КРИЖАНИЧ Юрий

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КРИЖАНИЧ Юрий
ок. 1618, Обрх, близ Горицы, Югославия - 12.9.1683, близ Вены), представитель обществ.-политич. мысли славян 17 в., писатель; священникмиссионер. По национальности хорват. В 1642 защитил докторскую диссертацию в Риме. С 1659 жил в России; в 1661 (по неизвестным причинам) был сослан в Тобольск. После освобождения (в 1676) жил в Польше. К. пропагандировал идею о языковой и этнич. общности славян. Он предпринял попытку создания «общеславянского» языка. Предпосылку нац. возрождения и единства слав. народов усматривал в объединении католич. и православной церквей. Ведущую роль в сплочении славян отводил Рус.гос-ву. Ему принадлежит проект политич. и экономич. преобразований в России.
В разработанной им классификации наук К. отнес философию к разряду «мирского знания», включив в ее состав «логику, физику и этику». Всемирную историю рассматривал как непрерывный процесс, в ходе к-рого одни народы и страны приходят в упадок, а другие достигают расцвета. К. был сторонником провиденциализма, однако допускал возможность воздействия людей на нек-рые стороны историч. процесса.

Источник: Советский философский словарь

КРИЖАНИЧ Юрий
ок. 1618, Обрх, близ Горицы, Хорватия — 12 сентября 1683, близ Вены) — славянский общественно-политический деятель и мыслитель; предтеча идей панславизма, философ, богослов, историк, филолог. Католический священник-миссионер. По национальности хорват. Учился в Загребской семинарии, затем в Вене, Болонье, в коллегиуме Св. Афанасия при Ватикане. В Граце получил степень магистра, в 1642 в Риме защитил докторскую диссертацию. Состоял на службе в ватиканской Конгрегации пропаганды веры. В 1642—46 миссионерствует среди западных славян; много путешествует по Европе. В 1656 завершил труд по истории церковной схизмы («Всеобщая библиотека схизматиков»), где собрал возражения православных против схизмы. Изучая историю Церкви, пришел к выводу, что церковная схизма не имеет отношения к славянам и только разделяет их. Осознал свое призвание как служение духовнокультурному единству славянского мира и примирению Католической и Православной церквей. Центр культурного возрождения славян видел в России, которую впервые посетил в 1647. Не получив официального разрешения Рима, в 1659 через Польшу и Украину приезжает в Москву ко двору Алексея Михайловича; служил переводчиком, активно проповедуя свои идеи, которые были встречены в Москве довольно холодно. Осознавая себя членом и Католической, и Православной церкви, отказался принять вторичное крещение, которое от него потребовали. Вызвав против себя множество подозрений, в 1661 на 16 лет ссылается в Тобольск.
Энциклопедически образованный, владеющий 6 языками, Крижанич написал в ссылке множество трактатов по философии, богословию, истории, политэкономии, языкознанию, эстетике, музыке. В неоднократно посылаемых в Москву предложениях выдвинул целую программу экономических и политических реформ в России, необходимых для исполнения ее исторической миссии. Разделяя позиции провиденциализма, утверждал, что божественный промысл определяет лишь коренные повороты в жизни народов и допускает возможность свободного воздействия людей на некоторые стороны исторического процесса. Основные сочинения: «Политика», «О промысле Божием», «Толкование исторических пророчеств», «Грамматическое изыскание о русском языке» (в котором пытался создать общеславянский язык), «О святом крещении», «Обличение на Соловецкую челобитную». Основные философские идеи заключены в «Политике». Предложил классификацию наук, в которой все знание разделяется на духовное (богословские науки) и мирское (математика, механика и философия). Последняя состоит из идеоэтики, экономики, политики, физики и логики. Философия означает размышление о причинах вещей, она есть «тщательная и обдуманная рассудительность» в суждении о сущих вещах.
С 1676 жил в Польше, в 1678 в Вильно вступил в доминиканский орден, погиб в битве с турками под Веной.
Соч.: Собр. соч., т. 1-3. M., 1891-93; О промысле. M.. 1860; Политика. М„ 1997. Лит.: Белокуров С. А. Ю. Крижанич в России, т. 1—3. M., 1901—09; Лтюк Б. Д. Ю. Крижанич. М., 1946; Мордухович Л. М. Крижанич о «рабстве». — «Труды Отдела древнерусской литературы». Л., 1979, т. 33; Пащенко Е. «Политика» Ю. Крижанича как произведение литературы барокко. — «Советское славяноведение», 1983, № 5: ПушкаревЛ. Н. Ю. Крижанич. Очерк жизни и творчества. M., I984.
А. И. Абрамов

Источник: Новая философская энциклопедия

КРИЖАНИЧ Юрий
1617, Бихач, Босния - 12.09.1683, близ Вены) - писатель, мыслитель. По национальности хорват. Получил в Граце степень магистра философии, был слушателем греч. коллегиума Св. Афанасия при Ватикане. В1642 г. защитил докторскую диссертацию в Риме. В 1659 г. прибыл в Москву, стал активно Пропагандировать идеи о единстве славян, великом будущем России, необходимости широкой просветительской деятельности с целью вывести рус. народ в число образованных европейских наций. В 1661 г. за поддержку униатства был сослан в Тобольск, где прожил 16 лет и написал осн. свои соч. После освобождения в 1676 г. жил в Польше. В 1678 г. выехал в Вильно, где стал членом иезуитского ордена. Погиб под Веной в битве с турками, сражаясь в войсках Яна Собеского. К. был одним из энциклопедически образованных людей своего времени: владел 6 языками, занимался философией, политэкономией, историей, языкознанием, эстетикой, музыкой, богословием. Он стоял на позициях провиденциализма, но полагал, что божественный промысел определяет лишь коренные повороты в жизни народов и допускает возможность свободного воздействия людей на нек-рые стороны исторического процесса. Одним из средств достижения прогресса К. считал унию между православной католической церковью. В работе "De Providentia Dei" ("О промысле Божием") (1666-1667), посвященной царю Алексею Михайловичу, писал, что греки отпочковались от зап. церкви из-за "духа гордости", протестанты откололись из-за любви к свободе, а русские оказались просто обманутыми. Я считаю, писал он, московитян не еретиками, а христианами, введенными в заблуждение по простоте душевной. К. предлагал свои услуги царю, но они не были приняты. Положение иноземца, да еще католика, создало вокруг него своеобразную полосу отчуждения. Его соч. были известны лишь узкому кругу лиц. Он довольно сурово критиковал различные стороны быта и государственного строя России, отсталость рус. об-ва по сравнению с зап. странами, доказывая необходимость и своевременность предлагаемых им реформ. К. разработал первую систему классификации знаний в рус. - славянской терминологии. Все знания он делил на два вида: теоретические и практические. В философию включал логику, физику и этику, в логику же - грамматику, риторику, поэтику и диалектику. К. проводил различие между мудростью, знанием и философией. Мудростью он считал познание "наиболее важных и наивысших вещей" (Бога, природы, об-ва, человека), знанием - "понимание причин вещей", философией - желание мудрости. Философия выступает как высшая степень всех видов познания. К. особо выделял "политическую мудрость", видя  ней средство достижения общественного благополучия. Он выдвигал программу разумного управления державой, основанную на анализе истории страны, народа, природных ресурсов, традиций и умелом их использовании. К. глубоко изучил экономическое и политическое положение России, подчеркивал необходимость развития в ней торговли, ремесла и земледелия. С патриотических позиций он пытался понять роль славянства в мировом историческом процессе, считая, что оно развивается по восходящей линии, хотя постоянно подвергается угнетению и оскорблению со стороны чужеземцев, особенно турок и немцев. Особую роль в судьбе славян он отводил России, к-рая, превратившись благодаря передовым реформам в ведущую мировую державу, освободит порабощенные славянские и др. народы и поведет их вперед. К. предпринял попытку создания общеславянского языка, разработал его грамматику, поэтому его называют отцом славянской филологии. Идеи К. свидетельствуют о том, что в России того времени складываются предпосылки для проведения глубоких реформ, как писал Плеханов, его программа "во многих отношениях напоминает программу Петра I" (История русской общественной мысли // Соч. М., 1925. Т. 20. С. 290).

Источник: Русская философия: словарь

КРИЖАНИЧ Юрий

(р. ок. 1618–83) – деятель зап.-слав. и рус. обществ. мысли. Род. в Хорватии, получил богословское образование, был католич. священником-миссионером. В 1659 отправился в Россию. В 1661 был сослан в Тобольск. После освобождения (1676) жил в Польше. Важнейшие соч. К.: сб. трактатов, известный под назв. "Политика" (1663–66), "Об божием смотрению" (1666–67), "Толкование историч. пророчеств" (1674). Большинство соч. К. не было известно его современникам и впервые опубл. в 19 в. К. уделял большое внимание философии, считал, что науч. знание является необходимым условием успешной деятельности людей, но объявлял его достоянием высших сословий, а не простого народа. В разработанной им первой классификации наук в рус.-слав. терминологии К. отнес философию к разряду "мирского знания", включив в ее состав "логику, физику и этику". Мировоззрение К. сочетало в себе принципы ортодоксальной католич. догмы с элементами живой творч. мысли. К. стоял на позициях провиденциализма, но полагал, что божеств. промысел определяет лишь коренные повороты в развитии общества, и допускал возможность свободного воздействия людей на нек-рые стороны историч. процесса; Всемирную историю К. изображал в виде непрерывного процесса, в ходе к-рого одни народы и страны приходят в упадок, а другие достигают расцвета. Гл. целью К. было политич. и культурное возрождение и сплочение всех слав. народов. Одним из средств для достижения этой цели К. считал заключение унии между православной и католич. церковью. Религ. планы К. неоднократно вступали в противоречие с его нац.-патриотич. замыслами. По мнению К., осн. условием возрождения славянства должно было стать укрепление могущества рус. гос-ва. В "Политике" К. выдвигал программу политич. и экономич. преобразований в России. Программа К. отражала интересы прогрессивной части господств. феод. класса – служилого дворянства, заинтересованного в укреплении абс. монархии. Теоретич. выражением соц.-политич. идеалов К. было учение о "всеобщем благе и всеобщей справедливости". В сов. лит-ре существует и другая т. зр., представленная в работах Л. Мордуховича, по мнению к-рого К. был сторонником теории естеств. права и развивал в своих соч. антифеод. концепцию. К. предпринял попытку создания "общеславянского языка", разработал его грамматику и использовал его в своих книгах. Соч.: Рус. гос-во в половине XVII в. [Политика ]. Рукопись времен царя Алексея Михайловича, вып. 1– [6 ], ?., 1859–60 (Приложение к журн. "Рус. беседа"); О промысле (Об божием смотрению), М., 1860; Собр. соч., вып. 1–3, М., 1891–93; Из рукописного наследства Ю. К., "Историч. архив", 1958, No 1. Лит.: Безсонов П. А.,... Ю. Крижанич, "Православное обозрение", 1870, No 1, 2, 4, 5, 11, 12; Белокуров С. ?., Ю. К. в России, М., 1901; Вальденберг В. Е., Гос. идеи К., СПБ, 1912; ?леханов Г. В., История рус. обществ. мысли, Соч., т. 20, М.–Л., 1925; Шмурло ?. ?., Римская курия на рус. православном Востоке, Прага, 1928; Дацюк Б. Д., Ю. Крижанич, [М. ], 1946; ?ичета В. И., Ю. К. и его отношение к Рус. гос-ву, в кн.: Славянский сб., [М. ], 1947; Гольдберг ?., Историч. наука о Ю. К., в сб.: Уч. зап. ЛГУ, No 117 (Сб. студенческих работ, вып. 1), 1949; Пушкарев Л. Н., Об оценке деятельности Ю. К., "Вопр. истории", 1957, No 1; Курмачева М. Д., Шерстобитова В. Г., Обсуждение вопроса о деятельности Ю. К., там же, No 2; Мордухович Л. М., Антифеодальная концепция Ю. К., в сб.: Краткие сообщения Ин-та славяноведения АН СССР, No 26, 1958; Мордухович Л. М., Филос. и социологич. взгляды Ю. К., там же, No 36, 1963; Гольдберг А. Л., Ю. К. о рус. обществе XVII в., "История СССР", 1960, No 6; его же, "Идея славянского единства", в соч. Ю. К., в сб.: Труды отд. древ-нерус. литературы Ин-та рус. литературы АН СССР, т. 19, 1963; Jagi? V., ?ivot 1 rad Jurja Kri?ani?a, Zagreb, 1917; Krle?a ?., О patru Dominikancu Jurju Kri?ani?u, в его кн.: Eseji, kn. 1, Zagreb, 1932 (Sabrana djela); Badаliс J. (ред.), Juraj Kri?ani? – pjesnik Ilirije, в кн.: Radovi Slavenskog Instituta, 2, Zagreb, 1958 (Sveu?ili?te u Zagrebu. Filozofski Fakultet). А. Гольдберг. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
207.35 кб

Юрий Крижанич — певец славянского единства

Л. Н. Пушкарев
Читать PDF
194.42 кб

Юрий Крижанич о самодержавной власти русского государя

Скрипкина Елена Владимировна
В статье автор рассматривает взгляды Юрия Крижанича о самодержавной власти русского монарха в контексте его представлений о самодержавной власти как таковой.
Читать PDF
387.09 кб

ЮРИЙ КРИЖАНИЧ ГЛАЗАМИ РАБОТНИКОВ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА КПСС (1950-е годы)

А. С. Стыкалин
Читать PDF
710.68 кб

Отзывы на курсовое сочинение Аввакумова Ю.Г. на тему: «Юрий Крижанич и его сочинения "О промысле Бож

Иоанн Белевцев, Вениамин Новик