КРЮКОВ Дмитрий Львович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

КРЮКОВ Дмитрий Львович
8(20). 04. 1809, Казань - 5(17). 03. 1845, Москва) - философ, историк и литературный критик. После окончания Казанского ун-та и Дерптского профессорского ин-та работал преподавателем лат. языка, защитил диссертацию на степень д-ра философии в Петербурге. Образование продолжил в Берлине, где познакомился с нем. классической философией и стал одним из первых ее популяризаторов в России. Осн. печатные труды К. (преимущественно на лат. и нем. языках) были посвящены истории (прежде всего истории Древн. Рима). В то же время, по свидетельству Грановского, его лекции в Московском ун-те (он читал их с 1835) пробуждали у студентов интерес к философии. В ун-те он познакомился с Герценом, выступал вместе с ним и др. представителями западничества против теории "официальной народности". В 1841 г. К. опубликовал в "Москвитянине" ст. "О трагическом характере истории Тацита" и "Несколько слов о деле драматического искусства по поводу игры Каратыгина", в к-рых обнаружил глубокое понимание эстетических проблем. Ими ограничивается список его русскоязычных публикаций, однако в его архиве сохранились проработанные лекционные курсы, обнаруживающие его основательное знакомство с идеями Гегеля, Фихте и Шеллинга, заинтересованное и вместе критическое отношение к ним. Предметом внимания К. были прежде всего проблемы методологии исторического исследования, связи истории и философии. Отличая собственно философский подход к истории от натуралистического, свойственного нек-рым просветителям, он подчеркивал роль труда в становлении цивилизации. Не создав оригинальных произв., К. вошел в историю рус. философии как глубокий знаток римской истории, к-рую трактовал с позиций гегельянства, скорректированного критикой идей финализма истории (ее движения - к конечной цели), а также как блестящий лектор (его сравнивали с Грановским).

Источник: Русская философия: словарь

КРЮКОВ Дмитрий Львович
8 апр. 1809 – 5 марта 1845) – рус. историк, одним из первых познакомивший рус. общество с диалектикой Гегеля; соратник Грановского, друг Герцена. Сын вольноотпущенного крепостного живописца. В 1827 окончил Казанский ун-т, в 1832 – Дерптский профессорский Ин-т (где получил степень д-ра философии). С 1835 – проф. Моск. ун-та. В 40-е гг. участвовал в борьбе с идеологами "официальной народности" – Погодиным и Шевыревым. Герцен высоко ценил К. и намеревался опубликовать его лекции, однако их студенч. записи так и остались неизданными. Филос.-историч. концепция К., наиболее четко выраженная в его лекционном курсе, характеризуется критич. отношением как к абстрактно-умозрит., так и к узкоэмпирич. толкованиям истории. "Мнение, что философия истории может быть построена без помощи фактов, – говорил К., – ввели так называемые натурфилософы, но оно совершенно ложно. Также, только одни факты, не связанные философиею, превратят историю в мертвый агрегат... Истинный метод есть историко-философский", т.е. сочетающий конкретно-историч. изучение фактов с их филос. обобщением (цит. по рукописи, см. Отдел письм. источников Гос. Истор. музея, ф. 221, ед. хр. 15, л. 7). Противник субъективизма, К. возражал против абсолютизации роли личности в истории, ратовал за раскрытие объективной закономерности обществ. развития, к-рую он понимал идеалистически, хотя и придавал большое значение влиянию географич. среды, а также роли труда как цивилизующего, нравственно и эстетически формирующего фактора. История рассматривалась К. как арена борьбы противоположных сил: "где борение – там развитие". Исходя из различного обществ. положения плебеев и патрициев, К. пытался уяснить характер религии в Древнем Риме; у патрициев, считал он, была одна религия, у плебеев – другая. К. был одним из первых рус. ученых, включивших историю Китая, Индии и др. стран Востока в курс истории. Элементы диалектики, содержавшиеся в идеалистич. философии истории К., свидетельствуют о его стремлении самостоятельно применить гегелевский метод к истолкованию обществ. явлений, особенно антич. эпохи. Соч.: Observationes ad Taciti Agricolam, Dorpati, 1832; Taciti Agricole. Вновь пересмотренный текст с примеч..., М., 1837; De Quinti Curtii Rufi aetate, в кн.: Речи, произнесенные в торжественном собрании Имп. Моск. ун-та, М., 1836; О трагич. характере истории Тацита, "Москвитянин", 1841, ч. 2, [No 3 ], с. 119–28; Andeutungen ?ber den urspr?nglichen Religionsunterschied der r?mischen Patricier und Plebeier, Lpz., 1849; Мысли о первонач. различии римских патрициев и плебеев в религ. отношении, в кн.: Пропилеи. Сб. ст. по классич. древности, издаваемый П. Леонтьевым, кн. 4, М., 1854. Лит.: Н. Н., [Рец. на кн. ] Речи, произн. в Моск. Ун-те..., "Телескоп", 1836, ч. 33 [No 9 ]; Благовещенский Н., [Рец. на сб. ст. ] Пропилеи, "Отечественные зап.", 1855–56, т. 103, 105; Биогр. словарь проф. и преподавателей Имп. Москов. ун-та..., ч. 1, М., 1855; Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 2, М., 1949, с. 574–75; Очерки истории историч. науки в СССР, [т. ] 1, М., 1955, с. 417–20; Герцен А. И., Собр. соч. в тридцати томах, т. 9, М., 1956 (см. Указатель имен); Коган Л. ?., Философско-историч. взгляды Д. Л. К., "Вопр. философии", 1961, No 7. Л. Коган. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.