КРИОЦЕФАЛКриппс, Стэффорд

КРИПКЕ Сол Аарон

Найдено 2 определения термина КРИПКЕ Сол Аарон

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

КРИПКЕ (Kripke) Сол Аарон

р.1940) - амер. философ и логик. Проф. Принстонского ун-та (с 1976). Основные области исследования: философия языка, логическая семантика, модальная логика, аналитическая философия. Позиция К. сформировалась под влиянием логических и эпистемологических идей Аристотеля, Локка (учение о реальных и номинальных сущностях), а из современных философов - Рассела, Тарского, Карнапа, Витгенштейна, Гудмена, Куайна. Ему принадлежит оригинальная концепция имен собственных, согласно которой такие имена указывают на сущностные характеристики объектов, не являясь при этом дескрипциями объектов. Имя получает "первое крещение" путем указания на его носителя, а затем исходное значение передается от поколения к поколению (так называемая каузальная теория значения). "Правильным" употреблением имени будет употребление, соответствующее исходному значению. Свою трактовку имен собственных К. распространяет и на слова, обозначающие "естественные виды" ("вода", "золото", "лошадь" и проч.). В связи с этим К. различает жесткие десигнаторы, т.е. имена, выполняющие референтную функцию в любом из "возможных миров" (напр., "Р.Никсон", "квадратный корень из 25" и др.), и нежесткие десигнаторы, которые в контрфактических ситуациях (т.е. в иных "возможных мирах") не обозначают тот же самый объект (напр., "изобретателем бифокальных очков" может при изменившихся обстоятельствах оказаться и не Б. Франклин). Истинные утверждения тождества между жесткими десигнаторами должны иметь необходимый характер. Однако, подчеркивает К., тождество между жесткими десигнаторами, обозначающими те или иные психические состояния (напр., состояние боли) и состояния нервной системы, не имеет необходимого характера, поскольку возможны такие мозговые процессы, которым не соответствуют никакие психические состояния. Это рассматривается как логический аргумент против теорий, отождествляющих психическое и телесное.

К. дает неформальное философское обоснование ряду понятий и концепций современной логики. Так, "возможные миры" он рассматривает как абстракции возможных состояний реального мира. Он отдает предпочтение изучению модальностей самих вещей и явлений (de re модальности) перед изучением модальностей, выраженных в языке (de dicto модальности). Он критикует характерное для логического позитивизма отождествление необходимых утверждений с априорно-аналитическими утверждениями, допуская возможность необходимо истинных утверждений a posteriori. К. также занимается проблематикой семантических парадоксов. В 80-е годы развернулась дискуссия вокруг интерпретации его взглядов позднего Витгенштейна и так называемого скептического парадокса, ставящего под сомнение постоянство значения употребляемых нами слов и знаков. С точки зрения К., реальным гарантом и ограничивающим условием такого постоянства может быть только само "лингвистическое сообщество", конвенционально устанавливающее правила употребления, которым следует в своей практике включенный в коммуникативную ситуацию конкретного "сообщества" индивид.

А. Ф. Грязнов

Тождество и необходимость // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XII. М., 1982; Загадка контекстов мнения // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVIII. М., 1986; Naming and Necessity. Oxford, 1980; Wittgenstein on Rules and Private Language. Oxford, 1982.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современная западная философия: словарь

КРИПКЕ Сол Аарон

13 ноября 1940, Бэй Шор, шт. Нью-Йорк) — американский философ и логик. Закончил Гарвардский университет. Преподавал в Гарвардском и Рокфеллеровском университетах (1963—76), с 1977 — профессор Принстонского университета. Основные области исследования: модальная логика, логическая семантика, философия языка, эпистемология. Предложил семантику для модальной логики, основанную на лейбницевской идее возможных миров. Семантика Крипке стала началом нового этапа в развитии этой логической дисциплины. Предложенная им интерпретация модальных операторов как особых кванторов, определенных на области возможных миров (возможные миры, по Крипке, это абстракции возможных состояний действительного мира) позволила строить экстенсиональные системы модальной логики и тем самым преодолеть ряд проблем, связанных с логическим анализом модальностей. Его книга «Именование и необходимость» (Naming and Necessity, 1980) посвящена философским следствиям его семантики. Выступая против традиционного отождествления необходимо-истинных утверждений с априорными и определяя первые как истинные во всех возможных мирах, Крипке полагает, что могут быть необходимые истины, устанавливаемые эмпирическим путем, и случайные истины, известные нам априорно. Более того, он значительно расширяет класс «необходимого», отстаивая необходимость de ге, т. е. необходимость, присущую самим вещам. Крипке критикует традиционную теорию значения и формулирует концепцию имен собственных как «жестких десигнаторов», обозначающих один и тот же объект во всех возможных мирах, в которых этот объект существует. Референция имени не фиксируется с помощью дескрипций, а устанавливается непосредственно, путем указания на объект, во время «церемонии первого крещения (или именования)», а затем по каузальной цепочке передается от одного говорящего к другому. Аналогичную «каузальную» теорию референции он формулирует и для терминов «естественных видов», обозначающих животных, растения, природные вещества и т. д. Эти термины являются жесткими десигнаторами, т. к. ее- тественные виды обладают необходимыми свойствами, т. е. свойствами, присущими им во всех возможных мирах. В то же время Крипке предлагает новое решение проблемы тождества: проблему «трансмирового» тождества он считает псевдопроблемой; для него любой объект не просто тождествен самому себе, но необходимо тождественен, поэтому истинные утверждения тождества, формулируемые с помощью жестких десигнаторов, являются необходимо-истинными. На этой основе Крипке строит свой аргумент против теории, отождествляющей сознание и мозг: если бы состояния мозга и состояния сознания были бы тождественны, то они должны были бы быть необходимо тождественными, а это не так, ибо возможны состояния мозга без соответствующих состояний сознания. В 80-е гг. Крипке обращается к проблеме парадоксов семантических. Предложенная им «скептическая интерпретация» рассуждения Л. Витгенштейна о «следовании правилу» положила начало бурной дискуссии. Крипке истолковал указанные рассуждения Витгенштейна как «скептический парадокс», ставящий под сомнение саму возможность существования языка и языковой коммуникации. Заслугу Витгенштейна Крипке видит в том, что он не только поставил, но и разрешил этот парадокс, показав, почему невозможен персональный язык и почему возможен язык человеческой коммуникации, осуществляемой в рамках «языкового сообщества» с присущими ему обычаями, практиками и «формами жизни».

Соч.: Семантический анализ модальной логики, — В кн.: Фейс Р. Модальная логика. М.. 1974, с. 254—323; Семантическое рассмотрение модальной логики. — В кн.: Семантика модальных и интенсиональных логик. М., 1981; Тождество и необходимость. — В кн.: Новое в зарубежной лингвистике. М., 1982, вып. 13; Naming and Necessity. Cambr. (Mass.). 1980: Wittgenstein on Rules and Private Language: An Elementary Exposition. Oxf.. 1982.

Лит.; Passmore J. Recent Philosophers. A Supplement to «A Hundred Years of Philosophy». L.. 1985.

Л. Б. Макеева

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме КРИПКЕ Сол Аарон — 0

Найдено научныех статей по теме КРИПКЕ Сол Аарон — 0

Найдено книг по теме КРИПКЕ Сол Аарон — 0

Найдено презентаций по теме КРИПКЕ Сол Аарон — 0

Найдено рефератов по теме КРИПКЕ Сол Аарон — 0