КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ ПОЗНАНИЯ

Найдено 1 определение
КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ ПОЗНАНИЯ
основные характеристики научного познания: 1) объективность предполагает, что познания явления осуществляется независимо от познающего субъекта, т.е. происходит отвлечение от интересов познающего индивида и от всего сверх природного; 2) доказательность и обоснованность – в качестве которых могут выступать эмпирические факты и логические рассуждения; 3) выраженность в понятиях предполагает, что научное знание должно быть выражено в системе выработанных данной наукой понятий (использует специализированный научный язык), позволяющий включить его в состав определенной научной теории 4) рациональность – в научном знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это высказывание можно считать истинным (здесь действует принцип достаточного основания); 5)  сущностная характеристика – сведения, которые сообщаются в той или иной системе знания, должны касаться сущности предметов; 6) системность знание должно быть особым образом организовано в форме теории или развернутого теоретического построения на специальном языке понятий и  категорий данной области знания; 7) проверяемость – означает, что знание должно найти свое подтверждение в практической деятельности и быть воспроизводимо в ней; 8) способность к развитию – рассматривается как потенциал знания к порождению нового знания.

Источник: Философия науки и техники: словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
592.67 кб

Возвращаясь к Гегелю: конкретность как критерий научности познания

Хомелев Геннадий Владимирович, Шутова Татьяна Николаевна
Статья посвящена соотношению абстрактного и конкретного. Новизна научной работы состоит в рассмотрении принципа конкретности как критерия научности познания, инструмента обоснования, доказательства и опровержения его результатов.
Читать PDF
256.07 кб

Специфика социального познания: к вопросу о критериях научности в социологии

Онипко А. А.
В статье характеризуется специфика социального познания в рамках социологической науки с учетом особенностей объекта ее изучения и субъекта исследователя.