КРУПСКАЯ Надежда Константиновна

Найдено 4 определения термина КРУПСКАЯ Надежда Константиновна

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское]

КРУПСКАЯ Надежда Константиновна

1869-1939) - сов. гос. и парт. деятель, жена, друг и соратник В. И. Ленина. Педагог-марксист К. тесно увязывала вопросы воспитания и образования с задачами построения ком-мунистич. общества, рассматривая их в диалектич. единстве, с учетом всего комплекса воспитат. мер. Уделяя огромное внимание формированию науч.-материалистич. мировоззрения масс, К. отводила значит, место атеистич. воспитанию сов. граждан, требуя соблюдать в этом деле последовательность и такт. В работах «Задачи атеистической пропаганды», «Роль искусства в религиозном и атеистическом воспитании», «Об антирелигиозном воспитании в школе» и др. К. раскрыла марксист, понимание сущности религии, показала значение искусства в атеистич. воспитании, призывала использовать все науч. силы и культурн. кадры для популяризации естествознания и его достижений.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

КРУПСКАЯ Надежда Константиновна

1869-1939) - советский партийный и государственный деятель, педагог и теоретик коммунистического воспитания. В своих Педагогических соч. (т.. 1-10, 1957-63) К. раскрывала связь нравственного воспитания с трудовым, эстетическим и атеистическим воспитанием, рассматривала коллектив в качестве необходимой среды для развития у человека чувства ответственности за совершаемые поступки. Одной из заслуг К. явилось обоснование и развитие ленинской идеи политехнического образования как средства формирования всесторонне развитой личности. К. подчеркивала нравственное значение марксистского мировоззрения, овладение к-рым придает высокий смысл н цель человеческой жизни, «знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела». Важное значение для понимания этических взглядов В. И. Ленина и нравственного содержания его личности имеют написанные К. «Воспоминания о Ленине», в к-рых даны живые свидетельства того, Как в процессе революционного гворчества масс «выковывалась пролетарская этика». В статье «Облик Ленина как человека» К. противопоставляла мелкособственническому индивидуализму мораль коллективиста, революционного борца, нашедшую яркое воплощение в личности В. И. Ленина.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по этике

Крупская, Надежда Константиновна

1869-1939) - Пожизненная супруга и сотрудница Ленина. Родилась в семье интеллигенции в 1869 г. в Петербурге. В доме родителей, проникнутых революционными идеями, Н. К. с самых ранних лет видела революционеров различных направлений. После смерти отца Н. К., которой было только 14 лет, начала с матерью перебиваться случайными заработками: уроками, перепиской, сдачей комнат жильцам и т. д., но, несмотря на трудное материальное положение, окончила гимназию с золотой медалью. С 1891 г. по 1896 г. преподавала в воскресной школе и вечерних классах для рабочих в Петербурге (за Невской заставой). В эти же годы она усвоила себе марксистское мировоззрение, вела революционную пропаганду среди рабочих и участвовала, вместе с В. И. Лениным, в создании "Союза Борьбы за освобождение рабочего класса". Арестованная во время забастовки 1896 г. Н. К. подверглась 6-месячному тюремному заключению, по отбытии которого была выслана на 3 года в Минусинский округ (село Шушенское), где вышла замуж за Вл. Ильича Ленина. Последний год ссылки провела в Уфе в революционной подпольной работе. Получив в 1901 г. заграничный паспорт, приехала весной этого же года в Мюнхен, где начала работать в качестве секретаря "Искры", затем члена "Заграничной Лиги русских социал-демократов", а после III съезда партии - секретарем заграничной части ЦК. В конце 1905 г., вернувшись в Россию, проработала секретарем ЦК до начала 1908 г., когда ей пришлось снова уехать за границу. Н. К. заочно привлекалась по трем делам по 102-й ст. царского уголовного уложения. За границей она продолжала работать в качестве секретаря большевистских организаций, в то же время изучая педагогическую иностранную литературу и постановку дела в заграничных школах. Из-за границы тов. Крупская посылала статьи в "Свободное Воспитание", работала над книгой "Народное образование и рабочая демократия". По приезде в Россию, в 1917 г., сначала работала в Секретариате ЦК, но вскоре была выбрана в Выборгскую районную думу и работала там в управе, заведуя делом народного образования; одновременно вела и партийную работу. После Октябрьского переворота Н. К. работает в Наркомпросе, где она заведует в качестве члена коллегии внешкольным образованием и, кроме того, входит в Главный Ученый Совет, где руководит научно-политической секцией). В настоящее время тов. Крупская заведует Главполитпросветом Наркомпроса и одновременно принимает активное участие в женском и комсомольском движении, много пишет по этим вопросам в различных газетах и журналах. /Т. 21/

Грубое и жестокое отношение Сталина к Крупской толкнуло Ленина порвать с ним личные отношения в марте 1923 г. Политически и лично близкая к Каменеву и Зиновьеву, Крупская короткое время участвовала в Объединенной оппозиции 1926 г., но под тяжким давлением бюрократии, капитулировала. После этого, ее жизнь приняла очень тяжелый характер. После ее смерти Троцкий писал:

"Внешним образом ей оказывались знаки уважения, вернее полупочета. Но внутри аппарата ее систематически компрометировали, чернили, унижалии". ("Бюллетень оппозиции" # 75-76, март-апрель 1939 г., стр. 32). /И-R/

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический справочник русского марксиста

КРУПСКАЯ Надежда Константиновна

[14(26) февр. 1869 – 27 февр. 1939 ] – сов. парт. и гос. деятель, педагог и теоретик коммунистич. воспитания в СССР. Почетный член АН (с 1931), д-р педагогич. наук (с 1936). Родилась в Петербурге; семья К. была связана с кругами революц. демократии. В юности К. ознакомилась с марксизмом и стала его убежденным сторонником. "Марксизм дал мне величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь" ("Как я стала марксисткой", в кн.: Пед. соч., т. 1, 1957, с. 34–35). С 1895 К. – деятельный член "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". В 1901 – секретарь "Искры", а затем – редакций большевистских газет "Вперед", "Пролетарий", секретарь заграничной части ЦК партии; в период революции 1905–07 – секретарь ЦК партии в России. После победы Окт. революции К. всецело отдается делу просвещения в гос. масштабе. К. – член ЦК партии ряда съездов, член ЦКК. Соратник и неутомимый помощник, ближайший друг и жена В. И. Ленина. В соч. "Народное образование и демократия" (1915, опубл. 1917; Пед. соч., т. 1, 1957) К. разработала ряд проблем марксистской педагогики, показала возникновение и развитие идеи трудовой школы, ее связь с классовой борьбой. В апреле–мае 1917 К. была поручена разработка проекта изменений программы партии по нар. образованию. К. показала, что воспитание по своим целям, содержанию и методам в каждую данную эпоху исторически обусловлено характером обществ. отношений и является могучим рычагом их преобразования. В работе "К вопросу о социалистич. школе" (1918; Пед. соч., т. 2, 1958) К. определила, что целью воспитания в СССР является формирование преданных делу коммунизма всесторонне развитых людей, имеющих цельное науч. мировоззрение, подготовленных как к физическому, так и к умственному труду. К. развивала и обосновывала ленинскую идею о политехнич. образовании как одном из способов уничтожения противоположности между умств. и физич. трудом, как средстве воспитания всесторонне развитой личности. К. показала, что политехнич. образование должно быть тесно связано с производит. трудом и основываться на глубоком изучении наук. Одним из существенных вкладов К. в теорию коммунистич. воспитания является созданное ею учение о детском коллективе как среде, где воспитывается чувство ответственности каждого за деятельность всех и ответственность коллектива за деятельность каждого. Она была одним из инициаторов создания Союза рабочей молодежи в России и пионерской организации, определила содержание, направление и характер ее деятельности. К. плодотворно занималась культурно-просветительной работой, разрабатывая вопросы о развитии массовой культуры, о роли народа и самодеятельности масс в строительстве социалистич. культуры. В трудах "Задачи антирелигиозной пропаганды" (1922; Пед. соч., т. 7, 1959), "Роль искусства в религиозном и антирелигиозном воспитании" (1929; Избр. пед. произв., 1957) и др. К. раскрыла марксистское понимание сущности религии, указала на иск-во как на одно из средств атеистич. воспитания. К. работала по распространению ленинизма среди широких нар. масс. Ей принадлежат статьи, посвященные филос. сочинениям Ленина: "О Ленине. Воспоминания, связанные со статьей Ленина "О значении воинствующего материализма"" (1934); "К 25-летию выхода в свет книги Ленина "Материализм и эмпириокритицизм"" (1934, а также в сб. ст.: "О Ленине", 1960). Соч.: Пед. соч., тт. 1–10, М., 1957–63; О воспитании в семье. Избр. ст. и речи, М., 1962. Лит.: Константинов ?. ?., Зиневич H. A., Н. К. К. об атеистич. воспитании детей, "Сов. педагогика", 1955, No 7; Фрид Л. С., Н. К. Крупская, в сб.: Крупская Н. К., О культурно-просветительной работе, М., 1957; Арсеньев А. М., Роль Н. К. К. в строительстве сов. школы, "Сов. педагогика", 1957, No 9; Дридзо В., Н. К. Крупская, М., 1958; Кравченко А. Г., Н. К. К. – выдающийся деятель культурного строительства в СССР, М., 1958; Руднева Е. И., Н. К. К. и ее роль в строительстве сов. школы, М., 1958; Шарапов Ю. П., Выдающийся деятель культурного фронта, "Вопр. истории КПСС", 1959, No 1; Руднев П. В., К истории разработки программы партии по нар. образованию, "Сов. педагогика", 1959, No 12; Чувашев И. В., Н. К. К. – теоретик трудового и политехнич. обучения, М., 1960; Левидова С. М., Павлоцкая С. ?., ?. К. Крупская, Л., 1962; Андреева Е. П., Н. К. Крупская. Библ. указатель, М., 1959. А. Сабун. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме КРУПСКАЯ Надежда Константиновна — 0

Найдено научныех статей по теме КРУПСКАЯ Надежда Константиновна — 0

Найдено книг по теме КРУПСКАЯ Надежда Константиновна — 0

Найдено презентаций по теме КРУПСКАЯ Надежда Константиновна — 0

Найдено рефератов по теме КРУПСКАЯ Надежда Константиновна — 0