КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ
в христианстве изображение креста рукой. В православии - тремя пальцами, складывая большой, указательный и средний (старообрядцы признают только двоеперстие), а в католицизме - всей ладонью.

Источник: Атеистический словарь

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ
в христ-ве - воспроизведение креста движением руки. В православии К.з. совершается «троеперстием», т. е. сложенными вместе пальцами (большим, указательным и средним). Старообрядцы признают К. з., совершаемое «двоеперстием» (указательным и средним пальцами) .

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ
Приходя в храм, произнося молитвы и поминая Господа, а также в опасности, горе и радости христиане крестятся – творят крестное знамение. Для этого нужно сложить три первые пальца правой руки (большой, указательный и средний) вместе, щепотью, а два оставшихся пригнуть вниз, к ладони. Три соединенных пальца означают веру в то, что Бог един в Трех Лицах, а два прижатые к ладони пальца (безымянный и мизинец) означают веру в то, что Иисус Христос есть Богочеловек, то есть одновременно и истинный Бог и настоящий человек. Тремя сложенными вместе пальцами нужно последовательно коснуться лба (по старослав. – чело), груди (чуть ниже солнечного сплетения), далее – правого и затем левого плеча. Только после отнятия руки от левого плеча делается поклон. Креститься и кланяться одновременно нельзя, потому что при этом “ломается” правильное изображение накладываемого креста. Возложением перста на чело просят освящения ума, на грудь – сердца, на правое и левое плечо – освящения воли и добрых дел. Православные молятся всегда обратившись лицом к востоку.
Также крестное знамение совершается словами (часто лишь мысленно): “Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь”. Правильное изображение крестного знамения, по понятиям верующих, имеет большую мистическую силу; разрушает действия злых сил и защищает от колдовских воздействий злых людей. Неправильное исполнение крестного знамения никакой мистической силы не имеет и является лишь издевательством над святыней – святотатством. Рассказывают случай, как преподобный Силуан, зайдя в свою келью, увидел беса, который сидел перед иконами и небрежно махал перед собой лапой. Удивленный Силуан спросил: “Ты что, молишься?” – “Нет, – ответил бес, – я так над молитвой издеваюсь”.

Источник: Православие. Основные понятия.

Крестное знамение
Изображение креста рукою на себе или на какой-либо вещи. В первоисточниках церковной истории о нем говорится как об обычае, ведущем свое начало от времен апостольских. Древнейшие письменные свидетельства о нем принадлежат Тертуллиану и Киприану. Обыкновенно оно делается правой рукой, персты которой возлагают сначала на лоб, потом на грудь, на одно плечо и на другое (католики – сначала на левое плечо, православные – сначала на правое). Католики не делают никакого особого перстосложения для К. знамения, православные же складывают персты большой, указательный и средний, протягивая их, а персты безымянный и малый, также соединенные, пригибают к ладони. Это так наз. троеперстие, отвергаемое русскими старообрядцами, которые признают только двоеперстие – складывают протяженно лишь указательный и средний персты, а большой присоединяют к двум меньшим. По этому предмету как у православных, так и у старообрядцев существует обширная литература. В настоящее время в литературе православной, на основании точных археологических данных, господствует мнение, что в разные времена и в разных местах в церкви существовали и троеперстие, и двуперстие, и даже единоперстие (когда простертым оставался один перст – указательный, а остальные пригибались вместе к ладони), смотря по тому, какую догматическую идею хотели выразить – учение о троичности лиц в Боге, учение ли о двух естествах в И. Христе, или идею единства Божия (см. архиепископа Никанора, «О перстосложении для К. знамения», в «Страннике» за 1888—90 гг.). Церковь православная, установив канонически, на противораскольнических соборах 1666–1667 и др., троеперстие, как форму наиболее правильную, никогда, однако, не усвояла той или другой форме перстосложения для К. знамения значения догмата, как делают это старообрядцы, отстаивающие двоеперстие также на основании археологических данных (старинных иконах и рукописей), односторонне подобранных и истолкованных применительно к их символической книге, «Поморским ответам».

Источник: Православный церковный словарь.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
1.35 мб

О перстосложении для крестного знамения и благословения

П. С. Смирнов
Читать PDF
1.68 мб

О перстосложении для крестного знамения и благословения

П. С. Смирнов
Читать PDF
1.49 мб

О перстосложении для крестного знамения и благословения

П. С. Смирнов
Читать PDF
73.08 кб

Полемика вокруг крестного знамения и московские печатные книги XVII В. Для обучения вере и грамоте

Белянкин Юрий Сергеевич
В статье рассматриваются издания Московского печатного двора в переломный период русской истории, связанный с церковными реформами патриарха Никона. Автор анализирует, когда и каким образом в XVII в.