КСЕНОПОЛКСЕНОФАН из К о л о ф о н а

КСЕНОФАН

Найдено 6 определений термина КСЕНОФАН

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

КСЕНОФАН

греческий философ, основатель школы элеа-тов (Колофон, Иония, конец VI в. до Р.Х.). Автор поэмы «Природа», от которой до нас дошло лишь несколько фрагментов. Развивает идеалистический пантеизм, оказавший большое влияние на его ученика Парменида.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

Ксенофан

ок. 570 - 478 гг. до н.э.) - древнегреческий поэт, странствующий философ, основатель Элейской школы. Прославился высказываниями о том, что люди выдумали богов по своему образу и подобию, что они переносят на них собственные черты и недостатки. Так, у эфиопов боги черны и курносы, а у фракиян - рыжеволосы и голубоглазы. По мнению самого Ксенофана, существует только один бог, и он един с природой.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

КСЕНОФАН

древнегреч. философ. Основал школу элеатов в Южной Италии, "первый среди элеатов цельный ум" (Аристотель). Хотя Ксенофан мыслил большей частью с помощью поэтических образов, нежели понятий, он боролся с антропоморфистским представлением о Боге. Выступая против такого представления, он требовал "мудрости", свободной прежде всего от чувственных образов. Именно в этом смысле понимал богов как одно и все. К природе он относился с благоговением, как к высшему совершенству. Но полной уверенности в существовании богов и общей, единой природы, считал Ксенофан, никто не достиг и не мог достичь, ибо если бы кому-нибудь и удалось стать на верный путь, то все равно он не узнал бы этого, т. к. все есть видимость. Известны "Фрагменты" стихотворений Ксенофана, в которых он излагает свое учение.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

КСЕНОФАН (580, 577 до н.э. - 490, 485 до н.э.)

древнегреческий философ из г. Колофон (близ Милета и Эфеса). Профессиональный рапсод (сочинитель и исполнитель стихов под аккомпанемент кифары). Бродяжничал до возраста 92 лет. Ученик Анаксимандра. Был близок к школе элеатов: "первый среди элеатов цельный ум" (Аристотель). Но в отличие от последних интересовался преимущественно теологической и космологической (а не онтологической) проблематикой. Отвергал и подвергал критике антропоморфистские представления о богах (в частности, поэмы Гомера): "Что среди смертных позорным слывет и клеймится хулою - // То на богов возвести ваш Гомер с Гесиодом дерзнули: // Красть и прелюбы творить, и друг друга обманывать хитро". Фундировал собственные рассуждения преимущественно яркими поэтическими метафорами. (Стал широко известен следующий фрагмент творчества К.: "Если быки, или львы, или кони имели бы руки // Или руками могли рисовать и ваять, как и люди, // Боги тогда б у коней с конями схожими были, // А у быков непременно быков бы имели обличье; // Словом, тогда походили бы боги на тех, кто их создал. // Черными пишут богов и курносыми все эфиопы, // Голубоокими их же и русыми пишут фракийцы".) Отдавал предпочтение "мудрости", свободной прежде всего от чувственных образов. К природе К. относился с благоговением как к высшему совершенству. Как указывал Аристотель, - "распространяя свое понимание на тотальность универсума, Ксенофан утверждает, что единое есть Бог". Согласно К., "Единое, Бог, высшее меж богов и людей, ни фигурой, ни мыслями на людей не похоже"; "все целое видит, все целое мыслит, все целое описывает... без усилий, силой лишь ума своего все приводит в трепет". При этом, по мысли К., полной уверенности в существовании богов и единой природы никто не способен достичь, ибо хотя бы некто и встал на верный путь, он бы не узнал этого, поскольку все есть видимость. (По легенде, когда Эмпедокл заметил К., что мудреца найти невозможно, тот отвечал: "Так оно и есть, ибо человек, желающий найти мудреца, должен быть мудрым сам".) Мысле-образы К. революционным путем трансформировали представления людей античного мира о божественном: последнее уже было невозможно представлять по формам и меркам человеческого.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История Философии: Энциклопедия

КСЕНОФАН

КСЕНОФАН (?????????) из Колофона (ок. 570 - после 478 до н. э.), др.-греч. поэт и философ. После покорения греческих городов Ионии Гарпагом (540 до н. э.) эмигрировал и вел жизнь «скитальца» в течение 67 лет. По ряду свидетельств, восходящих к полушутливому пассажу Платона в «Софисте», К. - основатель элейской школы и учитель Парменида. Однако древность знала и другой взгляд на К. (совпадающий с мнением большинства современных исследователей) как на «одиночку» (Диоген Лаэртий). Как странствующий учитель «мудрости», а также по своим просветительским установкам, этическому утилитаризму, гносеологическому релятивизму и эристическим приемам К. напоминает софистов 5 в. К. не выработал никакой философской системы: взгляды, излагавшиеся им в различных стихотворениях, не свободны от противоречий. По своему стилю К. — полемист и сатирик, по своему этосу - ниспровергатель всех авторитетов эллинской культуры и религиозно-нравственный реформатор.     Основное произведение К. - «Силлы» («Сатиры») в 5 кн., направленные «против всех поэтов и философов» его времени, прежде всего против Гомера и Гесиода и их антропоморфных богов. Мифологическому политеизму К. противопоставляет монотеистическую концепцию: «Один бог, наивеличайший среди богов и людей, не похожий на смертных ни телом, ни разумом»; «он весь целиком видит, весь целиком мыслит, весь целиком слышит», правит миром «силой ума» и вечно пребывает неподвижным. Согласно надежной традиции (Аристотель, Теофраст), К. отождествлял единого бога с универсумом. Учение К. о боге есть, т. обр., пантеизм в его классическом оформлении. Гносеологические высказывания К. - первая в истории греческой мысли постановка вопроса о возможности и границах познания. Высшим и абсолютно достоверным знанием, по К., обладает только бог; человеческое знание не выходит за пределы субъективного «мнения» и имеет вероятностный характер. В сочетании с критикой всех философских систем этот тезис делал К. в глазах античных скептиков предтечей скептицизма. Впервые зафиксированное у К. противопоставление мнения и знания имело программное значение для античной гносеологии. Утилитаризм К. имел не только социально-этические (осуждение роскоши, бесполезность Олимпийских игр), но и космологические следствия: «Солнце полезно... а Луна не нужна».     Фрагменты: DK I, 113-139; Testimonialize е frammenti. Introd., trad, е comm. M. Untersteiner. Fir., 1967; Lesher J. H. Xenophanes of Colophon, Fragments: A Text and Translation with Commentary. Tornt, 1992.     Лит.: Jaeger W. W. The theology of the early Greek philosophers. Oxf., 1968; FraenkelH. Wege und Formen fruehgriechischen Denkens. M?nch., 1968; Lesher J. H. Xenofanes´ Scepticism, - Essays in ancient Greek philosophy. Vol. 2. Albany (N. Y), 1983; LebedevA. V. A new fragment of Xenofanes, - Studi di filosofia preplatonica. Nap., 1985, p. 13 sq.     А. В. ЛЕБЕДЕВ

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

КСЕНОФАН

К о л о ф о н с к и й (?????????) (6–5 вв. до н.э.) – др.-греч. поэт и философ, считавшийся, согласно псевдоаристотелевскому трактату "О Ксенофане, Зеноне и Горгии", основателем элейской школы. В воззрениях К. сильны материалистич. и диалектич. тенденции. К. – автор элегий (одну из них Пушкин дал в свободном переводе – "Чистый лоснится пол", В 1, Diels 9), в к-рых он осмеивал культ физич. силы (В 2), выступал против роскоши (В 3) и пьянства (В 5), проводил орфич. мотивы (см. Орфики) переселения душ (В 7). В пародийных "Силлах" К. дал знаменитую критику антропоморфизма, к-рая является первой сознат. попыткой опровержения мифологии: "Но если бы быки, лошади и львы имели руки и могли бы ими рисовать произведения [искусства ], подобно людям, то лошади изображали бы богов похожими на лошадей, быки же похожими на быков, и придавали бы [им ] тела такого рода, каков телесный образ у них самих [каждый по-своему ]" (В 15, ср. 16). В этом смысле К. порицал антропоморфич. изображение богов у Гомера и Гесиода (В 10–12). К. резко критиковал различные философ. школы (А 22, 25). Т. о., в художеств. произведениях К. чувствуется филос. мысль. Направленность ее заключается в том, чтобы мыслить бытие, с одной стороны, вполне материально и в его эволюции: "Из земли все [возникло ], и в землю все обратится в конце концов" (В 27), "земля и вода есть все, что рождается и растет" (В 29, ср. В 33). К. мыслит постепенную эволюцию Земли, учитывая, между прочим, на основании личных наблюдений отпечатки морских растений и животных на суше (А 35). Ему принадлежит целая космогония, типичная вообще для досократовской философии (В 38–48; В 30–33). С др. стороны, К. уже дошел до той степени абстракции, чтобы мыслить материю как единое сущее, совмещающее в себе осн. противоречия материи как филос. принципа. Это бытие и повсюду разное (признается постепенная эволюция материи), и повсюду однородное и в этом смысле шаровидное (шаровидность допускается здесь, очевидно, как символ всеобщей однородности, или, как мы теперь сказали бы, одинаковой удаленности всего от центра). Все и ограничено и безгранично. Все едино и множественно. Все телесно и бестелесно. Все божественно и материально. Все сущее и не-сущее. Все является сознанием, ощущением, мышлением; и все – материально. Среди многочисл. мотивов натурфилософского, критико-мифологич. и поэтич. содержания и в дошедших до нас фрагментах К. убежденно проводится мысль о непрерывности, единстве, вечности, неразрушимости и неизменяемости сущего (см. особенно А35–38), что, несомненно, оказало решающее влияние на всю элейскую школу. Философия К. впоследствии толковалась и теологически (см. у Климента Александрийского, В 23; у Секста-Эмпирика, В 24; у Симпликия, В 25–26), и материалистически (см. у Аэция, В 27; у Секста-Эмпирика, В 33). Соч.: Die Fragmente der Vorsokratiker. Griechisch und deutsch, von H. Diels, Bd 1, 9 Aufl., В., 1960; Маковельский ?., Досократики, ч. 1, Каз., 1914, гл. 11 (пер. фрагментов из трудов К. и лит. о нем). Лит.: Mандес М. И., Элеаты, О., 1911, с. 45–100; История философии, т. 1, [М. ], 1940 (по указат. имен); История философии, т. 1, М., 1957 (по имен. указат.); Berger H., Untersuchungen ?ber das kosmische System des Xenophanes, "Ber. der k?nig. S?chs. Gesellschaft der Wissenschaften zu Leipzig. Philol.-hist. Cl.", Bd 46, 1894, S. 15–64; Mavrokordato N., Der Monotheismus des Xenophanes, Lpz., 1910 (Diss.); Fr?nkel H., Xenophanesstudien, "Hermes", 1925, Bd 60, H. 2, S. 174–192. А. Лосев. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме КСЕНОФАН — 0

Найдено научныех статей по теме КСЕНОФАН — 0

Найдено книг по теме КСЕНОФАН — 0

Найдено презентаций по теме КСЕНОФАН — 0

Найдено рефератов по теме КСЕНОФАН — 0