КРИТИЦИЗМ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КРИТИЦИЗМ
критическое отношение к чемулибо. В философии, начиная с Канта, — метод установления возможности, происхождения, действительности, закономерности и границ человеческого познания. Основной тезис критицизма; созерцание без понятий — слепо, понятия без созерцания — пусты.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Критицизм
название, к-рое Кант дал своей идеалистической философии, считая осн. ее целью критику познавательной способности человека. В результате своей критики Кант пришел к отрицанию возможности для человеческого разума познать сущность вещей. К. называют и др. субъективно-идеалистические учения, ограничивающие человеческое познание и признающие его источником только идеалистически понимаемый опыт. Объективно К. был попыткой с идеалистических позиций преодолеть ограниченность эмпиризма и рационализма.

Источник: Философский словарь. 1963

КРИТИЦИЗМ
одно из направлений постпозитивистской философии науки, основоположникам которого является К. Поппер. Его суть состоит в радикальной переоценке роли эмпирического опыта (данных наблюдения и эксперимента) в науке, которая по мнению «критицистов» заключается не в обосновании и внедрении истинных теорий, а в опровержении ложных. В этом же состоит и задача философии науки по отношению к реальной науке: не утверждение и восхваление последней, а тотальная критика ее содержания и выявление всех ее слабых мест. Только на этом пути философия науки может принести действительную пользу развитию науки. (См. постпозитивизм, фаллибилизм, научная критика).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

КРИТИЦИЗМ
всякая доктрина, основанная исключительно на рефлексии, замкнутой на самой себе. (Противоп. догматизму). Основоположником критицизма был Кант: он заменил вопрос о происхождении мира (который был основным вопросом теологии и классической философии) вопросом об основаниях нашего знания. Любая философия, которая вместо стремления к познанию мира (что является объектом науки) анализирует наше знание о мире, будет критической философией. Как мы видим, критицизм восходит к Платону и принадлежит к области идеализма. После Канта критическими философами являются, в частности: Фихте (критическая философия противостоит здесь философии природы Шеллинга), Коген (для которого она сводится к логической теории познания), Дильтеп (распространяющий критическую рефлексию на область гуманитарных наук), Гуссерль (для кого интеллектуальное познание опирается на интуицию, а критика на феноменологию), Ласк (который, в свою очередь, создает синтез критицизма и феноменологии).

Источник: Философский словарь

КРИТИЦИЗМ
гносеологическая позиция, одна из современных версий скептицизма . Первый философ, осознанно ставший на позиции К., – И. Кант .
К. – сложное понятие, воплощающее совокупность установок на «неприятие безусловного». Он становится общей характеристикой познания, которое не занимается «переоценкой ценностей», но открывает те способы, с помощью которых для нас существует любое, самое фантастическое явление. К. не ищет общего основания для всех многообразных духовных феноменов, а пытается выяснить собственное основание для каждого класса явлений. К. всегда начинает с вопроса «как возможно?» (искусство, наука, человек, Бог, смерть, бессмертие, свобода). Он ничего не отвергает и ничего не навязывает. Он сопоставляет и анализирует без заранее установленного масштаба. Раскрывая человеку основы его собственной познавательной активности, К. оставляет ему возможности выбора. К. существует в различных формах (эмпириокритицизм, критический реализм, критический рационализм, философия Франкфуртской школы, постмодернизм).

Источник: Краткий философский словарь.

Критицизм
в широком смысле слова – методологический подход, восходящий к «критике разума» И. Канта. Ряд философских школ XIX–XX вв. – эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус), критический реализм, франкфуртская школа, критический рационализм – рассматривает критицизм как свою основную ориентацию. В узком смысле – критицизм совпадает с критическим рационализмом К. Поппера, Дж. Уоткинса, И. Лакатоса, Дж. Агасси, X. Альберта и близкими к нему концепциями П. Фейерабенда, У. Бартли и др. Как философское направление, критицизм возник в 1930-х гг. в ходе критики неопозитивизма и эволюционировал в процессе дискуссий с представителями исторического направления в философии науки (М. Полани, Т. Кун, С. Тулмин). Критицизм полагает, что не существует метода, обеспечивающего строго логическое приращение истинного знания, а потому задача ученого – поиск и выбраковка ложных теорий с помощью формально-логических способов. Будучи первоначально чисто негативной методологической установкой, критицизм в дальнейшем приходит к осознанию ограниченности своих положений, невозможности свести науку и ее методологию к совокупности критических процедур.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

КРИТИЦИЗМ
(Kritizismus) — так называется в философии со времени Канта метод установления возможности, происхождения, действительности, закономерности и границ человеческого познания. Кант проводит мысленную параллель между детством и догматизмом, юностью и скептицизмом, зрелостью человека и критицизмом. В общей системе критицизм стоит между рационализмом и сенсуализмом. Критицизм Канта обращен: 1) против пренебрежительного отношения к роли восприятия в познании; 2) против утверждения, что познание может возникать из одних только понятий (категорий), без обоснования посредством восприятия; 3) против утверждения, что Бог, душа, мир суть познаваемые объекты, в то время как в действительности они являются идеями (системообразующими). Основной тезис критицизма: созерцание без понятий — слепо, понятия без созерцания — пусты.
J. Bergmann. Zur Beurteilung des К. vom idealist. Standpunkte, 1875; A. Riehl. Der philos. К. und seine Bedeutung für die positive Wiss., I—III, 1876—1887; F. Kreis. Phänomenologie und K., 1930; L. Nelson. Drei Schriften zur krit. Philos., 1948; D. Collingridge. Criticism — its Philosophical Structure. Lanham, 1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

КРИТИЦИЗМ
В широком смысле слова К. обозначает методологический подход, восходящий к "критике разума" Канта. Ряд философских школ XX в. - эмпириокритицизм (Мах, Р. Авенариус), критический реализм, Франкфуртская школа, критический рационализм - рассматривает К. как свою основную ориентацию. Если критический реализм и эмпириокритицизм поясняют смысл К. аналогиями с кантовской критикой метафизики, а Франкфуртская школа - с марксовой критикой буржуазного общества, то критический рационализм специально разрабатывает систему методологических регулятивов К., обеспечивающих рациональность научного и философского мышления.
В узком смысле К. совпадает с критическим рационализмом Поппера Уоткинса, Лакатоса, Агасси, Альберта и близкими к нему концепциями Фейерабенда, У. Бартли и др. Как философское направление К. возник в 1930-е годы в ходе критики неопозитивизма и эволюционировал в ходе дискуссий с представителями исторического направления в философии науки (Полани, Кун, Тулмин). К. предполагает, что не существует метода, обеспечивающего строго логическое приращение истинного знания, а потому задача ученого - поиск и выбраковка ложных теорий с помощью формально-логических способов (напр., modus tollens). Поэтому ядром К. является принцип фальсификации. Будучи первоначально чисто негативной методологической установкой, К. в дальнейшем приходит к осознанию ограниченности своих положений, невозможности свести науку и ее методологию к совокупности критических процедур.

Источник: Современная западная философия: словарь

критицизм
КРИТИЦИЗМ — в широком смысле слова обозначает методологический подход, восходящий к «Критике разума» И. Канта. Ряд философских школ 19—20 вв. — эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус), критический реализм, Франкфуртская школа, критический рационализм — рассматривают К. как свою основную ориентацию. Если критический реализм и эмпириокритицизм поясняют смысл К. аналогиями с кантовской критикой метафизики, а Франкфуртская школа — с марксовой критикой буржуазного общества, то критический рационализм специально разрабатывает систему методологических регулятивов, обеспечивающих рациональность научного и философского мышления (критика рассматривается как ядро рациональности).         В узком смысле К. совпадает с критическим рационализмом К. Поппера, Дж. Уоткинса, И. Лакатоса, Дж. Агасси, X. Альберта и близкими к нему концепциями П. Фейерабенда, У Бартли и др. Как философское направление К. возник в 1930-е в ходе критики неопозитивизма и эволюционировал в ходе дискуссий с представителями исторического направления в философии науки (М. Полани, Т. Кун, С. Тулмин). К. предполагает, что не существует метода, обеспечивающего строго логическое приращение истинного знания, а потому задача ученого — поиск и выбраковка ложных теорий с помощью формально-логических способов (напр., умозаключения по образцу modus tollens). Поэтому ядром попперовского К. является принцип фальсификации (см. Фалъсификационизм).         Будучи первоначально чисто негативной методологической установкой, К. в дальнейшем приходит к осознанию ограниченности своих положений, невозможности свести науку и ее методологию к совокупности критических процедур. Современное понимание К. в философии возрождает идущее от немецкой классической философии и К. Маркса диалектическое понимание критики как преодоления односторонних и устаревших взглядов более емкими, разработанными и отрефлексированными концепциями. Элементами критической установки становятся рефлексия, политеоретическое описание, интерпретативное многообразие, диалогичность мышления.         И. Т. Касавин         Лит.: Структура и развитие науки. М., 1978; Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983; Ойзерман Т.И. Критика критического рационализма. М., 1988; Порус В.Н. Парадоксальная рациональность. М., 1999.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

КРИТИЦИЗМ
философско-методологическая позиция, характеризующаяся принципиальным антидогматизмом, установкой на анализ собственных оснований мышления, на выяснение границ применимости фундаментальных понятий и методов. Классическую парадигму критицизма создал Кант, согласно которому философия должна исходить из саморефлексии разума, исследующего свои основоположения и предпосылки, проблемы и задачи, и только затем приступающего к анализу внешних объектов. Критицизм в кантовском смысле следует отличать как от догматической критики, так и от скептицизма, выступающего обратной стороной догматизма. Кантовская парадигма критицизма, оказав влияние на вею последующую историю философии, в значительной мере трансформировалась в ней. В философии Фихте критицизм приобретает иную ориентацию: мир представлений выводится из деятельности чистого самосознания, поэтому рефлексия разума приобретает функцию критики по отношению к универсуму; критицизм направляется не только на собственные основания мышления, он становится позицией сознания по отношению к миру. В диалектической философии Гегеля критицизм тесно связывается с идеей развития: взаимодействие («борьба») противоположностей есть не что иное, как взаимная критика, позитивные моменты которой служат возникновению синтеза, нового основания критической установки духа.
Кантианской парадигме критицизма противоположны установки на критику «неразумной» действительности (Маркс) или «критику» самого разума иррациональной волей (Шопенгауэр), жизненным инстинктом (Ницше, «философия жизни»), бессознательным влечением (Фрейд). Развитие кантовскои парадигмы критицизма во многих отношениях определялось реакцией на эти установки, а также на изменение представлений о природе познания и его формах, благодаря успехам естественных, социальных и гуманитарных наук.
Эмпнрнокритики (Мах, Авенариус) придали критицизму роль установки на исследование эмпирического базиса познания: опыт был признан не сферой психических переживаний и не совокупностью качеств предметов, внешних по отношению к сознанию, а сферой нейтральных «элементов», обеспечивающих взаимосвязь психического и физического в рамках единого знания. Неокантианцы Марбургской и Баденской школ (Коген, Наторп, Виндельбанд, Кассирер и др.), в свою очередь, подвергли критике догмы позитивизма, искавшего последние основания научного знания в чувственных наблюдениях; была отброшена и кантианская «вещь сама по себе» как «реликт догматической метафизики». Коген полагал, что началом философско-методологического критицизма должна стать теория чистых или априорных элементов познания (категорий, теорий). Согласно Наторпу, критическая рефлексия охватывает не только сферу физико-математического исследования, но также моральный, эстетический и религиозный опыт. В феноменологии Гуссерля критицизм ориентирован на интерпретацию познавательных возможностей человека без разграничений между мышлением и созерцанием, дискурсом и интуицией; был подвергнут критике натуралистический объективизм как основание гносеологии. Общим моментом феноменологии, неокантианского критицизма и позитивизма (при всех существенных различиях между ними) стало перемещение фокуса гносеологии в сторону проблем метода. С усилением взаимодействия и диалога между философией и наукой в 20 в. понятия «метода» и «критики» еще более сблизились, и дальнейшее развитие классической парадигмы критицизма происходило гл. о. в рамках методологии науки.
В философии критического рационализма (Поппер, Уоткинс, Лакатос, Агасси и др.) критицизм рассматривается как основная познавательная установка науки. В отличие от неопозитивистской установки на эмпирическое обоснование и оправдание научного знания (см. Джастифчкационизм), Поппер выдвинул на первый план идею научной рациональности как критики научного знания, осуществляемой в поиске возможных опровержений научных гипотез. Такая критика должна быть основана на эмпиризме и логике: опыт обладает безусловным приоритетом перед теоретическими конструкциями, обнаруженное опытное опровержение теории должно вести к признанию ложности последней согласно логическому правилу modus tollens. Т. о., критицизм получил статус методологической стратегии в решении проблемы демаркации (см. Демаркации проблема) между наукой и метафизикой (последняя характеризуется именно своим иммунитетом от самокритики, принципиальной неопровержимостью).
Однако в этом статусе критицизм не может быть вполне последовательным. Перед методологией науки возникает дилемма: либо признать установку критицизма не подверженной критике, возрождая тем самым догматизм, либо согласиться с принципиальной опровержимостью самой этой установки, попадая при этом в порочный круг: «опытным» опровержением этой установки могло бы стать только указание на научное, но нефальсифицируемое суждение (суждение, стоящее вне критики), что является противоречием в определении. Попытка У. Бартли построить методологически корректное обобщение критицизма (панкритицизм) не нашла убедительной аргументации. Поппер предложил считать установку на рациональную критику «символом научной веры», изначальной готовностью ученых действовать в рамках рациональной дискуссии. Однако, вопреки намерениям Поппера, это, по сути, означало, что рассуждения об основаниях научной рациональности «переводятся» с языка методологии и логики на язык психологии и социологии науки. Определенной двойственностью в интерпретации критицизма отмечена и методологическая концепция научно-исследовательских программ Лакатоса: критические решения научной элиты основываются не на догматическом выполнении требований фальсификационизма, а на оценке эвристического потенциала программы как прогрессирующего или вырождающегося; однако такая оценка в реальной научно-исследовательской практике чрезвычайно подвержена психологическим и социологическим влияниям.
Последнему обстоятельству было придано исключительное значение представителями исторического направления в философии науки (Кун, Тулмин, Полани и др). Кун отождествил классическую парадигму критицизма с кризисным, или «революционным», состоянием науки: критика оснований происходит тогда, когда прерывается «нормальный» период научной работы и фундаментальные образцы этой работы разрушаются «изнутри» (под давлением накопившихся противоречий с фактами) и «извне» (в конкуренции с другими, альтернативными образцами). В концепции Тулмина критицизм не является основной гносеологической установкой; рациональная критика — лишь один из факторов эволюции знания, действующий наряду с социальными и психологическими факторами. В постмодернистских концепциях науки (Рорти и др.) гносеологическое значение критицизма сильно снижено, поскольку отвергается сама возможность фундаментального эпистемологического обоснования научного исследования. Бессмысленно говорить о критике оснований, если сами эти основания полагаются чем-то временным, имеющим лишь вспомогательное, инструментальное значение для прагматически трактуемого успеха.
В современной философии критицизм во все большей степени играет роль одной из регулятивных идей, влияние которой усиливается или ослабевает в зависимости от изменений позиции рационализма, культурных функций науки, от ее значимости в ряду иных форм общественного сознания. В этом смысле критицизм разделяет судьбу многих ценностей европейской культуры, которым брошен вызов истории.
Лит.: Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с обшей культурой и отдельными науками. СПб., 1905; Структура и развитие науки. М., 1978; Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983; Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995; Идеал, утопия и критическая рефлексия. М., 1996.
В. Н. Пору с

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
355.81 кб

«Истинный критицизм»: неизвестная рецепция кантовской фило- Софии ранним Шопенгауэром

Саттар Александр Сергеевич
Рассмотрена полемика раннего Шопенгауэра с кантовской теорией познания и кантовскими представлениями о задачах и методах философии, а также подчеркнута важнейшая роль этой полемики и сочинений самого Канта в становлении ранней фил
Читать PDF
601.69 кб

Текстуальность утопии как поле критицизма философии постструктурализма: от эйфории и псевдокартограф

Дыдров Артур Александрович
Статья посвящена концептуализации утопии сквозь призму философии постструктурализма и семиотики. Намечены основные проблемы и сделаны попытки решения наиболее сложных вопросов.
Читать PDF
17.17 мб

Этика в системе философского критицизма Германа Когена

Белов Владимир Николаевич
Статья посвящена этическим построениям основоположника марбургской школы неокантианства Германа Когена.

Похожие термины:

  • МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИО КРИТИЦИЗМ

    Критические заметки об одной реакционной философии» - осн. филос. труд В. И. Ленина. Издан в 1909, когда в России после поражения революции 1905 наступил период реакции. Он породил кризис либерализма и м
  • Библейский критицизм

    тип академического исследования, появившийся в XVIII в. в среде деистов, и который, благодаря заслугам немецких университетов, начал пользоваться уважением ученых в XIX в. Вначале библейский критициз
  • Критицизм (Идеализм)

    Философия Канта, вернее, предложенное им решение проблемы критики. В первую очередь речь идет о методе: метод критического философствования, пишет Кант, состоит «в исследовании приемов самого раз