую роль в идеологич. борьбе сыграли работы Хуана Маринельо, в к-рых с марксистских позиций исследуются проблемы развития культуры в Лат. Америке, традиции прогрессивной мысли в этих странах: работы о Хосе Марти (J. Marinello, Jos? Marti, 1958), об аргентинском марксисте Анибале Понсе – "Восемь статей об Анибале Понсе" (J. Marinello, Ocho notas sobre Anibal Ponce, 1958). Маринельо отстаивает принципы социалистич. иск-ва, выступает за новую культуру близкую народу. В этой связи он остро критикует абстракционизм и формализм, показывает их оторванность от подлинных интересов народа. Широкое распространение идей марксизма явилось одним из важных факторов, определивших характер нац.-освободит. борьбы и быстрое перерастание народной антиимпериалистич. революции в социалистическую. Переломным моментом в истории нац.-освободит. борьбы кубинского народа явилась победа революции и свержение диктатуры Батисты в 1959. Кубинская революция является самым значит. событием в истории нац.-освободит. борьбы народов Лат. Америки в 20 в. Своим примером она вдохновляет на борьбу угнетенные народы других латино-амер. стран. Кубинская революция покончила с господством северо-амер. империализма, к-рый подчинил своим интересам всю экономику страны. Она доказала, что в совр. эпоху социалистич. революция может победить даже в самых неблагоприятных условиях и опровергла теорию, согласно к-рой на амер. континенте в непосредств. близости от североамер. империализма социалистич. революция обречена на провал. Опыт революц. развития Кубы теоретически обобщен в 1-й и 2-й Гаванских декларациях (от 2 сент. 1960 и 4 февр. 1962), в выступлениях руководителей кубинской революции и прежде всего в работах вождя Кубинской революции Фиделя Кастро Рус. В них на основе науч. анализа историч. развития революц. борьбы на Кубе показывается, что только под руководством рабочего класса народ может довести борьбу против империализма до конца, успешно построить фундамент нового общества. Анализируя опыт революц. борьбы на Кубе, Кастро Рус говорит: "Кубинская революция доказывает, что империализм несет в себе зародыши собственного разрушения" ("Noticias de hoy", 1961, 9 de junio, p. 5). В процессе революц. борьбы на основе принципов марксизма произошло слияние осн. идейных течений – революционно-демократического и марксистского, и создана (1963) Единая партия социалистич. революции (ПУРС), являющаяся единств. партией кубинского народа. С целью усиления идеологич. работы среди масс, повышения теоретич. уровня членов партии, улучшения изучения марксистско-ленинской теории создана широкая сеть школ революц. просвещения. При Гаванском ун-те организована Школа политич. наук. Издается теоретич. журнал "Cuba Socialista" ("Социалистич. Куба"). Кубинскими учеными-марксистами написан ряд работ, в к-рых дается глубокий науч. анализ актуальных проблем кубинской революции и истории нац.-освободит. борьбы (Антонио Нуньес Хименес, Эмилио Роиг де Леучсенринга, Хосе Антонио Портуондо и др.). Важное значение в деле пропаганды и распространения марксистских филос. идей имеют работы сов. философов, переведенные на исп. язык. Лит.: Народы Лат. Америки в борьбе против амер. империализма. Сб. ст., М., 1951; Фостер У. 3., Очерк политич. истории Америки, пер. с англ., 2 изд., М., 1955; Зорина А. М., Нац.-освободит. движение на Кубе в 1895–1898 гг., "Уч. зап. по новой и новейшей истории", 1957, вып. 3; Терновой О. С, Выдающийся кубинский мыслитель Хосе Марти, "Вопр. философии", 1959, No 2; Ермолаев В. И., Возникновение первых рабочих организаций и марксистских кружков в странах Лат. Америки (1870–1900 гг.), "Вопр. истории", 1959, No 1; Лат. Америка в прошлом и настоящем. Сб. статей по экономике, истории и культуре стран Лат. Америки, М., 1960; Блас Рока, Кубинский народ в борьбе за свободу и независимость, "Коммунист", 1960, No 7; его же, Куба – свободная территория Америки, пер. с исп., М., 1961; История философии, т. 2, 4, 5, М., 1957–61; Че Гевара Э., Партизанская война, пер. с исп., М., 1961; ?ортуондо X. А. Историч. очерк кубинской лит., М., 1961; Нуньес Хименес ?., Империя янки – враг Лат. Америки, [пер. с исп. ], М., 1962; его же, Республика Куба. Историч. очерк, [пер. с исп. ], М., 1963; Леучсенринг Э. Р. де, Хосе Марти – антиимпериалист, пер. с исп., М., 1962; Варела А., Куба революционная, [пер. с исп., М. ], 1962; Кастро Ф., Речи и выступления, пер. с исп., М., 1960; его же, Речи и выступления. 1961–1963 гг., пер. с исп., М., 1963; Народы СССР и Кубы навеки вместе. Документы советско-кубинской дружбы, М., 1963; Sangui1y M., Don Jose de la Luz y Caballero, 2 ed., Habana, 1926; M?ndez M. I., Marti, estudio critico-biogr?fico, La Habana, 1941; Varona у ?era E. J., Pr?logo y selecci?n de J. A. Fern?ndez de Castro, M?x., 1943; его же, Por la patria, en la Colonia y en la Rep?blica, [Habana ], 1949; Vida y pensamiento de F?lix Varela, La Habana, 1944; Varela y Morales F., Miscel?nea filos?fica, La Habana, 1944; его же, Cartas a Elpidio, v. 1–2, Obras, v. 6, 7, La Habana, 1944–45; Marti J., Obras completas, v. 1–2, La Habana, 1946; Luz y Caballero J. С. de la, La polemica filos?fica, t. 1, Obras, v. 3, La Habana, 1946; Sanguily y Garritte M., Defense de Cuba, Habana, 1948; Vitier M., La filosofia en Cuba, M?x. – B. Aires, [1948 ]; его же, Enrique Jos? Varona, su pensamiento representative La Habana, 1949; Rоa R., Historia de las doctrines sociales, v. 1, [Habana ], 1949; Marinello J., Meditaci?n americana, B. Aires, [1959 ]; Castro F., Pensamiento politico, econ?mico y social de Fidel Castro, [3 ed. ], La Habana, 1959; Manach J., Jose Marti, t. 1–2, La Habana, [s. a. ]; его жe, El pensamiento vivo de Maceo, La Habana, [1952 ]; Nunez Jim?nez ?., Patria о muerte, La Habana, 1961; Arismendi R., Problemas de una revoluci?n continental, Montevideo, 1962. P. Бургете. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.