КРИЖАНИЧ Юрий
В разработанной им классификации наук К. отнес философию к разряду «мирского знания», включив в ее состав «логику, физику и этику». Всемирную историю рассматривал как непрерывный процесс, в ходе к-рого одни народы и страны приходят в упадок, а другие достигают расцвета. К. был сторонником провиденциализма, однако допускал возможность воздействия людей на нек-рые стороны историч. процесса.
Источник: Советский философский словарь
Энциклопедически образованный, владеющий 6 языками, Крижанич написал в ссылке множество трактатов по философии, богословию, истории, политэкономии, языкознанию, эстетике, музыке. В неоднократно посылаемых в Москву предложениях выдвинул целую программу экономических и политических реформ в России, необходимых для исполнения ее исторической миссии. Разделяя позиции провиденциализма, утверждал, что божественный промысл определяет лишь коренные повороты в жизни народов и допускает возможность свободного воздействия людей на некоторые стороны исторического процесса. Основные сочинения: «Политика», «О промысле Божием», «Толкование исторических пророчеств», «Грамматическое изыскание о русском языке» (в котором пытался создать общеславянский язык), «О святом крещении», «Обличение на Соловецкую челобитную». Основные философские идеи заключены в «Политике». Предложил классификацию наук, в которой все знание разделяется на духовное (богословские науки) и мирское (математика, механика и философия). Последняя состоит из идеоэтики, экономики, политики, физики и логики. Философия означает размышление о причинах вещей, она есть «тщательная и обдуманная рассудительность» в суждении о сущих вещах.
С 1676 жил в Польше, в 1678 в Вильно вступил в доминиканский орден, погиб в битве с турками под Веной.
Соч.: Собр. соч., т. 1-3. M., 1891-93; О промысле. M.. 1860; Политика. М„ 1997. Лит.: Белокуров С. А. Ю. Крижанич в России, т. 1—3. M., 1901—09; Лтюк Б. Д. Ю. Крижанич. М., 1946; Мордухович Л. М. Крижанич о «рабстве». — «Труды Отдела древнерусской литературы». Л., 1979, т. 33; Пащенко Е. «Политика» Ю. Крижанича как произведение литературы барокко. — «Советское славяноведение», 1983, № 5: ПушкаревЛ. Н. Ю. Крижанич. Очерк жизни и творчества. M., I984.
А. И. Абрамов
Источник: Новая философская энциклопедия
Источник: Русская философия: словарь
(р. ок. 1618–83) – деятель зап.-слав. и рус. обществ. мысли. Род. в Хорватии, получил богословское образование, был католич. священником-миссионером. В 1659 отправился в Россию. В 1661 был сослан в Тобольск. После освобождения (1676) жил в Польше. Важнейшие соч. К.: сб. трактатов, известный под назв. "Политика" (1663–66), "Об божием смотрению" (1666–67), "Толкование историч. пророчеств" (1674). Большинство соч. К. не было известно его современникам и впервые опубл. в 19 в. К. уделял большое внимание философии, считал, что науч. знание является необходимым условием успешной деятельности людей, но объявлял его достоянием высших сословий, а не простого народа. В разработанной им первой классификации наук в рус.-слав. терминологии К. отнес философию к разряду "мирского знания", включив в ее состав "логику, физику и этику". Мировоззрение К. сочетало в себе принципы ортодоксальной католич. догмы с элементами живой творч. мысли. К. стоял на позициях провиденциализма, но полагал, что божеств. промысел определяет лишь коренные повороты в развитии общества, и допускал возможность свободного воздействия людей на нек-рые стороны историч. процесса; Всемирную историю К. изображал в виде непрерывного процесса, в ходе к-рого одни народы и страны приходят в упадок, а другие достигают расцвета. Гл. целью К. было политич. и культурное возрождение и сплочение всех слав. народов. Одним из средств для достижения этой цели К. считал заключение унии между православной и католич. церковью. Религ. планы К. неоднократно вступали в противоречие с его нац.-патриотич. замыслами. По мнению К., осн. условием возрождения славянства должно было стать укрепление могущества рус. гос-ва. В "Политике" К. выдвигал программу политич. и экономич. преобразований в России. Программа К. отражала интересы прогрессивной части господств. феод. класса – служилого дворянства, заинтересованного в укреплении абс. монархии. Теоретич. выражением соц.-политич. идеалов К. было учение о "всеобщем благе и всеобщей справедливости". В сов. лит-ре существует и другая т. зр., представленная в работах Л. Мордуховича, по мнению к-рого К. был сторонником теории естеств. права и развивал в своих соч. антифеод. концепцию. К. предпринял попытку создания "общеславянского языка", разработал его грамматику и использовал его в своих книгах. Соч.: Рус. гос-во в половине XVII в. [Политика ]. Рукопись времен царя Алексея Михайловича, вып. 1– [6 ], ?., 1859–60 (Приложение к журн. "Рус. беседа"); О промысле (Об божием смотрению), М., 1860; Собр. соч., вып. 1–3, М., 1891–93; Из рукописного наследства Ю. К., "Историч. архив", 1958, No 1. Лит.: Безсонов П. А.,... Ю. Крижанич, "Православное обозрение", 1870, No 1, 2, 4, 5, 11, 12; Белокуров С. ?., Ю. К. в России, М., 1901; Вальденберг В. Е., Гос. идеи К., СПБ, 1912; ?леханов Г. В., История рус. обществ. мысли, Соч., т. 20, М.–Л., 1925; Шмурло ?. ?., Римская курия на рус. православном Востоке, Прага, 1928; Дацюк Б. Д., Ю. Крижанич, [М. ], 1946; ?ичета В. И., Ю. К. и его отношение к Рус. гос-ву, в кн.: Славянский сб., [М. ], 1947; Гольдберг ?., Историч. наука о Ю. К., в сб.: Уч. зап. ЛГУ, No 117 (Сб. студенческих работ, вып. 1), 1949; Пушкарев Л. Н., Об оценке деятельности Ю. К., "Вопр. истории", 1957, No 1; Курмачева М. Д., Шерстобитова В. Г., Обсуждение вопроса о деятельности Ю. К., там же, No 2; Мордухович Л. М., Антифеодальная концепция Ю. К., в сб.: Краткие сообщения Ин-та славяноведения АН СССР, No 26, 1958; Мордухович Л. М., Филос. и социологич. взгляды Ю. К., там же, No 36, 1963; Гольдберг А. Л., Ю. К. о рус. обществе XVII в., "История СССР", 1960, No 6; его же, "Идея славянского единства", в соч. Ю. К., в сб.: Труды отд. древ-нерус. литературы Ин-та рус. литературы АН СССР, т. 19, 1963; Jagi? V., ?ivot 1 rad Jurja Kri?ani?a, Zagreb, 1917; Krle?a ?., О patru Dominikancu Jurju Kri?ani?u, в его кн.: Eseji, kn. 1, Zagreb, 1932 (Sabrana djela); Badаliс J. (ред.), Juraj Kri?ani? – pjesnik Ilirije, в кн.: Radovi Slavenskog Instituta, 2, Zagreb, 1958 (Sveu?ili?te u Zagrebu. Filozofski Fakultet). А. Гольдберг. Ленинград.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.