КРИТОЛАЙ ИЗ ФАЗЕЛИДЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КРИТОЛАЙ из Фазелиды
2 в. до н. э.) — схоларх перипатетической школы после Аристона Кеосского. Вместе с академиком Карнеадом и стоиком Диогеном Вавилонским участвовал в знаменитом философском посольстве от Афин в Рим в 155. Сочинения Критолая и даже названия их не сохранились. Известно, что он возражал против учения стоиков о мировых пожарах, отстаивая тезис о вечности космоса, ибо космос — причина существования себя самого (см. Philo Alex. De Aetem. Mundi, 70,1—5); учил об эфирной природе души; в этике критиковал стоиков за их учение о страстях; откорректировал аристотелевское определение счастья, понимая счастье как полноту душевных, телесных и внешних благ, где добродетель имеет не больше веса, чем остальные блага. Фрагм.: Welirli F. (ed.) Die Schule des Aristoteles: Texte und Kommentar. Heft X. Basel-Stuttg., 1969.
M. А. Солопова

Источник: Новая философская энциклопедия

КРИТОЛАЙ ИЗ ФАЗЕЛИДЫ

(1-я пол. 2 в. до н. э.), схоларх Перипатетической школы после Аристона Кеосского (возможно, ок. 190/180). Вместе с академиком Карнеадом и стоиком Диогеном Вавилонским К. участвовал в знаменитом философском посольстве от Афин в Рим в 155. Известно, что К. возражал против учения стоиков о мировых пожарах, отстаивая тезис о вечности космоса. Аргументы К. сохранил Филон Александрийский в трактате «О вечности мира»: 1) космос вечен, потому что он есть причина собственного существования и 2) космос вечен, потому что вечен человеческий род. Рассуждение К. в том и другом случае носят несколько софистический характер. В первом рассуждении, исходя из того, что «причина собственного здоровья не подвержена заболеванию и причина собственной бессонницы бессонна», К. заключает, что и причина собственного существования должна быть вечна. Что космос причина собственного существования признается им на том основании, что он есть причина существования и для всех прочих сущих (см. Philo. Aetern. 70, 1-5). Второе рассуждение, от противного, основано на переходе от части к целому: «Если космос возник, необходимо, чтобы и Земля возникла; если возникла Земля, то возникло и все человечество. Но человек вечен в смысле вечности человеческого рода, что будет доказано. Следовательно, космос вечен» (fr. 13 = Philo. Aetern. 6, 1-5); Кроме того, К. учил, что время представляет собой не сущность (?????????), а понятие или меру (????? ? ??????), fr. 14 (=Stob. I 8, 40); что душа энтелехия, а разум эфирной природы; исправил аристотелевское определение счастья, понимая счастье как полноту (??????????) душевных, телесных и внешних благ, где добродетель имеет не больше веса, чем остальные блага. В трактовке понятия эвдемония-счастье К., по-видимому, усвоил и стоическую терминологию (ср. «правильное мышлене», ???????????), хотя в этике в целом критиковал стоиков за их учение о страстях. Фрагм.: WEHRLI, Die Schule X. Hieronymos von Rhodos. Kritolaos und seine Sch?ler, 19692, S. 49-58 (Komm.: S. 61-74). Лит.: Olivier F. De Critolao Peripatetico. Diss. В., 1895; Wehrli F Der Peripatos bis zum Beginn der romischen Kaiserzeit, - GGPh, Antike 3, 1983, S. 588-591 ; White S. A. Happiness in the Hellenistic Lyceum, - Eudaimonia and Weil-Being: Ancient and Modern Conceptions. Edd. L. J. Jost, R. A. Shiner. Kelowna, 2003, p. 73-85. M. А. СОЛОПОВА

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь