КРИТИКА И САМОКРИТИКА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

КРИТИКА И САМОКРИТИКА
метод выявления и разрешения противоречий, преодоления недостатков в социалистическом обществе. Это одна из главных движущих сил развития общества при социализме. Здесь нет социальных слоев или классов, заинтересованных в задержке развития общества, отстаивающих изжившие себя порядки. Рабочий класс, кооперированное крестьянство, интеллигенция, т. е. все социальные классы и слои, кровно заинтересованы в быстрейшем развитии и укреплении социализма, построении коммунизма. При социализме нет столкновений классов. В роли ускорителя прогресса здесь выступают К. и с. С помощью К. и с. вскрываются и устраняются преграды, порожденные различием интересов людей, мешающие продвижению вперед, а также утверждается новое, прогрессивное. Творческая роль К. и с. ярко проявляется в социалистическом соревновании, в движении за коммунистическое отношение к труду. Метод К. и с. позволяет развязывать инициативу трудящихся, привлекать их к активному участию в построении коммунизма. К. и с. позволяет выявить устаревшие методы и формы управления народным хозяйством, а также явные недостатки в работе тех или иных предприятий и учреждений, порожденные неквалифицированным или канцелярски-бюрократическим методами руководства. Для деловой К. и с. в социалистическом обществе широко используются собрания различных общественных организаций, печать, радио и телевидение. Велико значение К. и с. для развития науки, для нравственного воспитания всех членов социалистического общества.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

КРИТИКА И САМОКРИТИКА
греч. kritike - оценка, разбор) - один из способов выражения общественного мнения, помогающий преодолению противоречий и трудностей в развитии социалистического об-ва в строительстве коммунизм а. Одновременно является одним из важнейших принципов коммунистической нравственности, а также особой формой проявления нравственного самосознания личности. Принцип К. и с. предполагает. свободное выражение трудящимися своего мнения относительно недостатков в деятельности государства, различных общественных организаций, отдельных руководителей н коллективное обсуждение мер по преодолению этих недостатков; оценку вышестоящими организациями и руководителями деятельности нижестоящих организаций, коллективов и отдельных лац; товарищеское воздействие коллектива на его членов, имеющее целью исправление или улучшение их деятельности; гласность, отчетность руководящих органов и общественных деятелей перед избравшими их организациями или перед всем народом, открытое признание совершенных ошибок перед общественностью; трезвое и критическое отношение каждого человека к себе, начиная от рядового члена социалистического об-ва и кончая самым высоким руководителем. Социальными условиями, позволяющими сделать К. и с. одним из важнейших путей воздействия общественного сознания на развитие об-ва, являются: обобществление средств производства, уничтожение антагонистических классов, общность коренных целей и интересов всех членов об-ва. Как принцип коммунистической нравственности К. и с. является выражением более общего ее принципа-коллективизма, к-рый требует от каждого человека рассматривать свои действия с т. зр интересов всего об-ва, самостоятельно анализировать свои поступки и считаться с мнением окружающих. Для деятельности КПСС данный принцип выступает в качестве непреложного закона, вытекающего из принципа демократического централизма, Как закон жизни партии принцип К. и с. был провозглашен ее основателем В. И. Лениным и нашел отражение в Уставе и Программе КПСС.

Источник: Словарь по этике

КРИТИКА И САМОКРИТИКА
один из осн. принципов деятельности марксистско-ленинских партий. С точки зрения научного коммунизма критика — радикальная деятельность людей, связанная с познанием реально существующих противоречий, ошибок или недостатков в обществе, в коллективе, объяснением их исходя из коренных интересов классов и др. социальных групп, а также с поиском путей их преодоления. В условиях капиталистического общества с присущими ему социальными антагонизмами К. Маркс рассматривал «оружие критики» как одно из действенных средств классовой борьбы пролетариата. В совр. эпоху критика используется трудящимися массами в борьбе за социальный прогресс. Она является одним из революционных факторов в историческом соревновании двух мировых систем, в социалистических и национально-освободительных революциях, в борьбе против колониализма.
В условиях социализма К. и с. получают свое развитие как принцип нравственного воспитания, самовоспитания и духовного развития людей. С исчезновением классового антагонизма критическая деятельность масс, к-рая реализуется в формировании и развитии общественного мнения, впервые становится всеобщей, отражающей коренные интересы всех тружеников в совершенствовании и развитии общества. Осн. признаки критики — правдивость, коммунистическая партийность, научность, конструктивный характер, действенность. Они отличают подлинную критику от ее искажений, в частности от ультра-псевдореволюционной критики, сводимой к фразерству, с одной стороны, а с другой — от консервативной, догматической критики, рассматривающей явления общественной жизни вне связи с изменением условий. Недопустима клевета, выдаваемая за критику, порочащая социализм, его основы, принципы, подрывающая процесс всестороннего развития и сближения всех групп населения, а также критика, ведущаяся с позиций классовой, национальной, групповой исключительности.
К. и с. должны стать нормой советского образа жизни. Как подчеркивалось в Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии, «нет и не должно быть организаций вне контроля, закрытых для критики, нет и не должно быть руководителей, огражденных от партийной ответственности» (Материалы XXVII съезда КПСС, с. 81). Развитие К. и с. связано с расширением гласности, повышением роли средств массовой информации.
Буржуазная пропаганда нередко прибегает к фальсификациям сущности К. и с. в условиях социализма, признавая в качестве носителей критики только тех, кто выступает против социализма (см. Диссиденты). Отношение к критике — важнейший показатель политической зрелости людей, их способности на деле осуществлять перестройку. Критическое осмысление собственного опыта — признак силы, а не слабости. Именно такой подход отвечает принципам социалистической идеологии.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.

Критика и самокритика
греч. kritik? — искусство судить) — метод революционной преобразующей деятельности коммунистической партии, а в социалистическом обществе и всего народа; одна из движущих сил развития социалистического и коммунистического общества; принцип нравственного воспитания и самовоспитания людей. Методологической основой использования этого метода служат марксистская теория познания, материалистическое понимание общественных явлений. Объективная основа К. и с. — возникающие в процессе исторического развития диалектические противоречия, различия в интересах классов и социальных групп, присущая развитию всех сфер общественной жизни борьба между новым и старым, прогрессивным и консервативным. В условиях капитализма, для которого характерны острые социальные антагонизмы, Маркс рассматривал «оружие критики» как одно из средств классовой борьбы пролетариата. Жизненное значение К. и с. для осуществления социалистической революции, для деятельности Коммунистической партии многократно подчеркивал Ленин. В условиях социализма, где процессы общественного развития свободны от антагонистических противоречий, становление нового, прогрессивного идет иначе, чем в эксплуататорских обществах. Тем не менее и здесь утверждение нового, преодоление препятствий на его пути возможны лишь через своевременное разрешение общественных противоречий, с помощью критики, борьбы мнении и идей. По мере развития производства, общественных отношений, роста сознания людей неизбежно возникает необходимость переоценки и совершенствования опыта, практики, сложившихся теоретических концепций и представлений. К. и с. выступают как средство такой переоценки, утверждения нового. При этом если в буржуазном обществе пролетариат и его партия используют «оружие критики» в интересах ниспровержения старого строя, то при социализме К. и с. в самой своей сути направлены на укрепление и развитие основ социалистического общества. Необходимость К. и с. диктуется также субъективными ошибками, неизбежными в таком сложном гигантском деле, как строительство нового общества.Коллективность руководства в значительной мере гарантирует от ошибок и недостатков, но полностью исключить их не может. Марксистско-ленинская партия не затушевывает и не игнорирует их. XXV съезд КПСС поставил задачу, «чтобы все стороны деятельности той или иной организации, того или иного работника получали объективную оценку... чтобы имеющиеся недостатки подвергались всестороннему анализу с целью их устранения» (Материалы XXV съезда КПСС, с. 68). Содержание, характер, формы и методы критики в социалистическом обществе определяются общественными отношениями, принципами внутрипартийной жизни, целями и задачами социального развития. Поскольку критика представляет собой ответственный политический акт, в той или иной мере затрагивающий широкие общественные интересы, отношение к ней определяется тем, с каких позиций она ведется, за что борется и чего достигает. Коммунистическая партия и социалистическое государство поддерживают лишь ту критику, которая способствует развитию общества по пути прогресса и помогает успешно решать встающие в этой связи задачи. КПСС всегда была и остается беспощадной в критике реакционной политики империализма,буржуазной идеологии. Критика этих явлений, борьба с ними бескомпромиссны. Разногласия и противоречия со своими соратниками по борьбе КПСС стремится ликвидировать с помощью терпеливой товарищеской критики, посредством убеждения. Критика лучше воспринимается и учитывается, когда она носит доброжелательный характер. Общественным интересам отвечают критические выступления с обдуманным мнением, с проверенными фактами, обоснованными предложениями, тактичные по форме. Критика, выливающаяся в «проработку», в которой резкостью, приклеиванием ярлыков, бранью пытаются заменить отсутствие аргументов, играет отрицательную роль. Развитие К. и с. определяется совокупностью объективных и субъективных условий — экономической и политической зрелостью социалистического общества, внутренним и внешним положением страны, характером стоящих перед нею задач, уровнем развития демократии, степенью политической сознательности коммунистов и других граждан. Добиваясь развития К. и с., КПСС и Советское государство заботятся о создании для этого необходимых условий и гарантий, полном использовании в этих целях всех демократических институтов социалистического общества, соблюдении социалистической законности. Право на критику получило в СССР конституционное закрепление (см. Конституция СССР, ст. 49). Трибуной внутрипартийной и всенародной К. и с. служат систематически созываемые партийные, профсоюзные, комсомольские собрания и общие собрания трудящихся, конференции и съезды, сессии Советов, пленумы руководящих выборных органов партийных и общественных организаций, различные совещания, печать, радио, телевидение и т. д. Партия добивается того, чтобы здоровая критика повсеместно находила необходимую общественную поддержку, чтобы каждое дельное критическое замечание учитывалось и претворялось в жизнь. В большинстве коллективов трудящихся, партийных организаций утвердилась практика, когда после собрания, конференции, съезда критические замечания и предложения обобщаются, намечаются меры по их выполнению, за реализацией этих мер устанавливается строгий контроль. В советской печати стало правилом сообщать читателям, какие приняты меры по их письмам и заявлениям, а также по критическим выступлениям газеты или журнала. Широкая партийная и общественная поддержка критических предложений приучает партийные и государственные органы, общественные организации и их работников чутко относиться к критике масс, своевременно и по-деловому на нее реагировать. В массах же этот порядок укрепляет убеждение, что любые противоречия и недостатки в конце концов могут быть преодолены. Все это поднимает их активность и инициативу, воспитывает их в духе принципиальности и непримиримости к антиобщественным явлениям. Отношение к критике, умение правильно ее воспринимать и по-деловому отвечать на нее служат пробным камнем политической зрелости коммунистов, руководителей, всех членов советского общества. Партия решительно осуждает тех, кто проявляет бюрократическое самомнение и чванство, нетерпимо относится к критике. К. и с. приобретают все большее значение в современных условиях в связи с ростом масштабов и сложностью задач коммунистического строительства, повышением качественных требований во всех сферах деятельности. XXVI съезд КПСС призвал углублять развертывание К. и с., утверждать во всех партийных организациях дух самокритичности, непримиримости к недостаткам.

Источник: Научный коммунизм. Словарь

КРИТИКА И САМОКРИТИКА
метод раскрытия и преодоления противоречий обществ. развития; необходимая сторона материальной и духовной деятельности; один из коренных принципов революц. преобразующей деятельности марксистско-ленинских партий, а в социалистич. обществе - и всего народа; одна из движущих сил развития социалистич. общества; принцип нравств. воспитания, самовоспитания и духовного развития людей. Сущность К. и с. состоит в познании и раскрытии в той или иной форме противоречий, ошибок и недостатков, возникающих по объективным или субъективным причинам в ходе обществ. практики с целью их преодоления.
Объективной основой К. и с. служит противоречивый процесс историч. развития, различия в обществ. интересах классов и групп, борьба между новым и старым, прогрессивным и консервативным, происходящая во всех сферах обществ. жизни, в сознании людей. «...Жизнь идет вперед противоречиями...» (Л енин В. И., ПСС, т. 47, с, 219).
В условиях капиталистич. общества с присущими ему социальными антагонизмами К. Маркс рассматривал «оружие критики» как одно из действенных средств классовой борьбы пролетариата. В. И. Ленин подчеркивал жизненное значение К. и с. для осуществления социалистич. революции, для деятельности Коммунистич. партии (см. там же, т. 44, с. 150, 205, 209). В рабочем и коммунистич. движении, нац.-освободит. борьбе народов оружие критики широко использовалось и используется для разоблачения эксплуататорской сущности капитализма и политики господств. классов.
В условиях социализма изменение характера обществ.отношений, ликвидация антагонистич. противоречий и эксплуататорских классов коренным образом меняют назначение и характер критики. Из оружия разрушения и революц. ниспровержения старого строя она превращается в орудие созидания социализма и коммунизма.
Объективными предпосылками К. и с. в социалистич. обществе служат противоречие между быстро растущими обществ. потребностями и возможностями их удовлетворения, достигнутым уровнем развития производит.сил, необходимость постоянного совершенствования производств. и всех обществ. отношений (см. там же, т. 42, с. 37).
Строительство социализма и коммунизма - непрерывный процесс борьбы за новое в производстве, в отношениях людей, в психологии и морали членов общества. В условиях достигшего высокой зрелости идейно-политич. единства народа при социализме эта борьба не выливается в крупные социальные конфликты, но это не исключает серьезного характера и остроты борьбы. К. и с. выступает одними из важнейших средств оценки обществ. практики, переоценки устаревших взглядов и представлений. Необходимость К. и с. диктуется также субъективными ошибками и недостатками, неизбежными в сложных условиях созидания нового общества.
Ленинские положения о К. и с. воплощены в Программе КПСС (1961) и Уставе КПСС (1971), в Конституции СССР (1977). С помощью К. и с. народы Сов. Союза выявляют противоречия, нерешенные проблемы и трудности, «...отбирают лучшие формы и методы коммунистического строительства» (Программа КПСС, 1972, с. 133).
Развитие К. и с. определяется совокупностью объективных и субъективных условий - экономич. и политич. зрелостью социализма, внутр. и внеш. положением страны, масштабом и характером стоящих перед ней задач, уровнем развития демократии, степенью идейной и политич. сознательности и культуры граждан, активностью парт. орг-ций, общественности. Критика является ответств. политич. актом, затрагивающим широкие обществ. интересы, и поэтому отношение к ней определяется в зависимости от того, с каких позиций и с какими целями она ведется. Критерием общественно полезной критики служат объективные закономерности обществ. развития, принципы марксистско-ленинской идеологии и политики, сов. Конституция и социалистич. законность.
Принципиальные К. и с. проникнуты заботой об интересах социализма и коммунизма, интересах народа, укреплении и развитии Коммунистич. партии и социалистич. гос-ва. Критике, направленной на устранение недостатков в парт. и гос. руководстве, в теории и практике социалистич. и коммунистич. строительства, не ставится никаких ограничений. Каждый сов. гражданин имеет право критиковать деятельность любых парт. и сов. органов, а также любых работников, невзирая на то, какой пост они занимают.
Борьба против нарушений обществ. и гос. интересов, ошибок и недостатков во всех сферах жизни страны является для каждого сов. гражданина обществ. долгом, а для коммунистов также парт. обязанностью. Устав КПСС прямо предписывает членам партии «развивать критику и самокритику, смело вскрывать недостатки и добиваться их устранения, бороться против парадности, зазнайства, самоуспокоенности, местничества, давать решительный отпор всяким попыткам зажима критики, выступать против любых действий, наносящих ущерб партии и государству, и сообщать о них в партийные органы, вплоть до ЦК КПСС» (1971, с. 9-10).
Содержание, характер, формы критики в социалистич. обществе и в партии определяются в зависимости от объекта критики с учетом существующих социалистич. обществ. отношений, внутрипарт. отношений, целей, к-рые ставятся перед критикой.
КПСС всегда была и остается беспощадной в критике империализма и его политики, в критике бурж. идеологии. Разногласия и противоречия со своими союзниками, соратниками по борьбе КПСС стремится ликвидировать с помощью терпеливой товарищеской критики, убеждения. Этот подход КПСС распространяет и на внутрипарт. критику.
Поскольку объектом критики в Коммунистич. партии и социалистич. обществе обычно служат недостатки и ошибки, к-рые допускаются людьми, поддерживающими цели, за к-рые борются партия и народ, к критике предъявляется требование, чтобы она открывала перспективу исправления допущенных отступлений, а не носила уничтожающий характер. Партия учит правильно пользоваться методом критики, выступать с обдуманным мнением, с проверенными фактами, обоснованными предложениями, тактично, чтобы добиваться положит. изменений в работе коллективов трудящихся, парт., гос., хоз. органов и обществ. орг-ций, в поведении и личной жизни членов общества.
Отличит. черта принципиальной критики - ее конструктивный характер. Она более действенна, когда ошибки и недостатки не только критикуются, но и выясняются их причины, вскрываются их корни, вносятся конкретные предложения о путях их исправления.
Трибуной К. и с. служат систематически созываемые парт. собрания и собрания трудящихся, парт. и профсоюзные конференции и съезды, пленумы парт. комитетов, совещания партийного, советского, профсоюзного, комсомольского актива, печать, радио, телевидение, кино и др.
КПСС добивается, чтобы принципиальная критика повсеместно находила необходимую обществ. поддержку, чтобы каждое критич. замечание своевременно учитывалось и претворялось в жизнь.Коммунистич. партия стремится к тому, чтобы в каждом коллективе была создана атмосфера обществ. заинтересованности в выявлении и устранении ошибок и недостатков, чтобы эффективно действовал соответствующий механизм для их исправления. Важная гарантия развития К. и с. состоит в строгом соблюдении принципов парт. и сов. демократии, социалистической законности.
Отношение к критике, умение правильно ее воспринимать и поделовому отвечать на нее служат пробным камнем политич. зрелости коммунистов, руководителей, всех членов социалистич. общества. Партия решительно осуждает тех руководителей, коммунистов, к-рые проявляют бюрократич. самомнение и чванство, нетерпимо относятся к критике. Преследование за критику является тяжким злом, виновные в этом привлекаются к строгой ответственности.
Развивая и совершенствуя социалистич. и внутрипарт. отношения, укрепляя демократию и законность, заботясь о политич. и идейном росте коммунистов и всех граждан, Коммунистич. партия создает тем самым необходимые условия для того, чтобы К. и с. служили могучей движущей силой в процессе коммунистич. созидания.

Источник: Советский философский словарь

КРИТИКА И САМОКРИТИКА
процесс отрицания и самоотрицания в обществ. развитии, внутренне необходимая сторона материальной и духовной человеч. деятельности; метод раскрытия внутр. противоречий развития; один из принципов деятельности коммунистич. партий, революц. рабочего класса, в социалистич. обществе – всего народа; объективная закономерность и движущая сила развития социалистич. и коммунистич. общества; действенный метод коммунистич. строительства; принцип трудового, нравств. воспитания и духовного развития людей коммунистич. общества. Основой К. и с. является развитие обществ. жизни, в ходе к-рого непрерывно идет борьба между новым и старым, прогрессивным и консервативным. В связи с дифференциацией обществ. жизни все более разграничивались сферы деятельности (политич., правовой, нравств., научной, философской и др.), в каждой из к-рых К. и. с. приобретала специфич. формы проявления. Классовая борьба в антагонистич. обществе в ее различных формах была осн. формой критики. В истории досоциалистич. формаций для идеологов восходящего класса было характерно критич. отношение к идеологии и практике отживающих классов. Научно вопрос о К. и с. был проанализирован Марксом. И "оружие критики", и "критику оружием" Маркс рассматривал как одно из средств классовой борьбы пролетариата. Марксизм отверг субъективистский, волюнтаристич. подход к критике, характерный для левых гегельянцев ("критическая критика"). В К. и с. марксизм раскрывает отрицание старого не как самоцель, а как момент утверждения нового, отвергает метафизически-нигилистич. подход к развитию материальной и духовной культуры, подчеркивает не просто разрушающую, а прежде всего созидающую роль деятельности масс. Общеметодологич. основа К. и с. – диалектически-противоречивый характер развития, объективная необходимость социалистич. революций, к-рые "...постоянно критикуют сами себя..." (Маркс К., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 123), единство теории и практики, критич. и революц. характер марксистской диалектики. В период подготовки и проведения пролет. революции, а затем организации социалистич. строительства особенно выявилась движущая роль К. и с. Ленин считал умение пользоваться К. и с. важным признаком жизненности и серьезности политич. партии. После победы революции, когда Коммунистич. партия становится правящей партией, особенно возрастает положит. значение не просто критики, но и самокритики. Эту мысль развивал Ленин, предостерегая против пошлого "самодовольного оптимизма" и требуя развертывания самокритики, необходимой для "живой и жизненной партии" (см. Соч., т. 8, с. 418), для усиления связи партии с массами. Предвидя попытки использования результатов К. и с. врагами коммунизма, Ленин еще до победы революции писал о необходимости "...продолжать, вопреки им, свою работу самокритики и беспощадного разоблачения собственных минусов, которые непременно и неизбежно будут превзойдены ростом рабочего движения" (Соч., т. 7, с. 190; см. также т. 33, с. 32). В переходный период к социализму, когда еще решался вопрос "кто – кого", К. и с. оставалась и формой классовой борьбы внутри страны. С победой социализма К. и с. становится объективной закономерностью развития общества, свободного от классовых столкновений, общества дружественных классов и групп. В этих новых условиях К. и с. является проявлением объективных неантагонистич. противоречий, свойственных социализму. В поступат. движении социалистич. общества необходимо выявление старого и борьба против него, что невозможно без К. и с. В условиях развернутого строительства коммунизма, помимо пережитков капитализма, тормозом развития становятся и такие явления, к-рые родились как новое на почве социализма, но успевают устареть в процессе прогрессивного развития, перейти в свою противоположность и требуют выявления и устранения. С помощью К. и с. народы Сов. Союза "...выявляют трудности, находят средства их преодоления, отбирают лучшие формы и методы коммунистического строительства" (Программа КПСС, 1961, с. 133). К. и с. является мощным рычагом в создании материально-технич. базы коммунизма, в формировании коммунистич. обществ. отношений и воспитании нового человека. Решит. осуждение культа личности имеет огромное значение для правильного понимания и использования К. и с. Культ личности направлен против важнейшего ленинского принципа максимального использования творч. инициативы масс, критики снизу, привлечения масс к осуществлению задач парт. и гос. руководства и контроля, порождает бахвальство и равнодушие к недостаткам, культивирует произвол, субъективизм и бюрократич. подход к решению важнейших вопросов развития партии и страны. Решения XX, XXI, XXII съездов КПСС и пленумов ЦК КПСС являются примером действенного использования К. и с. В этих решениях были выявлены крупные недостатки в развитии пром-сти, строительства, с. х-ва и намечены эффективные меры по восстановлению ленинских норм парт. жизни, парт. и гос. руководства, перестройке парт. работы и др. крупные шаги в коммунистич. строительстве. Устав КПСС, принятый XXII съездом КПСС, рассматривает К. и с. как одну из важнейших ленинских норм парт. жизни и обязывает коммунистов "развивать критику и самокритику ... давать решительный отпор всяким попыткам зажима критики" (1961, с. 6). Партия всемерно поддерживает развитие К. и с., особенно критики снизу, и заботится о создании условий для ее действенности, что является необходимым моментом ее развертывания. Культ личности наложил свою печать и на науч. дискуссии по вопросам биологии, языкознания, философии, политич. экономии. Высказывания Сталина оказались вне науч. критики, а к ученым, не разделявшим мнения Сталина, нередко применялись методы администрирования и репрессий. Преодоление культа личности во всех его проявлениях раскрывает перед науч. мыслью возможности дальнейшего свободного развития, плодотворной борьбы мнений, глубокой науч. критики и разоблачения совр. бурж. идеологии. Коренное отличие К. и с. от критики, идущей из лагеря империалистич. идеологов, состоит в том, что К. и с. направлена не на расшатывание, а на укрепление, совершенствование и дальнейшее развитие социалистического общества. К. и с., будучи важнейшим средством преодоления всего старого, отжившего и поддержки нового, прогрессивного, выполняет в социалистическом обществе важную созидательную роль. Сущность К. и с. глубоко диалектична, неразрывно связана с развитием через противоречия, с познанием специфич. противоречий развития социалистич. общества, его перерастания в коммунизм. Формы проявления К. и с. многообразны и специфика этих форм определяется во многом сферой их действия. Так, развитие всех форм социалистич. соревнования предполагает критику делом, устранение рутины и распространение передового опыта, подтягивание отстающих до уровня передовых. Важную роль играют собрания трудящихся и постоянно действующие производств. совещания, вновь создаваемые на предприятиях производств. комитеты, печать и вся система обществ. орг-ций в пром-сти, с. х-ве, науч. учреждениях, работа плановых и руководящих хозяйств. органов. Мощным рычагом К. и с. в сфере материального произ-ва является материальная и моральная заинтересованность каждого человека в развитии социалистич. экономики, парт.-гос. контроль с участием широких масс. В сфере политич. организации общества расширение социалистич. демократии и вовлечение всех трудящихся в управление обществ. делами, в контролирование обществ. порядка, соблюдения норм социалистич. общежития предполагают широкое развертывание К. и с. Специфич. формами в этой области являются всенародные обсуждения важнейших конституционных актов, политич. документов, реализация прав на отзыв депутатов, не оправдавших доверия народа, усиление активности и инициативы всех советских, партийных и обществ. орг-ций, система партийно-государственного контроля (см. Программа КПСС, с. 100–12). В сфере идеологической К. и с. является движущим началом развития форм обществ. сознания. Новый опыт жизни и потребности развития науки, преодоление последствий культа личности Сталина, борьба против ревизионизма и догматизма требуют всемерного развертывания принципиальной К. и с. всего устаревшего в области идеологии и науки. Творч. применение марксистско-ленинской теории позволяет своевременно раскрывать новое, поддерживать его, предвидеть перспективы его роста, вскрывать вредные последствия отрицат. явлений и не дать возможность недостаткам разрастись в серьезный тормоз общегосударственного масштаба, а противоречиям обостриться до социального конфликта. Максимальная острота теоретического раскрытия возникающих противоречий средствами К. и с. на основе глубокого изучения новой действительности, практики является предпосылкой их своевременного преодоления. Для этого необходимо держать под постоянным контролем общественности и подвергать решительной критике все, что мешает поступательному развитию общества к коммунизму. По мере овладения всеми трудящимися науч. мировоззрением, по мере осуществления поставленной КПСС задачи воспитания нового человека будет возрастать роль не только критики, но и самокритики в сфере нравственной самооценки поступков человека, повышения чувства ответственности, критич. подхода к собственной деятельности. "В борьбе с пережитками прошлого, с проявлениями индивидуализма и эгоизма большая роль принадлежит общественности, воздействию общественного мнения, развитию критики и самокритики. Товарищеское осуждение антиобщественных поступков постепенно станет главным средством искоренения проявлений буржуазных взглядов, нравов и обычаев" (Программа КПСС, с. 121). Неантагонистич. характер противоречий развития социалистич. общества определяет и характер К. и с. Это принципиальная, непримиримая к недостаткам, но товарищеская критика, что вытекает из ее цели, в реализации к-рой в равной мере заинтересованы все трудящиеся социалистич. общества в условиях социального единства сов. народа. К. и с. в коммунистич. обществе будет движущим стимулом развития его экономики и культуры. Лит.: Маркс К., К критике гегелевской философии права. Введение, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1; его же, Послесловие ко второму изд. 1-го т. "Капитала", там же; Ленин В. И., Шаг вперед два шага назад, Соч., 4 изд., т. 7; его же, О смешении политики с педагогикой, там же, т. 8; его же, Тезисы об основных задачах Второго конгресса Коминтерна, там же, т. 31; его же, К четырехлетней годовщине Окт. революции, там же, т. 33; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, ч. 1–4, 7 изд., [М ], 1954–1960; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961, Устав КПСС, М., 1961; XX съезд Коммунистической партии Советского Союза 14–25 февраля 1956 года. Стенографический отчет, т. 1–2, М., 1956; Внеочередной XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза 27 января – 5 февраля 1959 года. Стенографический отчет, т. 1–2, М., 1959; XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза 17–31 октября 1961 года. Стенографический отчет, т. 1–3, М., 1962; XXII съезд КПСС и вопросы идеологич. работы, М., 1962; XXII съезд КПСС и задачи кафедр обществ. наук высших учебных заведений. 30 янв. – 2 февр. 1962 г., М., 1962. С. Дудель. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.