Крузиус, Христиан Август

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Крузиус, Христиан Август

род. 10 янв. 1715, Леуна - ум. 18 окт. 1775, Лейпциг) - нем. философ, наиболее серьезный противник Христиана Вольфа. Создал учение о предустановленной гармонии; в своем учении, направленном против Лейбница и Вольфа, Крузиус защищал точку зрения, согласно которой не все действия являются с необходимостью результатом вызывающих их причин. Главная работа: "Weg zu GewiЯheit und Zuverlдssigkeit der menschlichen Erkenntnis", 1747.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КРУЗИУС Христиан Август
философ; p. 10. 1. 1715 (Леуна) — ум. 18. 10. 1775 (Лейпциг); наиболее серьезный противник Христиана Вольфа, отклонил учение о предустановленной гармонии и противопоставил Лейбницу и Вольфу точку зрения, согласно которой не все действия являются с необходимостью результатом вызывающих их причин; указал на границы математического метода при его применении к действительным предметам; наряду с другими работами написал также: Weg zu Gewißheit und Zuverlässigkeit der 8 menschl. Erkenntnis, 1747; Opuscula philosophicotheologica, 1750; Die philos. Hauptw., hg. v. G. Tonelli, 4 Bde., 1964—1969.
Heimsoeth. Metaphysik u. Kritik bei С. А. C., 1926; M. Wundt. Die dt. Schulphilos. im Zeitalter der Aufklärung, 1945 (Repr. 1964); L. W. Beck. Early German Philosophy. Cambridge Mass., 1969; M. Benden. С. А. C. — Wille u. Verstand als Prinzipien des Handelns, 1972.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Крузиус, Христиан Август

(10 янв. 1715 – 18 окт. 1775) – нем. теолог и философ-идеалист, проф. теологии в Лейпциге (с 1774). Стремясь согласовать разум с откровением, К. резко критиковал X. Вольфа за отсутствие в его филос. системе такого согласования, за моральный фатализм, а также детерминизм Лейбница – Вольфа в метафизике ("закон достаточного основания") и этике. К. критиковал учение Лейбница о предустановленной гармонии, считая, что свобода человека, допущенная богом и являющаяся источником зла, несовместима с существованием такой гармонии. Он отрицал положение Лейбница о том, что наш мир – лучший из возможных миров. Основу всякой объективной достоверности (в т.ч. убеждения в реальности внешнего мира) составляет божеств. разум; отражением его является разум человека, для к-рого все то, что нельзя помыслить иначе, как истинное – истинно ("принцип мыслимости"). К. оказал влияние на формирование учения Канта о синтетич. суждениях, но в целом Кант подверг критике метод К. (в соч.: "Исследования о ясности основоположений естественной теологии и морали" – "Untersuchung ?ber die Deutlichkeit der Grunds?tze der nat?rlichen Theologie und der Moral", 1764). Философию К. делил на логику ("Путь к достоверности и надежности человеческого познания" – "Weg zur Gewissheit und Zuverl?ssigkeit der menschlichen Erkenntnis", 1747), метафизику ("Эскиз необходимых истин разума" – "Entwurf der notwendigen Vernunftwahrheiten", 1745) и этику ("Наставление о том, как жить разумно" – "Anweisung, vern?nftig zu leben", 1744). Соч.: Anleitung ?ber nat?rliche Begebenheiten ordentlich und vorsichtig nachzudenken, TI 1–2, Lpz., 1749; Opuscula philosophico-theologica, Lpz., 1750. Лит.: Виндельбанд В., История философии..., т. 1, СПБ, 1913, с. 447–50; Marquardt ?., Kant und Crusius, Kiel, 1885; Festner С. ?., С. als Metaphysiker, Waidenburg – Halle, 1892; Seitz ?., Die Willensfreiheit in der Philosophie des Ch. A. Crusius..., W?rzburg, 1899; Heimsoeth H., Metaphysik und Kritik bei Ch. А. С., В., 1926; Jaitner W. R., Thomasius, R?diger, Hoffmann und Crusius, Bleicherode, 1939 (Diss). M. Бур. ГДР.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Крузиус, Христиан Август

10 января 1715, Леуна —18 октября 1775, Лейпциг) — немецкий философ, с 1774 — профессор теологии в Лейпциге. Один из самых влиятельных противников лейбнице-вольфовской рационалистической метафизики. Называя ее «иллюзорной систематикой», критиковал за учение о предустановленной гармонии, отождествление каузальных связей действительного мира с логическими, за подмену реальных оснований логическими и т. д. Указал на ошибочность смешения законов достаточного и определяющего основания, поскольку последний относится лишь к аналитически-необходимым связям между понятиями, не допускает возможности случайных вещей и свободных оснований человеческой деятельности, а потому приводит к абсолютному детерминизму и фатализму. В законе достаточного основания различал реальные и идеальные основания: первые относятся к действительным вещам и их причинам; вторые — к основаниям познания и нравственности. Как реальные, так и идеальные основания имеют синтетический характер, т. е. содержат в себе условия и предпосылки порождения или возникновения «нечто другого» и потому не исключают возможности случайных событий в мире, а также свободы в познавательной деятельности и нравственном поведении человека.
Действительный мир рассматривается Крузием как совокупность вещей или тел, данных нам в пространстве и времени и воспринимаемых посредством чувств. Тем не менее ощущения не дают нам адекватных образов самой субстанции, но являются всего лишь знаками или «характеристиками» ее сущности, которая состоит в недоступной чувствам и непостижимой разумом силе, образующей некоторое активное начало, или деятельное основание всего сущего. Вместе с тем именно в этой имматериальной, непознаваемой и деятельной субстанции Крузий усматривает и основание человеческой души, всех ее способностей — мышления (рассудка и разума) и желания (воли) и их активной деятельности. Причем именно воля как способность к спонтанному действию оказывается не только «основной силой» души, но и наиболее адекватным и полным проявлением сущности самой субстанции, выражением ее внутренней силы и активности (что и дало повод для определения его концепции как «онтологии воли»). Первоисточником этой субстанциальной силы, как и творцом действительного мира и человека, является Бог. Однако в отличие от т. н. естественной теологии в составе вольфианской метафизики Крузий избегает каких-либо рациональных доказательств бытия Бога, придерживаясь в данном случае апофатической традиции.
В соответствии со своими онтологическими установками в учении о мышлении и рассудке (ноологии) Крузий предложил и новую формулировку их высших законов, согласно которым познавательное применение рассудка определяется не формальной правильностью или непротиворечивостью мышления, а некоторой внутренне присущей ему принудительной силой, необходимой убежденностью или уверенностью самого мыслительного акта. Именно эта изначальная способность рассудка к полаганию позволяет ему утверждать нечто в качестве истинного или отрицать в качестве ложного, и уже затем, в соответствии с законом противоречия, определять способ совместного или раздельного существования субъекта и предиката в составе суждения, утвердительной или отрицательной связи между понятиями или мыслями. Т. о., первым основанием познания оказывается некая полагающая и целенаправленная деятельность мыслящего субъекта, внутренняя волевая активность самого мыслительного акта, которая и определяет возможность достижения истинного и непротиворечивого по форме знания. В силу этого истина оказывается не просто продуктом пассивного сообразования понятий с вещами, данными нам в ощущениях, а результатом активного упорядочивания и комбинирования последних, связующей и продуктивно-производящей деятельности субъекта, направленной на построение непротиворечиво-доказательного и вместе с тем конструктивно осуществимого знания, истинность и объективная значимость которого устанавливается его применением к чувственности и подтверждением в опыте. Тем самым Крузий одним из первых в докантовской философии попытался преодолеть крайности как рационалистического, так и эмпирического подходов к проблеме познания.
В телематологаи, или этическом учении Крузия его идеи о воле и ее свободе получают еще более отчетливое выражение. Различая физикальную и моральную необходимость, он относит первую к законам сущего или того, что есть, а вторую к принципам долга или к тому, что должно быть сообразно нравственному закону. В основе последнего лежит способность воли к свободной самодетерминации желаний и поступков, единственным мотивом которых служит добровольное следование голосу совести, чувству долга и уважения к закону как наиболее адекватному способу выражения свободы, ее признания в качестве всеобщей ценности и утверждения как конечной и безусловной цели, которая уже не может рассматриваться средством для других целей. Вместе с тем в качестве «производящей» причины всякой человеческой деятельности свобода может подчинять своим целям физические причины и необходимые законы вещей и даже использовать их для достижения «реального совершенства», т. е. искомого единства духовного и телесного, добродетели и счастья, долга и склонности и т. д. Крузий признает Бога в качестве источника, а также условия и цели исполнения нравственного закона, однако в то же время подчеркивает самодостаточный и категорический характер морального закона. Конечная цель Божественного творения состоит в самостоятельном развитии человеком своих задатков, способностей к нравственной и познавательной деятельности, к максимально полной реализации или самообнаружению своей свободной сущности. В целом для учения Крузия характерны незавершенность, эклектическое смешение разнородных подходов и мотивов, колебания между рационализмом и эмпиризмом, детерминизмом и волюнтаризмом и т. д. В поздний период творчества, перейдя на теологический факультет, он стремился к примирению философии и религии, истин разума и Откровения. Его критика вольфианского рационализма оказала определенное влияние на формирование критический философии Канта, его теории априорно-синтетических суждений, учения о практическом применении разума, категорическом императиве и т. д.
Соч.: Philosophische Hauptwerke, Bd 1—4. Hildesheim. 1964—69; Anweisung vernunftig zu leben. Lpz., 1744; Entwurf der notwendigen Vemunftwahrheiten. Lpz., 1745; Weg zur Gewisslieit und Zuverlassigkeit der menschlichen Erkenntnis. Lpz., 1747.
Лит.: Жучков В. А. Конструктивно полагающая природа познания и понятие нравственного закона у Хр. А. Крузия. — Он же. Из истории немецкой философии XVIII в. (Предклассический период). М., 1996,с.90-113; Marquardt A. Kant und Crusius. Kiel, 1885; Fcstner С. Chr. Aug. Crusius als Metaphysiker. Waldenburg-Halle, 1892; Heimsoeth H. Metaphysik und Kritik bei Chr. A. Crusius. В., 1926; Schmucker}. Die Ursprunge der Ethik Kants in seinen vorkritischen Schriften und Reflexionen. Meisenheim/Glan, 1961; Descartes und Crusius... — «KantStudien», 1976, H.3, S. 339-352; Benden M. Chr. A. Crusius. Wille und Verstand als Prinzipien des Handelns. Bonn, 1972.
В. А. Жучков

Источник: Новая философская энциклопедия