одно из обозначений философской позиции Франкфуртской школы. Парадигматическое значение для К.т. имела статья Хоркхаймера "Традиционная и критическая теория" (1937). В отличие от традиционной философии К.т. исходит из того, что мир не является неизменной данностью, но может и должен быть изменен. Восходящее к Декарту разделение действительности на "бытие мыслящее" и "бытие протяженное" скрывает то обстоятельство, что человеческая действительность есть результат общественного производства, в ходе которого трансформируется не только мир, но и видение человеком мира. В этом смысле мир производится человеком. Навязываемое традиционной философией представление об "объективной реальности" есть не что иное, как иллюзия, мешающая человечеству развиваться в направлении своего сознательного самоопределения.
M.Horkheimer. Kritische Theorie. Fr./M, 1968; H.Markuse. Philosophie und kritische Theorie (1937) //H.Markuse.Kultm und Gesellschaft. Fr./M., 1965.
КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Источник: Современная западная философия: словарь
КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
программа развития философии, реализовывавшаяся в рамках франкфуртской школы. В основных своих чертах она была разработана Т. Адорно (см.) в соавторстве с М. Хоркхаймером. Ставилась задача разработать вопреки традиционной социальной теории, несвободной от язв общества и ориентирующейся на инструментальный разум, К. т. В связи с этим Адорно обращался к этической теории, построенной на базе негативной диалектики, Хорк- хаймер обратился к религии, Э. Блохпытался развить концепт утопии, Г. Маркузе (см.) решил освободить человека от его эротического порабощения, Э. Фромм пытался объединить марксизм с фрейдизмом. Все эти попытки закончились, по сути, неудачами. Относительного успеха добились представители второго поколения франкфуртской школы, прежде всего Ю. Хабермас и К.-О. Апелъ (см.). Поступив достаточно мудро, они отказались от критики науки и сосредоточились на разработке трансцендентальной прагматики, что в конечном счете привело их к дискурсивной этике. Итак, один из уроков развития философии К. т. состоит в том, что дистанцирование от науки и достижений философии неправомерно. На этом пути еще никому не удалось достичь успеха. Те же ученые, которые целенаправленно исследуют богатейшее проблемное поле философии, непременно приходят к новым выводам и интереснейшим обобщениям. Что касается социальной обусловленности теории, то она действительно существует. Социальная обусловленность теории включает и рутинные, и традиционные, и новаторские аспекты. Философское творчество избавляет от устаревших воззрений и придает обществу новаторские тенденции.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.