КРИШНА

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КРИШНА
У индийцев аватара Вишну, воин и политик, союзник пандавов, колесничий Арджуны. В канун битвы на Курукшетре Кришна открылся Арджуне как божество и поведал ему «небесную песнь» — «Бхагавад-гиту», религиозно-философскую доктрину индуизма. После битвы на Курукшетре, которая завершила круг его земных дел, Вишну-Кришна вернулся в божественные сферы.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

КРИШНА
Санскр.) Самый прославленный аватар Вишну, "Спаситель"
индусов и их самый популярный бог. Он - восьмой Аватар, сын
Дэваки и племянник Кансы, индийского Царя Ирода, который, ища его
среди пастухов овец и коров, укрывших его, убил тысячи их
новорожденных младенцев. Повесть о зачатии, рождении и детстве
Кришны есть точный прототип рассказа Нового Завета. Миссионеры,
конечно, стараются доказать, что индусы украли этот рассказ о
Рождении у ранних христиан, пришедших в Индию.

Источник: Теософский словарь

КРИШНА
санскр., букв. - темный, черный) — один из почитаемых богов в индуизме, считается 8-м воплощением (аватарой) Вишну. В индуистской мифологии представлен в образе мудрого царя-воина и божеств, пастуха. В «Afc-хабхарате» К. - одна из важнейших фигур в борьбе за власть 2 царских родов — Пандавов и Кауравов. Бог-пастух предстает как идеал красоты и мастер чарующей игры на свирели. Его любовь к пастушке Радхе стала одним из любимых сюжетов инд. лирики, а эпизоды жизни К. отражены в архитектуре, скульптуре, живописи.

Источник: Атеистический словарь

КРИШНА
(санскр., букв. - темный, черный) - легенд, царь-герой в «Махабхарате». В первых веках н. э. он был отождествлен с Вишну, и его стали почитать как «богочеловека» и «спасителя», как одно из наиболее известных воплощений Вишну. Однако культ К. был известен и гораздо раньше. В число богов брахманизма он вошел в качестве бога пастухов и скотоводов. Вишнуизм приписал ему огромное количество подвигов. Скульптурно его обычно изображают в виде юноши с флейтой, часто вместе с его возлюбленной - Радхой. К. - постоянный герой литературы и фольклора.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Кришна
самое значительное воплощение бога Вишну в мифологии индуизма. Имя буквально переводится как «Черный». Истории Махабхараты рассказывают о земном существовании Кришны; в духовном плане самым важным разделом считается Бхагавадгита. Легенд о Кришне очень много, нередко они содержат любовные эротические истории. Другие истории повествуют о том, как он избежал избиения младенцев и о смерти из-за стрелы, попавшей ему в пяту - единственное уязвимое место Кришны. Некоторые исследователи видят в более поздних рассказах влияние христианских Евангелий и греческого мифа об Ахиллесе. Другие считают, что легенды о Кришне основаны на биографии исторической личности, которую впоследствии стали считать богом.

Источник: Новые религиозные движения.

КРИШНА
сс. Темный. Черный. Индуистский бог, считающийся восьмым воплощением (аватара) Вишну. Культ Кришны называют кришнаизмом. Другие имена бога: Гопал (пастух, пастырь), Говинда (главный пастух, покровитель коров) и др. Кришнаизм относится к направлению бхакти (путь любви) в вишнуизме (вайшнавизме). Для него характерны экстатическая любовь к богу, которая поддерживается распеванием мантр, гимнов или имени бога. Большое значение придается обетам (врата), постам, символическим жертвоприношениям (пуджа) и др. Наиболее известный деятель кришнаизма — Чайтанья (1486—1533) носил женскую одежду и одновременно ощущал себя Кришной и его возлюбленной Радхой. Чайтанья служит объектом поклонения в современном кришнаизме. Его учение рассматривается как разновидность индуистского (индусского) тантризма и называется вишуддха-адвайтой, т.е. учением о чистой недвойственности, чистым монизмом. В 1966 г. движение за возрождение кришнаизма получило название Общество сознания Кришны.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

Кришна
др. – инд.) – «черный», «темно-синий» – сын Васудевы и Деваки, аватара (вариант: полное проявление) бога Вишну. Рождение К. было вызвано жалобами жителей города Матхура на дурное правление царя Кансы – чтобы избавить от него землю, Вишну решил воплотиться в человеческом облике. Кансе предсказали, что он погибнет от руки восьмого сына своей двоюродной сестры Деваки, поэтому он убивал всех ее сыновей. В живых остались только ее седьмой сын Баларама и восьмой сын К., спасенный чудесным образом и подкинутый в семью пастуха Нанды. В детстве и юности К. был пастухом и обзавелся волшебной свирелью, заслышав которую, пастушки бросали домашние дела и мужей, чтобы потанцевать под звуки ее музыки. В это же время он совершил подвиги, убивая демонов и спасая свое село и односельчан от пожара и непогоды. Повзрослев, К. убил Кансу, восстановил справедливую власть в Матхуре и защитил город от демонов, мстящих за Кансу. Он переселил жителей Матхуры (ядавов) в Двараку, новый город, воздвигшийся по его слову за одну ночь. Далее К. совершил новые подвиги и взял себе сначала восемь, а затем еще 16 100 жен. Обладая чудесной способностью пребывать одновременно со всеми женами, он произвел от них многочисленное потомство. В «Махабхарате» К. принял сторону пандавов и всячески помогал им. После битвы на Курукшетре Вишну, воплощенный в К., решил завершить земные дела и вернуться в божественные сферы, поэтому К. сначала уничтожил город ядавов Двараку, а затем погиб от руки охотника, принявшего его за оленя. К. часто изображают в виде синекожего юноши, играющего на свирели.

Источник: Мифологический словарь

КРИШНА
древнеинд. Krsna, Krshna, букв, "черный", "темный", "темно-синий") - в индийской мифологии и религии сын Васудевы и Деваки, восьмой Аватар (воплощение) Вишну, мыслимый как Спаситель индусов. К. многозначен: Божество, мифологический герой, Великий Учитель человечества - в нем слились объективации легендарных и исторических событий. К. по своей природе - прежде всего, защитник и избавитель. Недоброе и зловещее, связанное с образом К. (как например, в ортодоксальном буддизме его считают главой черных демонов), объясняется непостижимостью природы Бога. Самое раннее упоминание о К. - в "Чхандогья-Упанишаде", где он - ученик наставника Гхоры Ангирасы. В "Махабхарате" К. - воитель, политик, союзник рода пандавов, мудрый и мужественный в борьбе с врагами. В "Бхагават Гите" К. - возничий колесницы Арджуны в битве против куаравов, предстает высшим Божеством Вишну и на поле Курукшетра передает религиозно-философскую доктрину Древней Мудрости. Его жизнь, приукрашенная народной фантазией, описана в "Бхагавата-пуране", "Вишну-пуране". Учение К. - изложение Древней Мудрости, это Веданта в синтезе с концепциями Санкхьи, философия Единства, тождества Брахмана и Атмана, учение о Пуруше, космических катаклизмах, Вселенском огне, пути освобождения духа и познания Высших Миров. Достижение истинного знания (видья) - знания Брахмана (Брахмавадья) происходит через систему Йог (Карма, Бхак-ти, Джнани) осознанием различий между Вечным и невечным, отказом от материального воздаяния и преданным служением Абсолюту. Философское значение учения К. - откровения о Божественной Реальности - в мощном импульсе мыслительного и религиозно-практического творчества, создавшего различные мировоззренческие системы Индии. Сходство биографических сюжетов Новозаветного Учителя и самого прославленного Наставника индусов, а также этимологическое сходство (Кришна-Христос, Крестос-Хрестос) породило соответствующие историко-философские спекуляции в христианстве и индуизме, видимо, не имеющие основания. Единственное сходство - в величии жизненных подвигов Высочайших Духов по просвещению народов Земли.
В.В. Лобач

Источник: Новейший философский словарь

КРИШНА
(букв, черный) — популярный индуистский бог, 8-я аватара Вишну. Для поклонников К. он полностью идентичен Вишну и считается абсолютным Богом. Впервые К., сын Деваки, упоминается в «Чхандотья-упанишаде» в связи с проблемой спасения от смерти. Более развернуто его образ раскрывается в эпосе и пуринах. В «Махабхарате» К. сочетает в себе черты могущественного героя (он принимает активное участие в борьбе Пандавов против Кауравов, на стороне первых) и божества (см. Бхагавадгита). Культ К. во второй половине I тыс. до н. э. сливается с культом бога Васудевы (см. Вишнуизм), вбирая его в себя. В Бхагавата-пуране К. — сверхъестественный, могучий герой, борец со злом во всех его формах. Вместе с тем в этом произведении К. приобретает лирические черты: он привлекателен, прекрасно играет на флейте и танцует, любит развлекаться с пастушками-гопи. К. сопровождает часто его брат Баларама (он же древний бог Санкаршана, брат Васудевы). К. совершает многочисленные подвиги, побеждает демонов, счастливо живет с многочисленными женами в своей столице Двараке, где правит как царь, однако в конце концов погибает от стрелы охотника. Образ К. не лишен и отрицательных черт, но кришнаиты истолковывают их как элементы космической «игры» Бога (лила). Средневековое бхакти развивает и усложняет образ К., превращая его в многогранный психологический портрет. Постоянной спутницей К. становится Радха. Крупнейшим кришнаитским течением на севере Индии (Брадж) в Средние века была община пушти марг в рамках которой творили талантливые поэты (Сурдас и др.). Мощный стимул развитию культа К. придала также деятельность Чайтаньи, который, в сущности, возродил почитание Кришны в Матхуре (Уттар-Прадеш), где, по преданию, К. жил в юности. Ныне это основное место паломничества. Другой священный центр кришнаизма — храм Джаганнатха (одного из воплощений К.) в г. Пури (Орисса). Там ежегодно проводится «праздник колесницы» (ратхаятра), который посвящен победе К. над тираном Кансой. Движение колесницы стало символом неумолимой силы, все сокрушающей на своем пути («колесница Джаггернаута»). Совершить под колесами Джаганнатха религиозное самоубийство считалось в Средние века благочестивым поступком. К. изображается обычно как красивый бог-юноша или бог-ребенок с телом темного цвета. Его атрибуты совпадают с атрибутами Вишну.

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

КРИШНА

        (Черный) — одно из наиб, популярных божеств индуизма, почитаемое в разл. ипостасях:
        1) как племенной герой, сын царя вришниев Васудэвы от Дэваки, предводитель союза пастушеских племен (ядавов, абхиров и др.), в "Махабхарате " — родственник Пандавов, колесничий героя Арджуны и его советник;
        2) как одна из главных "героических" аватар Вишну со свойственными тому именами и асуроборческими деяниями;
        3) как верховное божество кришнаизма.
        Имя Кришны впервые встречается в "Ригведе" без связи с более поздним образом; впервые о нем как о сыне Дэваки упоминается в "Чхандотъя-упанишаде", где он предстает наставником-гуру. "Махабхарата" вкладывает в его уста учение "Бхагавадгиты", адресуемое герою Арджуне в критич. для того обстоятельствах: предстоит братоубийственная битва Пандавов и Кауравов. "Бхагавата-пурана" подробно описывает детство и юность Кришны, прошедшие среди пастухов Вриндавана, — излюбленные темы индийской лит-ры и искусства. Фигура Кришны стоит в ряду образов героев-вождей мирового цикла преданий, в к-рых мотив "божественного происхождения" замещен своим вариантом — мотивом "подкидыша": ребенком Кришна был отправлен на воспитание в семью пастухов (Нанды и Яшоды) из-за грозившей ему гибели от руки захватившего царский престол его родственника, брата матери — Кансы. Другим вариантом мотива "божественного происхождения" является объяснение темной внешности Кришны в "Махабхарате" и пуранах тем, что он рожден от черного волоса Вишну (тогда как его старший брат Баларама происходит от белого волоса). С др. стороны, чернота Кришны свидетельствует об аборигенных истоках этого образа, возможно, восходящих к протоиндийской эпохе (культ юного бога-героя). Известны его связи с местными культами пастушеских племен, с божествами плодородия, с культом камней. Возможны и его календарные ассоциации (см. МАЛЬ). "Биография" Кришны изобилует асуроборческими деяниями; в "Махабхарате", выступая на стороне Пандавов, он предоставляет свое войско их противникам Кауравам. Погибает Кришна в лесу, убитый случайным охотником, принявшим его за оленя, а его столицу Двараку вскоре поглощает море. В сложном генезисе индуистского образа наряду с аборигенными чертами усматриваются иногда и ближневосточные мотивы, в частности ассоциации с образом Христа-младенца.
С. Невелева

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
385.61 кб

"ДИАЛОГИ ОБ ИНДУССКОЙ ФИЛОСОФИИ" КРИШНОМОХАНА БАНЕРДЖИ: ИСТОРИЯ МЫСЛИ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИНДИЙСКОГО ХРИ

Скороходова Татьяна Григорьевна
В статье рассматривается первое в Индии Нового времени исследование истории индийской философии, предпринятое ученым, теологом и общественным деятелем Кришномоханом Банерджи (1813-1885).

Похожие термины:

  • Движение Харе Кришна

    Международное общество сознания Кришны (ISKCON), основанное по прибытии в Америку в 1965 г. его божественной милостью Свами А. С. Бхактиведантой Прабхупадой - одно из самых заметных среди новых религиоз
  • КРИШНАИЗМ

    общество сознания Кришны; одна из нетрадиционных религиозных групп, созданная в 1966 г. в США выходцем из Индии, принявшим монашеское имя Бхакти Веданта Свами Прабхупада. Вероучением кришнаитов явл
  • КРИШНАЛИЛА

            (или раслила) — мистериальная народная драма Сев. Индии, связанная с культом Кришны. Ее происхождение видят в эпизоде кришнаитского мифа, когда пастушки-голм танцуют круговой танец, изобр
  • КРИШНАМУРТИ ДЖИДДУ

    псевд. -Алсион, р. 1895 или 1897) - инд. религ. мыслитель и деятель, получивший образование в Англии. Посвятил жизнь пропаганде своих идей в Зап. Европе и США. До 1929 был тесно связан с Теософским обществом (
  • КРИШНАМУРТИ

    Джидду (псевдоним – Алсион) (р. 1895) – инд. философ, писатель и поэт. Род. в Юж. Индии (г. Мадрас). Образование получил в Англии. В 20-х гг. ездил с лекциями по Европе и США. В последнее время живет в США. Сво
  • БХАТТАЧАРЬЯ Кришначандра

    12 мая 1875, Серампур — 11 декабря 1949, Калькутта)— индийский философ и историк философии, создатель синкретической системы, включающей элементы веданты и некоторых других даршан, а также философии И.
  • МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ

    Движение Кришны») — один из нетрадиц. культов в совр. бурж. об-ве. Возник, в сер. 60-х гг. в США. Основатель — выходец из Индии, торговый служащий Абхай Шаран Де, или А. Ш. Бхактиведанта Сва-ми Прабхупада