КШАНТИ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КШАНТИ
Санскр.) Терпение, одна из Парамит совершенства.

Источник: Теософский словарь

КШАНТИ
санскр.) — терпение, смирение, скромность; одна из шести добродетелей (парамита ). Н. А Канаева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

КШАНТИ
(санскр. ksa–nti, тиб. bzod pa, терпимость, терпение) — третье совершенствование на махаянском духовном Пути бодхисаттв (см. Бодхисаттва). Мастерами К. становятся на третьем уровне (бхуми) духовного роста. Когда полностью преодолевается гневливость, тогда достигаются: 1) терпеливость в созерцательном постижении Закона (см. Закон буддийский); 2) терпение для пребывания в страдании, вплоть до самых тяжких физических и душевных мук; 3) терпеливость в обучении Закону других существ.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

КШАНТИ
(санскр. ksanti, пал. khanti - терпение) - одна из важнейших добродетелей в буддийском и немаловажная в джайнском «практическом учении».
В пал. текстах термин К. является многозначным и распространяется на: 1) терпение страданий, 2) прощение обид, 3) «воз-зрение» в учение (Маджджхима-никая 11.175). Абхидхармические тексты уточняют, что третье значение соответствует рассмотрению всех вещей как «хрупких» и «бессущностных» в соответствии с истинным учением Будды и что правильное «воз-зрение» достигается либо учением, либо самостоятельной рефлексией.
В буддизме махаяны К. — третье по порядку совершенство (парамиты) бодхисаттвы, следующее за нравственным поведением (шила) и предшествующее способности удерживать положительные результаты (вирья). Махаянисты уточняют в связи с третьим пунктом, что правильное «воз-зрение» наступает тогда, когда постигается не только то, что вещи ничем не произведены и не имеют субстанциальной реальности, но и то, что сама их причинная обусловленность также иллюзорна. Терпение способствует «стабилизации» правильных взглядов, а те, в свою очередь, - терпению. Нетерпение, или гнев, считается величайшей преградой для «прогресса» бодхисаттвы, к-рый должен воплощать благостность. Нетерпение следует подавлять правильным размышлением о том, что страдание — общий удел всех людей, что привычка к нему притупляет его остроту, что оно полезно, ибо вызывает боязнь совершить проступки и что оно способствует почитанию будд как избавителей от него. На обидчиков бессмысленно гневаться, т.к. они действуют вследствие определенных причин, основная из к-рых - дурные дела в прошлых рождениях. Особо следует устранять зависть, равно как и мысль о том, что враг может быть препятствием для получения «заслуги». Тот, кто причиняет кому-либо зло, является его благодетелем, ибо нет большей добродетели, чем К.
В джайнизме К. - средство преодоления первого аффекта — гнева, к-рый причиняет самому гневающемуся больше вреда, чем объекту его возмущения: он разрушает, подобно огню, своего собственного «носителя», свою «опору».
В «Таттвартхадхигама-сутре» Умасвати различаются две кармы: та, к-рая после своей реализации приносит страдание, и та, к-рая проявляется в радости. К. входит во вторую группу наряду с сочувствием всем существам, щедростью (дана) и некоторыми другими добродетелями. См. Парамиты.

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001