КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
Крестовые походы
захватнические походы западноевропейских феодалов в 11 – 13 вв. по инициативе и при активном участии католич. церкви. Под религ. лозунгом «освобождения гроба господня из-под власти неверных» было организовано восемь К. п. на Ближний Восток, результатом к-рых явилось создание нескольких гос-в крестоносцев. К. п. сопровождались грабежами и уничтожением местного населения. К 12 – 13 вв. относятся К. п. немецких феодалов против славянских и др. народов Прибалтики, завершившиеся созданием двух орденов — Ливонского и Тевтонского. Попытки немецких рыцарей подчинить рус. земли закончились поражением Тевтонского ордена в 1242 г. (Ледовое побоище). Под флагом К. п. католич. церковь в 13 – 15 вв. организовывала карательные экспедиции против еретиков (Альбигойские войны, Гуситские войны и т. д.). К. п. позволили католич. церкви значительно расширить свое влияние на новых землях, принесли ей огромные богатства. После Великой Октябрьской социалистической революции Ватикан, выражая интересы наиболее реакционных империалистических кругов, неоднократно призывал к К. п. против СССР.
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
захватнич. походы зап.-европ. феодалов в 11—13 вв., проходившие под прикрытием религ. лозунгов (освобождение «гроба господня» и «святой земли» - Палестины -из-под власти «неверных», «защита католицизма» и т. д.). Идейн. вдохновителем и непосредственным организатором К. п. выступило папство, стремившееся для упрочения и расширения влияния католич. церкви разжечь религ. фанатизм, добиться подчинения Риму правосл. церквей. В К. п. на Восток приняли участие представители различных классов феод. общества, преследовавшие при этом неодинаковые цели. Мелкое рыцарство открыто стремилось к грабежу развитых в экономич. отношении стран Востока, к захвату новых земель и крепостных. Этого же добивались и нек-рые крупные феодалы, принявшие участие в К. п. Североитал. города — Генуя, Венеция, Пиза, сыгравшие большую роль в организации К. п., рассчитывали восстановить непосредств. связи с вост. побережьем Средиземного моря, захватив у сельджуков Сирию и Палестину, и вытеснить из вост. торговли своего конкурента — Византию. В первых К. п. принимало участие также крестьянство, видевшее в походах на Восток средство избавления от феод. гнета, получения земли и свободы. Политич. обстановка, сложившаяся на Востоке в кон. 11 в. (раздоры между гос-вами сельджуков, ослабление Византии) , благоприятствовала началу К. п. Всего было организовано 8 К. п. на Ближний Восток, результатом к-рых явилось создание нескольких гос-в крестоносцев, просуществовавших до кон. 13 в. К 12-13 вв. относятся К. п. нем. феодалов против славянских и др. народов Прибалтики. Под флагом К. п. папство в 13-15 вв. организовывало также карательные экспедиции для искоренения ересей. К. п. позволили католич. церкви значительно расширить свое влияние на новых землях и принесли ей огромные богатства.
Источник: Атеистический словарь
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
агрессивные войны XI—XIII вв., проводившиеся с одобрения или по почину папства зап.-европ. феодалами под религ. лозунгами, а также карательные экспедиции XIII—XV вв. против участников освободит. движений, предпринимавшиеся под предлогом искоренения ересей. Чаще всего название К. п. давалось крупным завоеват. походам (1096—1270) феод. Запада, направленным на захват стран Бл. Востока. Осн. предпосылками К. п. явились глубокие сдвиги в социально-экономич. жизни зап.-европ. феод. общества в XI—XIII вв. Отделение ремесла от земледелия, образование городов, внедрение товарно-денежных отношений в натуральное хоз-во поместья, развитие внутр. и междунар. торговли - все это значительно расширило материальные интересы правящего класса. Удовлетворить их за счет повышения феод. ренты в условиях неукл. обнищания крепостного крестьянства и обострения классовой борьбы становилось затруднительным. Отсюда в первую очередь и возникали широкие завоеват. устремления феод. князей и рыцарства. Ближайшими объектами этих устремлений явились богатые страны мусульм. Востока. Католич. церковь взяла на себя идейное обоснование , а также в изв. мере и орг-цию агрессии на Восток. Церковники во главе с папством рассчитывали при помощи успешной войны против «неверных» обезопасить крупное феод. землевладение на Западе от разбойных грабежей «рыцарской вольницы», разжечь религ. фанатизм и, укрепив таким путем свой авторитет, а также захватив большие богатства, упрочить собств. положение в Европе. Одновременно они стремились к созданию на Бл. Востоке владений, подконтрольных папскому престолу, и ставили одной из своих целей подчинение Риму греко-правосл. церкви. Войны с мусульманами церк. пропагандой были объявлены «священными», а участие в них провозглашено верным средством «спасения душт. В качестве непосредств. мотива для выступления на Восток была выдвинута «необходимость освобождения гроба господня» в Иерусалиме из-под владычества «неверных» (сельджуков). На протяжении XI—XIII вв. состоялось 8 больших К. п. на Восток, из к-рых наиболее значительными и для их участников победоносными были лишь 1-ый (1096—1099) и 4-ый (1202—1204). Первый, провозглашенный в Клермоне папой Урбаном II в ноябре 1095 и собравший под свои знамена ок. 100 тыс. участников, преимущественно французов, завершился захватом в июле 1099 Иерусалима, подчинением и ограблением части М. Азии, прибрежных областей Сирии и Палестины, образованием здесь феод. Латино-Иерусалимского королевства (1100—1187) и трех более мелких феод. гос-в. Во время 4-го К. п., организованного по инициативе Иннокентия III, 30тысячное войско франц., итальянских и нем. крестоносцев варварски разгромило столицу христ. Византийской империи Константинополь и была создана Латинская империя (1204—1261) на завоеванной территории части Балк. п-ва и М. Азии. Разгром крестоносцами столицы христ. гос-ва служит ярчайшим выражением подлинно грабит, характера К. п. Все остальные К. п. (2-ой состоялся в 1147—1149, 3-ий в 1189 - 1192, 5-ый в 1217-1221, 6-ой в 1228- 1229, 7-ой в 1248—1254 и 8-ой в 1270) потерпели провал. Одной из наиболее мрачных страниц в истории К. п. был поход примерно 50 тыс. детей, двинувшихся по зову католич. фанатиков из Франции и Германии в 1212 «освобождать Иерусалим» и почти всех погибших в пути. К концу XIII в. крестоносцы были вытеснены с завоеванных ими ранее земель на Бл. Востоке.
В первых К. п., наряду с феодалами и деклассир. элементами, активно участвовало и крестьянство. Разоренная разл. поборами деревенская беднота, одурманенная к тому же церк. пропагандой, примкнула к движению крестоносцев в надежде на улучшение своей участи. В первых К. п. явственно проступала их религ.-мистич. оболочка; реальная грабит, сущность этих походов еще не успела разбить связывавшихся с ними религ. иллюзий. С сер. XII в. крестьянство отошло от К. п., убедившись, что участие в заморских войнах не оправдывает возлагаемых на них надежд. К. п. превратились в войны по преимуществу феодалов. Все большую роль в них приобретали торг. интересы южноевроп. купечества (Венеции, Генуи и др.). С конца XII в. на первый план в истории К. и. выдвинулось соперничество феод. держав Зап. Европы в борьбе за преобладание на Средиземном море, за захват новых территорий. К. п. были страшным бедствием для народов Востока; они принесли гибель сотням тысяч людей и из европ. стран. «...Европейцы много выиграли бы, если бы вместо организации бессмысленных крестовых походов, неизменно кончавшихся провалом, они сумели построить мирные взаимоотношения с инакомыслящими народами мусульманского Востока» (Хрущев П. С. О мирном сосуществовании. М., 1959, с. 5).
Католич. церковь и папство, гл. вдохновители «свящ. войн», на первых порах извлекали для себя из орг-ции К. п. определ. выгоды. В римскую курию в XII—XIII вв. текли огромные суммы в виде «крестовой деньги» - налогов, собиравшихся на Западе якобы для обеспечения крестоносцев, а на самом деле в немалой степени присваивавшихся курией. Орг-ция К. п. способствовала врем. укреплению положения папства как своеобр. центра феод. Зап. Европы. Однако провал К. п. на Востоке к концу XIII в. нанес тяжелый удар престижу и полит. влиянию католич. церкви и ее руководителей. Именем К. п. католич. церковь неоднократно освящала мн. захватнич. войны зап.-европ. феодалов, ведшиеся и в Европе, - в частности, войны нем. захватчиков против прибалт, и славянских народов в XII—XIII вв. (см. Тевтонский орден). Под знаменем К. п. католич. церковь и папство организовывали бесчисл. карательные экспедиции против еретиков.
Таковы были К. п. против южнофранц. альбигойцев в 1209, против крепостных крестьян сев.-нем. областей - штедингов в 1234, против участников восстания Дольчино в Сев. Италии в 1305, против чешских гуситов в 1420—1431 и др. Лозунг К. п. широко использовался с благословения церкви реакционерами и в новое время, прежде всего в борьбе с силами социализма. Так, Пий XI в февр. 1930 провозгласил К. п. против СССР. Под знаменем К. п. фашизм душил испанскую республику в 1936—1939. Свой разбойничий план уничтожения сов. гос-ва гитлеровцы назвали «планом Барбаросса», по имени герм. имп. Фридриха Барбароссы, одного из предводителей 3-го К. п. В арсенале антикоммунистич. пропаганды, к-рую ведут империалисты, в особенности зап.-герм. реваншисты, большое место занимает и лозунг К. п. против «атеистич. коммунизма». Лозунг этот всегда служил и ныне служит силам реакции в борьбе с прогрессом.
В первых К. п., наряду с феодалами и деклассир. элементами, активно участвовало и крестьянство. Разоренная разл. поборами деревенская беднота, одурманенная к тому же церк. пропагандой, примкнула к движению крестоносцев в надежде на улучшение своей участи. В первых К. п. явственно проступала их религ.-мистич. оболочка; реальная грабит, сущность этих походов еще не успела разбить связывавшихся с ними религ. иллюзий. С сер. XII в. крестьянство отошло от К. п., убедившись, что участие в заморских войнах не оправдывает возлагаемых на них надежд. К. п. превратились в войны по преимуществу феодалов. Все большую роль в них приобретали торг. интересы южноевроп. купечества (Венеции, Генуи и др.). С конца XII в. на первый план в истории К. и. выдвинулось соперничество феод. держав Зап. Европы в борьбе за преобладание на Средиземном море, за захват новых территорий. К. п. были страшным бедствием для народов Востока; они принесли гибель сотням тысяч людей и из европ. стран. «...Европейцы много выиграли бы, если бы вместо организации бессмысленных крестовых походов, неизменно кончавшихся провалом, они сумели построить мирные взаимоотношения с инакомыслящими народами мусульманского Востока» (Хрущев П. С. О мирном сосуществовании. М., 1959, с. 5).
Католич. церковь и папство, гл. вдохновители «свящ. войн», на первых порах извлекали для себя из орг-ции К. п. определ. выгоды. В римскую курию в XII—XIII вв. текли огромные суммы в виде «крестовой деньги» - налогов, собиравшихся на Западе якобы для обеспечения крестоносцев, а на самом деле в немалой степени присваивавшихся курией. Орг-ция К. п. способствовала врем. укреплению положения папства как своеобр. центра феод. Зап. Европы. Однако провал К. п. на Востоке к концу XIII в. нанес тяжелый удар престижу и полит. влиянию католич. церкви и ее руководителей. Именем К. п. католич. церковь неоднократно освящала мн. захватнич. войны зап.-европ. феодалов, ведшиеся и в Европе, - в частности, войны нем. захватчиков против прибалт, и славянских народов в XII—XIII вв. (см. Тевтонский орден). Под знаменем К. п. католич. церковь и папство организовывали бесчисл. карательные экспедиции против еретиков.
Таковы были К. п. против южнофранц. альбигойцев в 1209, против крепостных крестьян сев.-нем. областей - штедингов в 1234, против участников восстания Дольчино в Сев. Италии в 1305, против чешских гуситов в 1420—1431 и др. Лозунг К. п. широко использовался с благословения церкви реакционерами и в новое время, прежде всего в борьбе с силами социализма. Так, Пий XI в февр. 1930 провозгласил К. п. против СССР. Под знаменем К. п. фашизм душил испанскую республику в 1936—1939. Свой разбойничий план уничтожения сов. гос-ва гитлеровцы назвали «планом Барбаросса», по имени герм. имп. Фридриха Барбароссы, одного из предводителей 3-го К. п. В арсенале антикоммунистич. пропаганды, к-рую ведут империалисты, в особенности зап.-герм. реваншисты, большое место занимает и лозунг К. п. против «атеистич. коммунизма». Лозунг этот всегда служил и ныне служит силам реакции в борьбе с прогрессом.