КРИШНАМУРТИ ДЖИДДУ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КРИШНАМУРТИ Джидду
псевд. -Алсион, р. 1895 или 1897) - инд. религ. мыслитель и деятель, получивший образование в Англии. Посвятил жизнь пропаганде своих идей в Зап. Европе и США. До 1929 был тесно связан с Теософским обществом (см. Теософия), к-рое объявило его мессией. Создал учение о достижении «подлинной свободы» на путях отрицания любых религ. и рационалистич. систем, к-рые мешают «познать истину». Последняя может быть обнаружена только интуитивно личностью, освобожденной от влияния ложных символов, с помощью любви, преобразующей мир, к-рый является внешней проекцией наших внутренних состояний. Учение К.-крайний субъективный идеализм (близкий к экзистенциализму и интуитивизму), перемешанный с традициями инд. религ. мысли.

Источник: Атеистический словарь

Кришнамурти Джидду
(1895-1986) - индийский мистик. С двенадцати лет он воспитывался и обучался под руководством Чарльза У. Лидбитера (1847-1934), Энни Бизэнт (1847-1933) и других теософов в индийском селении Адьяре, находящимся за пределами города Мадраса с тем, чтобы подготовить из него следующего мирового учителя. В 1920-егг. возбуждение достигло кульминации, когда все Теософское общество собралось в ожидании манифестации Майтрейи через Кришнамурти. Но период подготовки Кришнамурти завершился серией разрушительных для его психики и физического здоровья опытов, приведших к тому, что он отрекся от всех религий, философий и представлений о просветлении. В 1929 г. он вышел из Теософского общества и начал учить одному из видов терапевтической диалектики.

Источник: Новые религиозные движения.

КРИШНАМУРТИ Джидду
псевд.- А л с и о н) (р. 25.5.1895 или 1897, Маданаиалли, шт. Мадрас), инд. мыслитель и поэт. В 1909 мальчиком поразил членов Теософского общества (в к-ром служил его отец) способностью непроизвольно впадать в экстаз. Выл воспитан под наблюдением руководительницы этого об-ва А. Безант и признан теософами мессией. Однако в 1929 отказался от всякого участия в организованной религ. деятельности, поставив осн. целью «воспитание свободы в поисках истины». Беседы К. частично записаны и изданы; К. также автор двух книг стихотворений и неск. сб-ковэссе. Его мышление - принципиальная импровизация, сознательно избегающая стабильности своих терминов. Отвергая все законченные представления о бытии, все системы, К. требует от своих слушателей не запоминания, а соучастия; подлинное понимание истины, по К., прекращает деятельность ума, спасающегося от страха смерти за религ. и филос. символами, и всякую вообще обусловленную «деятельность», уступая место причинно не обусловленному «действию», идущему из свободной глубины личности. Перекликаясь в ряде проблем своей философии с европ. экзистенциализмом, К. решает их, однако, в духе традиций вост. религ. мысли, восходящих к отрицательным определениям абсолюта в ранних упанишадах и буддизме.

Источник: Советский философский словарь

КРИШНАМУРТИ ДЖИДДУ


Джидду (псевдоним Алсион) — индийский мыслитель, философ, поэт. Родился в 1895 (по др. данным, в 1897) на юге Индии, в Маданапалли (штат Мадрас), умер в 1986 в Калифорнии. С детства он был необычным мальчиком, слабым и болезненным, с обостренным и глубоким вниманием к окружающему миру, созерцательным отношением к жизни и склонностью впадать в экстаз. Экстатические переживания и позже играли для него большую роль. В 1909 его увидел Ч. Лидбитер, член Теософского об-ва, и признал мессией. Активное участие в его судьбе приняла Анни Безант, председательница об-ва. Мальчика увезли в Англию. После длит, конфликта с теософами в 1929 К. публично отказался от звания мессии и от участия в делах "Ордена Звезды", председателем к-рого он был, и Теософского об-ва. После этого он поселился в Америке, в Калифорнии. К. несколько раз выезжал в Индию, а после 1947 и до самой смерти много путешествовал по Индии, Америке и странам Европы и выступал перед разными аудиториями. Темы его бесед и лирич. импровизаций бесчисленны и неисчерпаемы. К. просил не записывать его и не перечитывать, а только слушать и сопереживать, тем не менее его лекции и беседы часто записывались и издавались (3 тома "Комментариев к жизни", "Парижские беседы" и др. эссе, а также 2 тома стихов). С самого начала К. выступал против организованных религий, их "вечных" символов и всяческих авторитетов, поставив своей целью "воспитание свободы в поисках истины". Он пытался помочь избавиться слушавшим его людям от гнетущих и сковывающих их страхов, ограниченности и обусловленности. К. следовал своим путем непосредственного, неконцептуального восприятия истины и считал возможным самостоятельное открытие и переживание ее для каждого: "Только переживание того, что есть, не называя его, приносит свободу от того, что есть". Духовные искания К. лежали в русле традиц. для Индии религ.-филос. воззрений.
М. Альбедиль

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь